Цель:
- Воспитывать аккуратность, усидчивость;
- Развивать математическую речь, память, мышление;
- Познакомить детей с новым математическим понятием “буквенные выражения”; сформировать умения читать, записывать буквенные выражения с одной переменной вида 8 + а, в – 5 и вычислять их значения при данных значениях букв; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать составные задачи.
Оборудование: геометрический материал, опора-алгоритм, таблица, Знайка-Математик.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
Сегодня у нас снова в гостях Знайка-Математик. Он у нас неспроста. Он на уроках математики раскрывает нам математические секреты. Знайка-Математик готов с вами поделиться своими знаниями, но каждый из нас должен потрудиться, показать, насколько хорошо вы умеете решать задачи, примеры. Начинаем устный счет.
1) Проверим технику вычисления за одну минуту. Выясним, насколько мы продвинулись вперед. (Дети решают примеры на сложение и вычитание).
2) Игра “Путешествие по деревням”. Определяем маршрут путешествия, который начинается в нашем районном центре, в городе Агрызе.
Учитель. Что можете сказать об этих выражениях?
Дети. Эти выражения можно разделить на группы. 1-я группа – на сложение, 2-я группа – на вычитание; 1-я группа – с одним действием, 2-я группа – с двумя действиями; далее дети добавляют, что данные выражения на вычитание двузначного числа из двузначного, на вычитание однозначного числа из двузначного, сложения однозначных чисел; вычитание однозначных чисел из двузначных; сложение однозначных и двузначных чисел.
Учитель. Молодцы! Хорошо поработали!
3) Работа над составлением задачи. В это время у доски работают 2 ученика. Один ученик находит значения выражений и объясняет способ его решения
26 + 5 + 4 =
74 + 2 + 6 + 8 =
53 + 7 + 4 =
4 + 3 + 26 + 37 =
Второй ученик занят игрой “Цепочка”.
Остальные учащиеся составляют задачу, используя наглядный материал и краткую запись.
4) Геометрический материал. Работа в парах. Дети узнают, в каком доме живет Знайка-Математик, какую форму имеет его дом. Находят геометрические фигуры, расставляют их, объясняют, какая фигура осталась лишней и почему.
II. Изучение нового материала (на доске таблица).
Учитель. Знайка-Математик дает нам интересное задание, нужно заполнить данную таблицу. Обратите внимание на математические термины. Сможем ли поставить вместо пустого окошечка какое-нибудь число? Возьмем число 3. Что получим? (Ответы детей.) Дети подбирают числа и подставляют в таблицу, находят ответы.
Учитель. Можем ли продолжить первую строчку?
Дети. Да!
Учитель. А вторую строчку?
Дети. Остается неизмененной.
Учитель. Какие числа можно вставить в это пустое “окошечко” + 12?
Дети. Любые.
Учитель детям показывает выражение 6 – и просит вставить в “окошко” числа. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что данное выражение можно поставить числа от 0 до 6. Учитель обращает внимание на то, что в математике принято вместо “окошек” записывать маленькие буквы латинского алфавита: a, b, c, d, k, x, y.
Учитель. Как записать с помощью латинских букв Знайкину запись а + 12, 6 – b? Что мы записали?
Дети. Выражения.
Учитель. А как их называть точнее, если мы используем буквы?
Дети. Буквенные выражения.
Учитель. К чему мы с вами пришли?
Дети. К теме урока.
Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока “Буквенные выражения”. Мы должны научиться решать буквенные выражения.
III. Усвоение нового материала.
1) Работа по учебнику стр.64
Учитель. Давайте поможем нашим веселым героям из сказок подставлять в “окошко” числа.
Дети подставляют карточки лисы, белочки, ежика, зайчика и приходят к выводу, что первое слагаемое не изменилось, а изменяются вторые слагаемые и вместо “окошечка” можно поставить любые числа, а любые числа можно заменять латинскими буквами. Это будут буквенные выражения.
Учитель в ходе выполнения работы над буквенными выражениями подводит детей к алгоритму – опоре. Дети прочитывают хором, повторяют и будут использовать данную опору на следующих уроках.
1. Прочитали.
2. Записали.
3. Подставили в выражение.
4. Вычислили.
Учитель. Пользуясь алгоритмом решения, выполните № 2 с.65. 2 ученика решают у доски, остальные самостоятельно. После решения дети проговаривают хором алгоритм выполнения работы над буквенными выражениями.
IV. Физкультминутка.
V. Повторение пройденного материала.
1) Формирование умения решать текстовые задачи.
Решение задачи № 3 на стр. 65. После чтения текста задачи дети выделяют слова для краткой записи или выполняют наглядную интерпретацию в виде чертежа.
Учитель. Ребята, докажите, что это задача. (Дети находят условие, вопрос, выделяют главные слова для краткой записи.)
Было – 50 р. и 10 р.
Купила – 30 р.
Осталось – ?
Учитель. Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи?
Дети. Нет.
Учитель. Почему? Сможем ли узнать, сколько было денег у мамы? Каким действием?
Дети. Сложением.
Учитель. Сможем ли узнать, сколько денег осталось после того, как мама купила овощей на 30 р.? Каким действием?
Дети. Вычитанием (один ученик решает задачу на переносной доске, а другие самостоятельно).
Учитель. Сможем ли записать решение задачи другим способом?
Дети. Выражениями.
Учитель. Можно ли решить эту задачу другим способом?
Дети. Да.
Учитель предлагает наглядно решить данную задачу.
Учитель. У меня в руках 50-ти рублевая купюра и 10-ти. Я купила на 30 рублей шоколадку. Как вы думаете, какую купюру денег я заплачу?
Дети. 50-ти рублевую. Дети объясняют решение данной задачи и записывают выражение 50 – 30 + 10 = 30 (р.)
2) Работа в тетради на печатной основе стр. 58 № 93. Задание – составить и записать как больше выражений, значение которого равно 14.
Данные упражнения можно выполнить в виде соревнования “Кто запишет больше выражений”.
VI. Итог урока.
Учитель. Знайка-Математик раскрыл нам секреты буквенных выражений. Сейчас он проверит, кто будет самым внимательным на уроке (на доске таблица).
а | 2 | 4 | 6 | 8 |
а + 1 |
Дети пишут ответы на файлах фломастером и показывают учителю.
Учитель. Проверьте себя.
Что узнали сегодня на уроке? Что понравилось? Что было трудно? Чему научились?
Учитель оценивает и комментирует работу каждого ученика.
VII. Домашнее задание.
Стр. 65 № 4, 5 (задания сильным учащимся), стр.65 № 4 (задания слабым учащимся).