Внутренние воды России. Реки. 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели урока:

Образовательные:

  • Изучить особенности рек России
  • Показать влияние рельефа и климата на реки
  • Сформировать понятия – падение, уклон, умение определять их
  • Продолжить формирование умений работать с географическими картами и другими источниками знаний.

Воспитательные: Способствовать воспитанию у школьников любви к родной природе.

Оборудование: физическая карта России, атласы, контурные карты, учебники, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Домашнее задание: параграф 15, номенклатура по рекам, творческое задание на выбор: “Портрет реки”, стихи и загадки о реках, презентация по теме.

  • Изучение нового материала.
  • Тема урока (Приложение) (Слайд 1).
  • Целеполагание. Учащиеся самостоятельно ставят цели урока, а учитель обобщает.
  • Состав внутренних вод.
    – Какие виды внутренних вод вы знаете? (Слайд 2).
    – Какие из них созданы человеком?
    – Чем объяснить богатство России внутренними водами?

Связь внутренних вод с другими компонентами природы (Слайд 3).

– Какие из компонентов оказывают большое влияние на реки?

Проблема: выяснить, какое влияние на реки оказывает рельеф и климат.

Вспомним:
– Что такое река?
– Каково значение рек?

Каждая река уникальна, но у них у всех есть общее – это части реки.

(Слайд 4).

Работа с картой “Распределение рек по бассейнам” (слайд 5). Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории.

– Назовите крупные реки, впадающие в этот океан.
– Почему крупнейшие реки текут на север?
– Назовите реки, впадающие в Тихий океан.
– Почему крупных рек на востоке России не так много?
– Назовите реки, относящиеся к бессточной области и к бассейну Атлантического океана.

Вывод: рельеф влияет на направление течения рек.

Горные и равнинные реки (Слайд 6).
Сравните горные и равнинные реки.
– Каких рек больше и почему?
Пороги и водопады (Слайд 7).

Влияние рельефа на падение и уклон реки.
Падение реки (Слайд 8).
Определение падения реки Ангары (Слайд 9). 456м – 76м= 380м
Определение падения реки Невы (Слайд 10). 4м – 0м= 4м
Падение влияет на уклон реки. Это отношение падения реки к ее длине в см на км. (Слайд 11).
Определение уклона реки Ангары: 3800см:1826км=20,8см/км (Слайд 12).
Определение уклона реки Невы: 400см:74км=5,4см/км (Слайд 13).

Вывод: уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость течения реки.

– Уклон реки в 12 веке определил судьбу епископа Иоанна.

В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12 веке. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т.к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это “чудо” как “знаменье Господне”, и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.

Объясняется это явление просто. Оказывается, уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

Истоки крупных рек. Просмотр Слайдов 14, 15, 16, 17.

Обобщение: Как рельеф влияет на реки? (На направление течения рек, характер течения рек, скорость течения рек.)

Теперь мы должны выяснить, как климат влияет на реки.

– Расход – это количество воды, проходящее по руслу за единицу времени в кубических метрах в секунду. Среднегодовой расход Енисея 20000куб.м/сек.
– Сток – расход воды в реке за длительное время (сутки, месяц, сезон, год).
– Твердый сток – это переносимый водой материал, состоящий из растворенных в воде химических и биологических веществ и твердых мелких частиц. Максимальный твердый сток в стране имеет Терек – 26 млн т в год. (Слайд 18).
– Дельта реки Лены (Слайд 19).

Чем питаются и в каком режиме живут реки?

Снеговое дождевое грунтовое ледниковое (слайд 20).

С м е ш а н н о е

Режим рек – жизнь речного потока в течение суток, сезонов и года.

(Слайд 21).

Межень – время устойчивого низкого уровня воды в реке.

– В какое время года на реках отмечается межень?
– Как замерзают реки на территории страны?

Половодье на реке Лене (Слайд 22).

Обобщение: Как влияет климат на реки? (На речной сток, типы питания, режим рек.)

  • Работа с атласом и контурными картами. Нанести на контурные карты крупные реки и их притоки: Волга (Ока и Кама), Енисей (Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска), Лена (Алдан, Вилюй), Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур (Шилка, Аргунь, Зея, Бурея), Урал, Терек, Кубань, Нева, Дон, Печора, Обь (Иртыш).
  • Подведение итогов урока. Анализ деятельности учащихся.