Пояснение (в детском саду комбинированного вида действует 2 группы для детей с нарушением интеллекта, 4 группы общеразвивающей направленности)
Для обеспечения целостности процесса помощи детям в ДОУ организована работа психолого-медико-педагогического консилиума.
Цель: обеспечение оптимальных педагогических условий для детей с разными образовательными потребностями, имеющими: отклонения в поведении, нарушении эмоционально-волевой сферы, общении, трудности в обучении в соответствии с их возрастными индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Основные принципы сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении.
- Рекомендательный характер советов сопровождающего: все решения службы сопровождения носят рекомендательный характер. Приоритет полномочий решения проблемы определяется в следующей последовательности: ребенок и его родители; педагоги; окружающие.
- Приоритет интересов сопровождаемого (“на стороне ребенка”): специалист системы сопровождения призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
- Непрерывность сопровождения: специалисты службы сопровождения прекращают поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или подход к решению очевиден.
Основной задачей является вычленение проблем ребенка и его потенциальных возможностей в ее решении. Что и кто является источником формулировки проблем ребенка?
- Запрос (жалоба) со стороны педагогов, родителей и детей,
- Запланированная диагностика определенного контингента детей ДОУ (напр. Вновь поступивших).
Позиция взрослого должна быть направлена на потенциальное, позитивное изучение возможностей ребенка, имеющего ограниченные возможности в развитии (у здоровых детей и у умственно отсталых дошкольников).
Качество и своевременность диагностики во многом определяют возможность и результативность коррекционной работы с ребенком. Поэтому целесообразно, как обязательные требования к ее организации, выделить следующее:
- Диагностика должна быть ранней (т.е. начинаться с первого для пребывания ребенка в учреждении).
- Диагностика должна быть комплексной, что включает в себя участие специалистов разного профиля и использование разных методов.
- Динамической (направленной не на скорейшее установление окончательного диагноза, а на его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка, степени адаптации и коррекционной работы).
Задачей 1-го этапа является ориентирование в актуальных проблемах ребенка, формирование гипотезы о причинах возникновения, определение средств дальнейшей диагностики и подходов к обеспечению адаптации и первичной коррекции.
Результатом реализации этого этапа является систематизация первичных сведений о соматическом и нервно-психическом статусе ребенка, условиях семейного воспитания, степени адаптированности в детском коллективе, особенностях эмоционально-волевых проявлений, уровня работоспособности, утомляемости, специфике взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
2-й этап. Углубленная диагностика и определение зоны ближайшего развития ребенка. Особое внимание целесообразно уделить изучению состояния восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, моторики. Очень важно определить особенности личностного развития ребенка, его потребностей, без значимых переживаний.
Оценивается объем и характер знаний, умений и навыков соотносительно с возрастом и особенностями ребенка.
Продуктом второго этапа диагностической деятельности службы сопровождения является разработка коррекционных программ, схем сопровождения, индивидуальных образовательных маршрутов.
3-й этап. Динамическая диагностика.
- Уточнение диагноза.
- Уточнение индивидуального образовательного маршрута.
- Уточнение коррекционно-развивающей программы.
Цель диагностической работы:
- Выявление особенностей развития ребенка для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса
- Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения. Например: Выявление детей с трудностями в общении.
- Выявление изменений в развитии для определения эффективности педагогической деятельности (определяется какие изменения необходимо внести в деятельности педагога).
Виды диагностики:
- Медицинская – состояние здоровья и физического развития ребенка;
- Психологическая – психическое развитие ребенка;
- Педагогическая – освоение ребенком образовательной программы;
- Управленческая – деятельность образовательного учреждения в целом.
Принципы организации диагностической деятельности:
- Принципы законности (на законных основаниях с соблюдением нормативно-правовых документов).
- Принцип – научности (обосновывать выбор изучаемых показателей, сроки и организацию исследования опираясь на научные исследования).
- Принцип этичности – соблюдения этических норм и правил.
- Норма благополучия – процесс и результат.