А.И. Куприн. «Тапёр». 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Цель урока: учить умению анализировать художественное произведение; развивать навыки выразительного чтения, умение слушать и слушать музыку через восприятие художественного текста; помочь учащимся понять, что музыка в художественном произведении помогает наиболее полному раскрытию духовного мира героя.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Эпиграф к уроку:

Музыка-это голос души…
(Ф.И.Шаляпин)

Ход урока

1. Организационный момент (психологический настрой на работу на уроке).

2. Сообщение цели урока.

3. Фронтальный опрос по творчеству А.И.Куприна.

– На экране портрет А.И.Куприна, ниже даются вопросы, на которые ученики дают ответы:

  1. В каком году и где родился А.И.Куприн?
  2. Какие произведения А.И.Куприна вы читали?
  3. Вспомните, из какого произведения А.И.Куприна эти строки (на экране):

– “…узкими горными тропками ,от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал ,свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто…”

– “…торжественные, величавые аккорды, мощные, смелые звуки.”

4. Аналитическая беседа по рассказу А.И.Куприна “Тапер”.

Учитель:

– Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о героях рассказа А.И. Куприна “Тапер”.
– Определите тему произведения. (Рассказ о мальчике, юном тапере, который в канун Нового года был приглашен в дом Рудневых.)
– Найдите в тексте эпизод , в котором дается описание внешности Юрия Азагарова .
– Что мы узнаем со слов Тани о характере Юрия?

Расскажите, как встретили Юрия сестры Рудневы?

– Кто из сестер выразил свое недоумение, недоверие мальчику?
– Найдите в рассказе эпизод , в котором герой говорит о том , что он умеет играть на фортепьяно.
– Кто из героев рассказа проявил к мальчику чуткость , заботу и внимание?
– Какое впечатление произвела на каждого героя рассказа игра Юрия Азагарова на фортепьяно? Найдите этот эпизод в рассказе.
– Ребята, посмотрите на картину (на экране). Обратите внимание на лица слушателей. Нравится ли им игра мальчика? Подтвердите свой ответ примером из текста.
– Изменилось ли настроение Юрия после игры ? Если “да”, то с чем это связано?
– Сегодня на уроке у нас есть возможность послушать “Венгерскую рапсодию № 2” Ф.Листа и мысленно перенестись в дом Рудневых , представить себе картину, описанную А.И. Куприным в рассказе .

(Прослушивание записи “Венгерской рапсодии №2” Ф. Листа.)

– Найдите в рассказе эпизод, в котором описывается мелодия .
– Почему во время игры лицо Юрия преобразилось?
– Помогла ли музыка понять духовный мир героя, его отношение к музыкальному искусству?

(Ученики отметили, что во время исполнения рапсодии Юрий Азагаров с помощью музыкальных звуков выразил свой протест против недоверия к нему, в первую очередь он был обращен к Лидии. Музыка раскрыла духовный мир героя, его чувства, мысли.)

Учитель:

– Действительно. Музыка способна творить чудеса. Она может говорить о многом , в то же время не говоря ни слова , она – продолжение человеческого голоса ,”голоса души, ее безглагольная песнь”,– как сказал Ф.И. Шаляпин.

“Безглагольная “, т.е. бессловесная. В этой музыке герой выразил себя, это было для него внутренней необходимостью. Здесь его голос перелился в возвышенные звуки, полные торжественности, восторга, любви к прекрасному. И вы ,конечно ,заметили , что герой стал веселым, заиграл польку, под которую гости закружились в танце.

– А как дальше развивались события в рассказе?
– Как отреагировал Юрий на появление в доме Рудневых незнакомца? Найдите этот эпизод в рассказе.
– Найдите в тексте описание исполнения “Венгерской рапсодии №2” для Антона Григорьевича.
– Сравните игру на фортепьяно в начале рассказа и эту. (Дети говорят, что игра мальчика в этот раз была наполнена вдохновением от присутствия великого мастера, Антона Григорьевича Рубинштейна.)
– Скажите, как сложилась дальнейшая судьба юного пианиста? Подтвердите свой ответ примером из текста.
– Ребята , а вы знаете , что настоящая фамилия героя рассказа -Арсений Николаевич Корищенко, который благодаря Антону Григорьевичу Рубинштейну поступил в Московскую консерваторию и окончил ее с золотой медалью, стал известным музыкантом.

5. Языковая характеристика текста.

Учитель:

– Посмотрите внимательно на экран. Прочтите слова, которые на нем написаны . (Рапсодия, маэстро, бравурный.)
– Сможете ли вы дать определение каждому из них?Э
– Прошу консультантов дать определение этих понятий. (Рапсодия-музыкальное произведение, отличающееся свободой формы, разноплановыми эпизодами.
Маэстро (итал.) – почетное звание композитора, исполнителя, дирижера.
Бравурный – веселый, шумный, праздничный.)

6. Обобщение услышанного на уроке.

Учитель:

– Ребята , прочтите слова, записанные на доске.

“Музыка-это голос души…”.Ф.И.Шаляпин.

– Как вы понимаете смысл этих слов? (Ученики размышляют над высказыванием.)

Учитель:

– Познакомившись с рассказом А.И.Куприна “Тапер”, мы пришли к выводу, что не каждому из нас дан дар божий. Юрий Азагаров им , конечно, наделен. Но и у каждого из нас может быть иной дар , и он не менее важен– это способность воспринимать прекрасное, духовно соприкасаться с ним.
Слушаем ли мы музыку, поем ли, играем ли на музыкальном инструменте или читаем стихи, мы испытываем несравнимое ни с чем чувство радости , восторга от соприкосновения с прекрасным.
Сейчас я даю вам возможность послушать “Венгерскую рапсодию № 2” Ф.Листа еще раз, а во время прослушивания вы постарайтесь выразить свои чувства , мысли, настроения 3–5 предложениями.

(Звучит “Венгерская рапсодия № 2” Ф.Листа. По окончании работы ученики сдают листочки. Учитель анализирует по ним эффективность урока дома.)

7. Итоги урока. Оценки за работу на уроке.