Работаю в должности учителя национальной культуры с 1996 года, В школе приоритетное направление и составляющая часть воспитательного процесса – это нравственное, гражданско-патриотическое воспитание духовно и нравственно здоровой, творческой, социализированной личности. Предмет «Национальная культура народов республики Саха»:
- формирует сознание причастности к истории страны, края, подвигам народа, необходимости сохранения благодатной памяти;
- способствует привитию любви и уважения к прекрасному, к людям его создающим;
- развивает творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и их последующей реализации.
В современной кризисной ситуации, охватывающей все сферы общественной жизни, необходимо восстановить утраченную духовность, традиции, возродить русскую и якутскую культуры.
Теоретическая цель преподавания предмета определяется как совместный путь педагога и учеников:
- Осмысление «тайны» проникновения в загадку особого самоощущения жителя России, в частности Якутии.
- Понимание учениками закономерностей соприкосновения природы, человека и его жилища, понимание особенностей республики и Мирнинского района, культурных объектов и явления, осмысление, на этой основе исторической традиции в жизни республики Якутии.
- Научить выпускников школ пользоваться плодами человеческой культуры, научить ценить и использовать тот факт, что культурные ценности, накопленные человечеством, могут быть нами востребованы.
Практическая цель обозначена следующими направлениями:
- Учет профориентационных приоритетов, традиционных для нашей школы.
- Помощь ученикам и выпускникам школы в социальной адаптации к современным общественным и экономическим реалиям в республики Якутии и России.
- Воспитания в детях Государственного патриотизма, с опорой на природу, быт, культуру и духовные ценности, традиционные для России.
Задачи предмета:
- Развитие познавательной и творческой активности школьников.
- Углубление и расширение знаний по истории и культуре родного края.
- Развитие умения работать с различными источниками.
Подбирая материал к программе « Интегрированный курс преподавания предметов русской национальной культуры и культуры народов Саха», я убедилась, что культура народов русского и якутского развивались и развиваются по одним и тем же направлениям, много общего. А различия в верованиях, языке, обычаях и традициях - это отпечаток места проживания, окружающий мир, природные условия.
При составлении программы интегрированного курса изучения русской и якутской культур в основу положена частнонаучная интеграция, которая осуществляется во взаимосвязи близкородственных предметов, в данном случае источником интеграции являются общие структурные элементы содержания предметов, способы, методы и приемы познания мира и деятельности.
Можно выделить два вида условия интеграции предмета – переплетение и комплексообразование. Этот уровень интеграции обеспечивает интеграцию на уроке в рамках учебного курса, главное он способствует формированию жизненной потребности в знаниях, умениях познать окружающий мир, культуру и ее ценности. Нельзя забывать о том, что лишь уважая культуру своего народа и культуру народа, на территории которого проживаешь. Зная их истоки, дети смогут, с пониманием относится друг к другу.
Определение понятия «культура»- совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Такое определение свойственно культуре любого народа. Первый шаг приобщения к национальной культуре - это понять обычаи, верования своего народа, погрузиться в мир, созданных мифов, сказок, вслушаться в его песни, осмыслить их символику.
Каждый народ издревле верил в магическую силу слова, и это выражалось в заклинаниях, заговорах, поговорках, прекрасных сказках, героическом эпосе. Основная задача курса помочь учащимся понять и осмыслить что такое русский и якутский народы, где их корни; в чем своеобразие национального характера каждого, их высокой духовности, что они любят, ценят, воспевают и что осуждают; стремление к воле, щедрости души.
Общение ребенка с предлагаемым материалом дает следующее:
- это учебно-воспитательная среда, способствующая детскому развитию;
- методы народной педагогики, применяемые в особой «Домашней» атмосфере семейного круга и познание отточенного коллективного по природе способа мышления, позволяющего развивать память и внимание, помогающего найти свое место в сложном мире детских и взрослых взаимоотношений.
Мною составлена «Программа преподавания русской национальной культуры для 5 класса». Эта программа была защищена на районном МО и получила экспертную оценку «Распространить опыт в школах Мирнинского района».
- С введением в школьную программу национального компонента: предмета «Национальная культура народов республики Саха» я разработала интегрированный курс преподавания культур русского и якутского народов для учащихся 5-9 классов.
- Готовлю учащихся для участия в научно-практической конференции «Шаг в будущее». В 2007-2008 учебном году работа моих учениц Золотухиной Ольги и Кремзуковой Дарьи «Святогор и Нюургун богатырь – яркие представители героического эпоса» получила диплом лауреата на районном конкурсе НПК «Шаг в будущее» и заняла 4 место в НПК «Шаг в будущее» в республике. В 2009-2010 учебном году мною подготовлены две группы учащихся, которые
- стали участниками 5 районной НПК «Шаг в будущее». Это учащиеся 10 класса Золотухина Ольга и Кремзукова Дарья с работой «Женские образы в мифологии русского и якутского народов» и ученицы 7 класса Касьяненкео Татьяна, Сухова Маргарита, Шуршалова Светлана с работой «Малые детки- малые бедки». Работы этих девушек я использую на своих уроках, проводимых с использованием ИКТ. Использую на своих уроках современные технологии, такие как ИКТ.
- Мною разработан и проведен медиаурок «Медиаэкскурсия в Третьяковскую галерею «Шедевры русской живописи», «Манчаары- легенда якутского народа», семь чудес России: «Московский Кремль». «Петергоф». «Озеро Байкал» и т.д.
Обобщение моего опыта представлено:
- Методический сборник «Педагогические россыпи Вилюя» (2008г.) статья «Интеграция – один из продуктивных путей преподавания в современной школе»;
- журнал «Читаем, учимся, играем» (2006 г.) сценарий «На заставе богатырской»;
- сайт издательского Дома «Первое сентября» (2009 г.) опубликованы
медиаурок «Медиаэкскурсия в Третьяковскую галерею «Шедевры русской живописи», статья «Святогор и Нюургун Боотур- яркие представители героического эпоса» (2010), статья «Малые детки-малые бедки»;
лауреатом первой степени стала моя ученица Шихова Анна во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первый шаг в науку» (2011).
По масштабу преобразований мои инновации произошли в масштабах учебного предмета и образовательной области. Новшества в масштабе учебного предмета затронули компоненты педагогического процесса – его содержание, технологии, цели, организацию, но при этом изменения осуществились только в рамках одной учебной дисциплины.
Изменения затронули связи между отдельными учебными дисциплинами одной образовательной области (национальной культурой, географией, историей); на уровне технологий и организации учебного процесса - межпредметные связи, интегрированные уроки, заочные путешествия.
Урок
ЦЕЛИ:
- Познакомить учащихся с духовным миром якутского народа..
- Познакомить учащихся с пантеоном божеств якутского народа.
- Сравнить образы божеств, населяющих мифологию русского и якутского народов.
- Понять, что объединяет эти образы.
ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, экран.
1. Организационный момент.
Приветствие на якутском языке. Работа с журналом.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о сверхъестественных существах, в которые верил якутский народ. Вспомните предыдущий урок и ответьте на следующие вопросы:
- Из каких частей состоит весь окружающий нас мир по представлениям якутского народа?
- Почему якутов называют солнечными людьми?
- Какие национальные праздники вы знаете?
- Каким богам эти праздники посвящены?
(ответы учащихся)
В понятии якутского народа есть три мира, которые населены духами.
Люди населяют средний мир. По преданиям три мира появились после сражения эпического героя Нюургун Боотура со злыми духами-абаахы. В преданиях же говорится о том, что первые народы - якуты появились между двух солнц. Главный праздник народа это Ысыах. Он отмечается 22 июня. Это праздник весны. Он посвящен рождению природы от долгой спячки, богиням-покровительницам рождения ребенка и благополучия семьи.
2. Объяснение нового материала.
(слайдов № 1)
Тема урока: «Сверхъестественные существа в веровании якутского народа»
ЦЕЛИ:
- Познакомить учащихся с духовным миром якутского народа..
- Познакомить учащихся с пантеоном божеств якутского народа.
- Сравнить образы божеств, населяющих мифологию русского и якутского народов.
- Понять, что объединяет эти образы.
(слайд № 2)
Запись учащимися в тетради:
Сверхъестественные существа, в которые верили якуты:
- Айыылар – все они означают начала добра, живут в верхнем мире.
- Абаахы – насылают на людей все возможные беды, «крадут», «грызут» человеческую душу.
- Иччи – живут в среднем мире, делают добрые и злые дела.
- Кюры - существа, которые появляются после смерти человека, выдающее себя за его душу.
- Духи, принятые у других народов.
Учитель: Какими же были сверхъестественные духи по представлению народов саха
(слайд № 3)
АЙЫЫЛАР
- На русский язык трактуются как божества. Они живут в верхнем мире, на небесах, по одному семейству.
- Им присущи человеческий образ жизни и функции, только они бессмертны.
- Они справедливы, строги до злобы. Оказывают помощь против сил абаахы. Присылают свое войско на помощь. Иногда на помощь людям отправляют своих детей.
- На землю не ступают. С людьми общаются с нижнего неба.
- Они против братоубийства.
- В честь их справляют праздники.
(слайд № 4)
Три мира
(слайд № 5)
Место обитания богов Верхний мир.
(слайд № 6)
Главные боги, создатели вселенной Ypyн Аар Тойон
Ypyн Aap Тойон Белый старец Господин. Он единственный представитель айыы, сохранившийся в чистом виде. Он - создатель вселенной и человека, глава небес и остальных богов – живет, как утверждает большинство, на самом верхнем девятом небе.
Слайд 7
Урун Айыы Тойон, Белый бог Господин, властелин 8 неба. После принятия Христианства его облик соотносили с обликом Иисуса Христа.
Слайд № 8
Улуу Тойон
- Великий господин. Это ужасно строгое и великое божество, которое больше карает, чем делает добро.
- Он дал людям душу - сур, огонь и шаманов, а это добро.
- Он покровитель шаманов, считается их отцом. Это громовержец как Перун у славян.
- Живет на третьем небе.
Слайд № 9
Дьэhэгэй - покровитель конного, рогатого скота, живущий на юго-восточном небе и дарующий отважных мужчин, ретивых коней и тягловых быков. Для него в табуне каждого хозяина откармливают белых жертвенных коней.
Слайд № 10
Хомпоруун Тойон
Бог покровитель птиц, Он считается отцом орла, карает людей, убивший орла
Летает в образе сизокрылого орла . Почитая это божество, якуты меняют место жительства, если рядом с балаганом свое гнездо вьет орел. Если по какой-то причине, охотник убивает орла, то семья обречена, т.к. считается бог орла обязательно накажет за своего сына.
Слайд № 11
Танха Хаан Тойон
Бог рока и судьбы, предсказывающий и предопределяющий судьбу человека. При рождении человека он уже записывает его судьбу в своих небесных «сурук» - письменах.
Слайд № 12
Илбис Кыыха и Охол Уола
Боги брани. Разжигают раздор, страсти, в сказках всегда выступают на стороне богатыря света. Помогают, появляясь в виде огня на острие копья. В честь этих богов богатыри, убив врага, вынимали его сердце, печень, легкие, надевали на конец копья и высоко поднимали вверх. По поверию на копье победителя находится дух бесстрашия илбис. Этот дух вселяют во время обряда посвящения в воины боотуры.
Слайд № 13
Айыыхыт и Иэйэхсит
Богини, почитаемые более других богов. Они связаны с жизнью человека. Они спускаются на землю в ореоле света. Как ангелы хранители. Они заботятся о благополучии человека, его жизни. Айыыхыт – богиня, которая помогает при родах. Ей молятся бездетные. Шаман проводит обряд, во время камлания испрашивает душу ребенка для бездетных родителей. После родов богиня находится в доме 3 дня. Затем проводится праздник проводов богини Айыыхыт. На этом празднике присутствуют только женщины. Самые уважаемые из них сидят на ороне в праздничных одеждах, олицетворяя богинь. Женщины трапезничают вином и сладостями. Затем старшая девочка в семье обегает балаган трижды и просит богинь прийти через год.
Слайд № 14
ВЫВОДЫ:
- несмотря на разные культуры верований русского и якутского народа ярко прослеживается общность
по следующим направлениям: - необычное место обитания богов;
- образ жизни богов по образу и подобию человека ( создаются семьи, есть дети);
- наличие посредника между людьми и богами (шаманы и волхвы);
- поклонение и обрядовые действия человека; создание семьи, рождение детей.
Покровительство богами направлений жизнедеятельности человека:
- предсказание судьбы;
- защита от врагов.
3. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Литература:
- Серашевский Якуты, - М.
- Культура коренных народов Республики Саха (Пособие для учителей), - Якутск, 2003.
- Мифы народов мира. Классика энциклопедий (Электронная библиотека), 2006.
- Якутские боги и духи. Интернетсайт. 2010г
- Якутская мифология.- Интернетсайт , 2008г