Цели:
- Образовательные:
- обобщать и систематизировать знания учащихся по природным зонам Земли;
- познакомить учащихся с природными условиями, растительным и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.
- продолжать знакомство с видами работ из бумаги, учить составлять фигуры в технике мозаика;
- учить решать проблемы окружающегомира с помощью конструирования.
- Развивающие:
- развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, речь; стремление к познанию нового.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе; любовь ко всему живому на Земле.
Оборудование урока: карта природных зон; презентация; картина с изображением высотных поясов в горах; образцы животных в технике мозаика; детали фигур для составления животного мира (для учащихся).
К концу урока каждый ученик должен
- минимум: уметь объяснить, что такое высотные пояса, приводить примеры названий горных животных и растений, знать понятие: «высотные пояса»;
- максимум: уметь объяснять причину похолодания в горах при подъёме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность.
ХОД УРОКА
1. Организация класса
Подравнялись. Тихо сели. Урок окружающего мира.
Хочется пожелать нашим гостям побывать на
интересном уроке, а вам дорогие мои друзья, желаю
как можно больше извлечь знаний из этого урока. И
пусть наш дружеский девиз: Если есть труд –
значит будет и успех! Подбодрит вас в работе.
– А как вы понимаете эти слова?
2. Актуализация знаний
– На предыдущих уроках окружающего мира, мы
говорили о том, что наша Земля поделена на пояса.
– А что находится внутри тепловых поясов? (Природные
зоны)
– Кто помнит, на какие особенности мы
обращали внимания, изучая природные зоны? (Климат,
растительный и животный мир).
– Как назвать одним словом: природные условия,
растительный и животный мир – образуют… (экосистему)
– Что такое экосистема? (Содружество живой и
неживой природы на Земле, в котором все
обитатели чувствуют себя как дома)
– Нужно ли вмешиваться человеку в жизнь
экосистемы? (Нет; она может существовать
сколько угодно долго без вмешательства человека)
– Но некоторые обитатели экосистем разных
природных зон обеспокоены.
– Что же их тревожит? Нам предстоит выяснить и
помочь им вернуться в свой дом. На столах
лежат письма. Ознакомьтесь с ними, назовите место
обитания того животного, от имени которого
написано письмо, его природную зону. Расскажите
об экосистеме данного животного.
Природные зоны … (холодного пояса)
ПИСЬМО БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ.
Это зона ледяных пустынь. Климатические условия: холод и вечная мерзлота, т. к.солнце посылает на землю косые лучи, которые не достигают земли. Медведь приспособился к жизни в этой зоне. Его тело защищено водонепроницаемым теплым мехом белого цвета, под мехом есть жировая прослойка, которая не дает ему замерзнуть. Он хороший пловец, лакомится рыбой, питается тюленями, но может забить и молодого моржа. У тюленей он съедает в первую очередь подкожный жир, а остальное достается чайкам и песцам. В экосистеме он выполняет роль едока.
– Покажите эту природную зону на карте. (Приложение 1, слайд 1)
Природная зона … (тундры)
ПИСЬМО СЕВЕРНОГО ОЛЕНЯ.
Житель зоны тундры. Климатические условия: вечная мерзлота, лето длится один месяц, не хватает солнечного света. Северный олень приспособился к этим условиям. Широкие копыта помогают ему не проваливаться в снег. Шерсть длинная, густая и волнистая. От врагов спасается бегством. Северный олень может переплывать реки. Питаются многими видами растений, (оленьим мхом – ягелем). В экосистеме он является едоком, а для волков – кормильцем.
– Покажите эту зону на карте. (Приложение 1, слайды 2, 3.)
Леса умеренного пояса
ПИСЬМО ЛИСЫ
Лиса живет в зоне умеренного пояса. Здесь четко
выражены 4 времени года. Достаточно тепла и влаги.
Лиса приспособилась к этим условиям жизни.
Питается мышами, крысами.
Может полакомиться земляникой, черникой. Лисы
быстроногие животные. К зиме линяют и отращивают
густую зимнюю шерсть. В экосистеме является
едоком, а для волков – кормильцем.
– Покажите зону лесов умеренного пояса на карте (Приложение 1, слайд 4)
Засушливые зоны умеренного пояса
ПИСЬМО СУСЛИКА
Живет в зоне степей. Там жарко и сухо. От жары и
врагов прячется в норках под землёй. Суслик
относится к грызунам. При приближении к нему
издает тревожный свист. Зимой суслики впадают в
спячку, а летом очень активны. Для хорька он
является кормильцем, а сам он выполняет роль
едока., т.к. питается частями растений, семенами,
ест насекомых, таких как: саранча, кузнечики,
жуки…
Поедает колосья зерновых культур.
– Покажите зону степей на карте. (Приложение 1, слайд 5)
Засушливая зона жаркого пояса
ПИСЬМО ВЕРБЛЮДА
Живет в пустыне. Там очень сухо и жарко. Всем не
хватает влаги, но верблюд приспособился
К этим условиям. Он может жить без воды несколько
дней, а потом выпить до 60 литров воды.
Длинные густые ресницы защищают его глаза от
песка, который гоняет сильный ветер. Верблюд
может разжевывать колючки. Переносить жару
помогает жир, который он носит в горбах. Верблюды
не потеют. В экосистеме он играет роль едока.
– Покажите пустыню на карте. (Приложение 1, слайд 6)
– В письмах ярко описаны природные зоны,
которые нужно угадать и показать на карте.
Благодаря этим обитателям нам удалось побывать
во всех изучаемых зонах, увидеть их красоту и
неповторимость.
– Ребята, а кто из вас может сказать, почему
природные зоны распределяются на Планете в такой
последовательности? Что определяет эту
последовательность? (Положение Солнца.)
– Как называется этот закон? (Закон природной
зональности)
– Кто напомнит его? (В направлении от полюса к
экватору природные зоны сменяют друг друга в
определенном порядке).
3. Постановка проблемы
– Что вы знаете о Солнце? (Самая близкая к нам
звезда; горячий огненный шар)
– А мы на себе, как-то это ощущаем? Расскажите где
и как?
– Где будет это лучше ощущаться на пляже или на
крыше дома? Почему?
– Значит, чем выше подниматься, тем теплее будет?
Да?
– Хорошо. Посмотрите, пожалуйста, на картинки.
Как назвать это одним словом? (Горы) (Приложение 1, слайды 7, 8,
9, 10.)
– На что обратили внимание? (На вершинах есть
снег).
– Назовите самое холодное место на горе? (Вершина)
– Какие вопросы возникают? (Почему на вершинах
гор холодно и лежит снег, ведь они ближе к солнцу)
4. Совместное «открытие» знаний
– Откройте учебник на странице 42. Однажды
Лена и Миша пришли утром на пляж слишком рано.
Кому из ребят было теплее и почему? (Лене было
теплее, потому что она равномерно освещена
солнцем, солнечные лучи согревают все её тело,
еще она согревается от нагретого солнцем песка.)
– Почему мерзнет Миша? (Песок его не греет,
только ноги, а солнечные лучи скользят по его
телу, они плохо падают на вертикально стоящего
мальчика.)
– Найдем и прочитаем предложение подтверждающее
наш ответ. (Чтение текста над картинкой).
– Вернемся к горам. Как вы думаете, где будет
теплее: у подошвы горы или на вершине? (Теплее
там, где поверхность ровная, значит у подошвы).
– А где холоднее? (На вершине)
– Какой вывод можете сделать? (Чем выше
поднимаемся, тем температура воздуха становится
холоднее) (Приложение 1,
слайд 11)
– Так почему на вершине гор лежит снег? (Солнечные
лучи не нагревают прозрачный воздух, а проходят
его насквозь. Солнечные лучи нагревают землю, а
от земли уже нагревается ближней к ней слой
земли. Поэтому чем выше поднимаемся, тем
становится холоднее).
– А как вы думаете, есть ли на Земле место, где
можно сразу (одновременно) встретить и тундру, и
пустыню, и вечные льды, и снега? (Предположения
детей)
– И на этот вопрос мы сегодня найдем ответ.
– А теперь давайте еще раз вернемся к горе. Как вы
думаете, одинаковое ли количество тепла получают
склоны гор? (Нет)
– А с чем это может быть связано? (С солнечным
светом, осадками…)
– Наверное, меняется от этого и растительный мир
в горах. Каким образом?
– Давайте узнаем. Рассмотрите рисунок с. 43.
– Что заметили интересного? (Разную
растительность). Меняется ли она? Как? (С
подъемом вверх она становится более бедной, её
становится меньше)
– Предположите, какие экосистемы могут быть в
горах? (Степи, горные леса, горные тундры,
горные ледники).
– А из-за чего происходит такая смена экосистем? (Из-за
слоев воздуха).
– Какой вывод можете сделать? (Из-за солнечного
света и тепла изменяется климат, почва,
растительный и животный мир)
– Как называем такие изменения на равнине? (Природные
зоны)
– Но те же самые изменения происходят и в горах.
Как называются такие изменения, давайте
прочитаем на странице 43. (Высотные пояса)
– Одинаковое ли количество высотных поясов
можно встретить в горах? (Нет)
– А от чего зависит их количество? (От высоты
гор)
– Что влечет за собой изменения в климатических
условиях? (Изменения растительного и животного
мира).
– Растения приспособились и к жизни в горах. Хоть
в горах почвы и немного, но там можно встретить и
сосны, и ели, дубы и клены.
Страница 44: Прочитаем, какие растения
можно встретить в горах. (1 ученик читает вслух:
эдельвейс, горечавка, сосны, лишайники)
– Но есть и места, которые необыкновенно
красивы. Найдите и прочитайте, как они
называются. (Альпийские луга)
– Прочитаем, что о них пишет автор. (Чтение 1
абзаца на странице 44)
– Что интересного узнали? (Горная тундра
превращается в альпийские луга)
(Приложение 1, слайды 12,
13, 14)
– Изменения климатических условий и изменение
растительного мира влечет за собой изменения
чего? (Животного мира)
– Давайте рассмотрим его подробнее.
Страница 45: Прочитайте названия
животных.
Кондор снежный барс гриф архар
Лама як серна
– Скажите, ничего интересного не заметили? (…)
– Я не увидела привычных нам животных. А вы?
Нет ни лисы, ни волка, ни зайца. Почему?
– Найдем ответ на этот вопрос на странице 45. (Это
особые виды животных)
– Давайте еще раз перечислим животных гор и
попробуем найти сходство с привычными нам
животными.
– Кого напоминает як? (быка), лама? (верблюда),
архар и серна (козла и барана), снежный
барс? (кошку), кондор и гриф? (хищные птицы
гор)
– Посмотрите, как необыкновенно красивы эти
животные в природе, в жизни. (Показ слайдов)
5. Практическая работа
– На столах лежат конверты. Там
геометрические фигуры – детали животных. Вам
предстоит выполнить очень не простое задание.
Работая в парах, попробуйте сложить животное.
Ваше животное обязательно должно быть
обитателем гор. Самое необыкновенное животное мы
поселим на нашу гору. (На доске есть картинка с
изображением горы с высотными поясами).
– Но сначала давайте повторим правила
безопасного труда при работе с клеем.
Показ образцов животных. Нахождение сходств и отличий. (Образцы показываю и переворачивая, вешаю на доску). Выполнение работы учащимися.
– Кто выполнил работу, можете поселить своё
животное на гору.
– Посмотрите, как интересно расселены животные.
– А почему вы так их расселили? Какая особенность
есть в жизни у этих животных? (Они могут
перемещаться из одной высотной поясности в
другую, где теплее или больше корма)
6. Итог урока
– Что нового узнали? На какие вопросы нашли
ответ? (Почему на вершинах гор холодно. Узнали
где можно одновременно увидеть и степь, и тундру,
и вечные снега)
– С какой целью конструировали животных? (Чтобы
лучше запомнить, что животные гор могут
перемещаться из одного теплового пояса в другой)
– Где и как вы можете применить новые знания?
– Добились ли мы успеха? (Да) Какого? (Новых
знаний)
Работы учащихся (мозаика из геометрических фигур)
Птица | Кондор |
Лама | Як |
Заяц | Серна |