Интегрированный урок (окружающий мир + труд) во 2-м классе по теме "Горные экосистемы. Конструирование и моделирование на плоскости. Мозаика из геометрических форм" ("Школа–2100")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные:
    • обобщать и систематизировать знания учащихся по природным зонам Земли;
    • познакомить учащихся с природными условиями, растительным и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.
    • продолжать знакомство с видами работ из бумаги, учить составлять фигуры  в технике мозаика;
    • учить решать проблемы окружающегомира с помощью конструирования.
  • Развивающие:
    • развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, речь; стремление к познанию нового.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к природе; любовь ко всему живому на Земле.

Оборудование урока: карта природных зон; презентация; картина с изображением высотных поясов в горах; образцы животных в технике мозаика; детали фигур для составления животного мира (для учащихся).

К концу урока каждый ученик  должен

  • минимум: уметь объяснить, что такое высотные пояса, приводить примеры названий горных животных и растений, знать понятие: «высотные пояса»;
  • максимум: уметь объяснять причину похолодания в горах при подъёме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность. 

ХОД УРОКА

1. Организация класса

Подравнялись. Тихо сели. Урок окружающего мира.
Хочется пожелать нашим гостям побывать на интересном уроке, а вам дорогие мои друзья, желаю как можно больше извлечь знаний из этого урока. И пусть наш дружеский девиз: Если есть труд – значит будет и успех! Подбодрит вас в работе.
– А как вы понимаете эти слова?

2. Актуализация  знаний

– На предыдущих уроках окружающего мира, мы говорили о том, что наша Земля поделена на пояса.
– А что находится внутри тепловых поясов? (Природные зоны)
– Кто  помнит, на какие особенности  мы обращали внимания, изучая природные зоны? (Климат, растительный и животный мир).
– Как назвать одним словом: природные условия, растительный и животный мир – образуют… (экосистему)
– Что такое экосистема? (Содружество живой и неживой природы на Земле, в котором  все обитатели чувствуют себя как дома)
– Нужно ли вмешиваться человеку в жизнь экосистемы? (Нет; она может существовать сколько угодно долго без вмешательства человека)
– Но некоторые обитатели экосистем разных природных зон обеспокоены.
– Что же их тревожит? Нам предстоит выяснить и помочь им вернуться в свой дом. На столах  лежат письма. Ознакомьтесь с ними, назовите место обитания того животного, от имени которого написано письмо, его природную зону. Расскажите об экосистеме данного животного.

Природные зоны … (холодного пояса)

ПИСЬМО БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ.

Это зона ледяных пустынь. Климатические условия: холод и вечная мерзлота, т. к.солнце посылает на землю косые лучи, которые не достигают земли. Медведь приспособился к жизни в этой зоне. Его тело защищено водонепроницаемым  теплым мехом белого цвета, под мехом есть жировая прослойка, которая не дает ему замерзнуть. Он хороший пловец, лакомится рыбой,  питается тюленями, но может забить и молодого моржа. У тюленей он съедает в первую очередь подкожный жир, а остальное достается чайкам и песцам. В экосистеме он выполняет роль едока.

– Покажите эту природную зону на карте. (Приложение 1, слайд 1)

Природная зона … (тундры)

ПИСЬМО СЕВЕРНОГО ОЛЕНЯ.

Житель зоны тундры. Климатические условия: вечная мерзлота, лето длится один месяц, не хватает солнечного света. Северный  олень приспособился к этим условиям. Широкие копыта помогают ему не проваливаться в снег. Шерсть длинная, густая и волнистая. От врагов спасается бегством. Северный олень может переплывать реки. Питаются многими видами растений, (оленьим мхом – ягелем). В экосистеме он является едоком, а для волков – кормильцем.

– Покажите эту зону на карте. (Приложение 1, слайды 2, 3.)

Леса умеренного пояса

ПИСЬМО ЛИСЫ

Лиса живет в зоне умеренного пояса. Здесь четко выражены 4 времени года. Достаточно тепла и влаги. Лиса приспособилась к этим условиям жизни. Питается мышами, крысами.
Может полакомиться земляникой, черникой. Лисы быстроногие животные. К зиме линяют и отращивают густую зимнюю шерсть. В экосистеме является едоком, а для волков –  кормильцем.

– Покажите зону лесов умеренного пояса на карте (Приложение 1, слайд 4)

Засушливые зоны умеренного пояса

ПИСЬМО СУСЛИКА

Живет в зоне степей. Там жарко и сухо. От жары и врагов  прячется в норках под землёй. Суслик относится к грызунам. При приближении к нему издает тревожный свист. Зимой суслики впадают в спячку, а летом очень активны. Для хорька он является кормильцем, а сам он выполняет роль едока., т.к. питается частями растений, семенами, ест насекомых, таких как: саранча, кузнечики, жуки…
Поедает колосья зерновых культур.

– Покажите зону степей на карте.  (Приложение 1, слайд 5)

Засушливая зона жаркого пояса

ПИСЬМО ВЕРБЛЮДА

Живет в пустыне. Там очень сухо и жарко. Всем не хватает влаги, но верблюд приспособился
К этим условиям. Он может жить без воды несколько дней, а потом выпить до 60 литров воды.
Длинные густые ресницы защищают его глаза от песка, который гоняет сильный ветер. Верблюд может разжевывать колючки. Переносить жару помогает жир, который он носит в горбах. Верблюды не потеют. В экосистеме он играет роль едока.

– Покажите пустыню на карте.   (Приложение 1, слайд 6)

– В письмах ярко описаны природные зоны, которые нужно угадать и показать на карте.
Благодаря этим обитателям нам удалось побывать во всех изучаемых зонах, увидеть их красоту и неповторимость.
– Ребята, а кто из вас может сказать, почему природные зоны распределяются на Планете в такой последовательности? Что определяет эту последовательность? (Положение Солнца.)
– Как называется этот закон? (Закон природной зональности)
– Кто напомнит его? (В направлении от полюса к экватору природные зоны сменяют друг друга в определенном порядке).

3. Постановка проблемы

– Что вы знаете о Солнце? (Самая близкая к нам звезда; горячий огненный шар)
– А мы на себе, как-то это ощущаем? Расскажите где и как?
– Где будет это лучше ощущаться на пляже или на крыше дома? Почему?
– Значит, чем выше подниматься, тем теплее будет? Да?
– Хорошо. Посмотрите, пожалуйста, на картинки. Как назвать это одним словом? (Горы) (Приложение 1, слайды 7, 8, 9, 10.)
– На что обратили внимание? (На вершинах есть снег).
– Назовите самое холодное место на горе? (Вершина)
– Какие вопросы возникают? (Почему на вершинах гор холодно и лежит снег, ведь они ближе к солнцу)

4. Совместное «открытие» знаний

– Откройте учебник на странице 42. Однажды  Лена и Миша пришли утром на пляж слишком рано. Кому из ребят было теплее и почему? (Лене было теплее, потому что она равномерно освещена солнцем, солнечные лучи согревают все её тело, еще она согревается от нагретого солнцем песка.)
– Почему мерзнет Миша? (Песок его не греет, только ноги, а солнечные лучи скользят по его телу, они плохо падают на вертикально стоящего мальчика.)
– Найдем и прочитаем предложение подтверждающее наш ответ. (Чтение текста над картинкой).
– Вернемся к горам. Как вы думаете, где будет теплее: у подошвы горы или на вершине? (Теплее там, где поверхность ровная, значит у подошвы).
– А где  холоднее? (На вершине)
– Какой  вывод можете сделать? (Чем выше поднимаемся, тем температура воздуха становится холоднее) (Приложение 1, слайд 11)
– Так почему на вершине гор лежит снег? (Солнечные лучи не нагревают прозрачный воздух, а проходят его насквозь. Солнечные лучи нагревают землю, а
от земли уже нагревается ближней к ней слой земли. Поэтому чем выше поднимаемся, тем становится холоднее).
– А как вы думаете, есть ли на Земле место, где можно сразу (одновременно) встретить и тундру, и пустыню, и вечные льды, и снега? (Предположения детей)
– И на этот вопрос мы сегодня найдем ответ.
– А теперь давайте еще раз вернемся к горе. Как вы думаете, одинаковое ли количество тепла получают склоны гор? (Нет)
– А с чем это может быть связано? (С солнечным светом, осадками…)
– Наверное, меняется от этого и растительный мир в горах. Каким образом?
– Давайте узнаем. Рассмотрите рисунок с. 43.
– Что заметили интересного? (Разную растительность). Меняется ли она? Как? (С подъемом вверх она становится более бедной, её становится меньше)
– Предположите, какие экосистемы могут быть в горах? (Степи, горные леса, горные тундры, горные ледники).
– А из-за чего происходит такая смена экосистем? (Из-за слоев воздуха).
– Какой вывод можете сделать? (Из-за солнечного света и тепла изменяется климат, почва, растительный и животный мир)
– Как называем такие изменения на равнине? (Природные зоны)
– Но те же самые изменения происходят и в горах. Как называются такие изменения,  давайте прочитаем на странице 43. (Высотные пояса)
– Одинаковое ли количество высотных поясов можно встретить в горах? (Нет)
– А от чего зависит их количество? (От высоты гор)
– Что влечет за собой изменения в климатических условиях? (Изменения растительного и животного мира).
– Растения приспособились и к жизни в горах. Хоть в горах почвы и немного, но там можно встретить и сосны, и ели, дубы и клены.
Страница 44: Прочитаем, какие растения можно встретить в горах. (1 ученик читает вслух: эдельвейс, горечавка, сосны, лишайники)
– Но  есть и места, которые необыкновенно красивы. Найдите и прочитайте, как  они называются. (Альпийские луга)
– Прочитаем, что о них пишет автор. (Чтение 1 абзаца на странице 44)
– Что интересного узнали? (Горная тундра превращается в альпийские луга)
(Приложение 1, слайды 12, 13, 14)
– Изменения климатических условий и изменение растительного мира влечет за собой изменения чего? (Животного мира)
– Давайте рассмотрим его подробнее.
Страница 45: Прочитайте названия животных.

Кондор                      снежный барс              гриф                архар
Лама                              як                                серна

– Скажите, ничего интересного не заметили? (…)
– Я не увидела привычных нам животных. А вы?  Нет ни лисы, ни волка, ни зайца. Почему?
– Найдем ответ на этот вопрос на странице 45. (Это особые виды животных)
– Давайте еще раз перечислим животных гор и попробуем найти сходство с привычными нам животными.
– Кого напоминает як? (быка), лама? (верблюда), архар и серна  (козла и барана), снежный барс? (кошку), кондор и гриф? (хищные птицы гор)
– Посмотрите, как необыкновенно красивы эти животные в природе, в жизни. (Показ слайдов)

5. Практическая работа

– На столах лежат конверты. Там  геометрические фигуры – детали животных. Вам предстоит выполнить очень не простое задание. Работая в парах, попробуйте сложить животное.  Ваше животное обязательно должно  быть обитателем гор. Самое необыкновенное животное мы поселим на нашу гору. (На доске есть картинка с изображением горы с высотными поясами).
– Но сначала давайте повторим правила безопасного труда при работе с клеем.

Показ образцов животных. Нахождение сходств и отличий. (Образцы показываю и переворачивая, вешаю на доску). Выполнение работы учащимися.

– Кто выполнил работу, можете поселить своё животное на гору.
– Посмотрите, как интересно расселены животные.
– А почему вы так их расселили? Какая особенность есть в жизни у этих животных? (Они могут перемещаться из одной высотной поясности в другую, где теплее или больше корма)

6. Итог урока

– Что нового узнали? На какие вопросы нашли ответ? (Почему на вершинах гор холодно. Узнали где можно одновременно увидеть и степь, и тундру, и вечные снега)
– С какой целью конструировали животных? (Чтобы лучше запомнить, что животные гор могут перемещаться из одного теплового пояса в другой)
– Где и как вы можете применить новые знания?
– Добились ли мы успеха? (Да) Какого? (Новых знаний)

Работы учащихся (мозаика из геометрических фигур)

Птица

Кондор

Лама

Як

Заяц

Серна