Методическая разработка общешкольного праздника "Широкая масленица"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели  и  задачи

  • Знакомство с русскими народными традициями, традицией празднования Масленицы.
  • Воспитание уважения к русским обычаям, традициям.
  • Расширение познавательных интересов, любви к культурным ценностям.
  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование интереса к русской кухне.
  • Создание эмоционального настроя, умения работать в коллективе.

День первый

Выставка газет, посвященных каждому дню празднования масленицы: 

5-е классы – понедельник «Встреча»
6-е классы – вторник «Заигрыши»
7-е классы – среда «Лакомка»
8-е классы – четверг «Разгуляй»
9-е классы – пятница «Тещины вечерки»
11-й класс – суббота «Золовкины посиделки», воскресенье «Прощеное воскресенье»
10-й класс – оформление всей школы

День второй

«МАСЛЕНИЧНЫЙ ПОЕЗД»
для учащихся 5 – 6-х классов

Учащиеся 5 – 6-х классов за месяц проведения мероприятия получают задание – узнать как можно больше о праздновании Масленицы на Руси. Затем ученики формируют команды, которые будут выступать от лица всего класса. В день праздника участники команд собираются в фойе школы, их встречают ведущие – скоморохи. (Приложение 1).
Капитаны команд получают маршрутные листы. (Приложение 2). Команды отправляются по станциям.

Станция « А ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ОБЫЧАИ?»

Вопросы:

1. Какое самое главное угощение на масленичной недели? С чем это может быть связано?
2. Что символизирует чучело Масленицы?
3. Откуда на Русь пришла традиция – празднования Масленицы?
4. Как называется каждый день масленичной недели ? Расскажите  о каком- нибудь дне подробно.
5. Как называется последний день масленичной недели, с чем это связано?
6. Знаете ли  вы произведения русской литературы, в котором описано, как праздновали Масленицу в России?

Станция: « СПОЙ ПЕСЕНКУ»

Участникам команд  предлагается исполнить подготовленную песню, частушку о Масленице. А также  им  предлагается  текст  песни,  которую  нужно спеть. 
Команда получает за исполнение подготовленной песни от 5 до 10 баллов.

Станция «СМАСТЕРИ ЧУЧЕЛО МАСЛЕНИЦЫ»

Ребятам  предлагается   различный   материал  (ткань,  клей,  нитки,  вата, цветная бумага, картон),  из этого материала они должны за 5 минут смастерить чучело Масленицы.
Команда получает от 5 до 10 баллов.

Станция «ЗАИГРЫШИ»

Ребятам предлагаются различные веселые  конкурсы.
На ватмане  каждый участник команды с завязанными глазами должен нарисовать Масленицу.  Начинает капитан команды, дальше каждый участник команды продолжает  рисовать с завязанными глазами. 
Команда за этот конкурс получает  от 4 до 8 баллов.
Побеждает та команда, у которой получится самая красивая Масленица.

Станция «БЛИННАЯ»

Ведущий:  

А  знаете  ли  вы пословицы  о  труде? Проверим. Я начну говорить пословицу, а вы заканчиваете:

  • Ученье свет... (а неученье — тьма).
  • Готовь сани летом... (а телегу — зимой).
  • Не красна изба углами... (а красна пирогами).
  • Маленькое дело... (лучше большого безделья).
  • Чем дальше в лес... (тем больше дров).
  • Не сиди, сложа руки... (не будет в доме скуки).
  • Труд человека кормит... (а лень портит).

Участникам  команды  предлагается   поделиться  каким-нибудь рецептом блинов.
Команда получает по 1 баллу за каждую правильно названную пословицу, за оригинальный рецепт блинов команда получает от 3 до 6 баллов.
После прохождения всех станций ребята собираются в фойе школы для подведения итогов и награждения победителей «масленичными» грамотами
(Приложение 3).

День третий

МАСЛЕНИЧНЫЙ ПОЕЗД
для учащихся 7 – 8 классов

В игре участвуют команды по 10 - 15 человек. В начале игры все команды собираются в актовом зале, где ведущий объясняет условия игры и выдает маршрутные листы. (Приложение 4)

Станция  «ТРАДИЦИИ»

Ведущий:  Ребята, вы сейчас будете отвечать на мои вопросы, относящиеся к традициям празднования Масленицы. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

Вопросы команде № 1

  • Как называется первый день Масленицы?  (Чистая масленица – широкая боярыня)
  • Как русские люди издавна отмечали этот день? (В понедельник Масленицу Масленка, сделанных из соломы и одетых в соответствующие их полу  платья – женское и мужское, возили на санях по всей округе, а потом с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте. В этот день полагалось устраивать и раскатывать ледяные горки)
  • Что являлось кульминацией праздника? (Сжигание чучела Зимы – символа ухода зимы и наступления весны.)

Вопросы команде № 2

  • Как называется второй день масленицы?  (Заигрыш)
  • Как русские люди издавна отмечали этот день? (На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на качелях. Во главе с Петрушкой и масленичным дедом проходили представления. На улицах ходили ряженые.)
  • Что являлось кульминацией праздника? (Сжигание чучела Зимы – символа ухода зимы и наступления весны.)

Вопросы команде № 3

  • Как называется третий день масленицы?  (Лакомка)
  • Как русские люди издавна отмечали этот день?  (В этот день полагалось очень много есть. Повсюду проводились ярмарки, шли народные гуляния. В каждом доме накрывали столы со всевозможными яствами. На первом месте в ряду угощений блины.)
  • Назовите поговорки третьего дня масленицы. («Не житье, а масленица». «Что есть в печи – на стол мечи!»)

Вопросы команде № 4

  • Как называется четвертый день масленицы? (Перелом, разгуляй)
  • Как  русские  люди  издавна  отмечали  этот  день? (Катание  на  санях по улицам, кулачные бои, поджигание тележных колес и дальнейший спуск их по склонам, борьба с медведем, колядки)
  • Что являлось кульминацией праздника? (Сжигание чучела Зимы – символа ухода зимы и наступления весны.)

Станция  «СДЕЛАЙ КУКЛУ»

Каждая команда должна сделать куклу. Заранее учащиеся готовят все необходимые материалы.

Станция  «МУЗЫКАЛЬНАЯ»

Каждая команда должна исполнить заранее подготовленную песню о Масленице. Команда получает от5 до 10 баллов.

Станция  «МАСЛЕНИЧНЫЕ  ЗАГАДКИ»

Каждая команда отгадывает загадки.

1. Идет Яшка, белая рубашка. (Снег)

2.  Что растет вверх корнем? (Сосулька)

3.  Гуляет в поле – да не конь.
Летает на воле – да не птица.  (Метель)

4.  Чист, ясен, как алмаз, но дорог не бывает.
От матери рожден, и сам себя рождает.  (Лед)

5.  Стоит волчище, разинув ртище.  (Колодец)

6.  Днем стекло разбито, ночью вставлено.  (Прорубь)
7.  Летом спят, а зимой бегут.  (Сани)

8.  Сам иду – и они идут, сам стою – и они стоят,
Стану кормить – не едят.  (Лыжи)

9.  Без рук, без ног, а в подворотню ползет.  (Ветер).

10. Не крапива, а жжется, не солнце, а печет. (Печка)

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Станция  «БЛИННАЯ»

Участникам  команды   предлагается   поделиться  каким-нибудь  рецептом блинов.
Команда получает за оригинальный рецепт блинов от 3 до 6 баллов.

Станция  «СПОРТИВНАЯ»

В спортивном зале собираются все команды для участия в масленичном соревновании. Соревнование состоит из трех конкурсов.

Конкурс «Русская метла»

«Кто дальше» – шуточное первенство в метании метлы на дальность.
«Кто быстрее» – бег змейкой на метле между выставленными в зале кеглями.

Конкурс «Три ноги»

Играющие разбиваются на пары, причем каждой паре связывают ноги. Пара на «трех ногах» должна добежать до поворотного флажка и вернуться на линию старта.

Конкурс «Тачка»

Командная эстафета. Каждая команда разбивается на пары. Одному достается роль тачки, другому – водителя, который берет своего партнера за ноги. «Тачка» должна доехать до поворотного флажка и вернуться обратно, где на смену ей уже готова к движению другая такая же «тачка».

После подведения итогов проходит награждение команд «масленичными» грамотами (Приложение 3).

День четвертый

СПОРТИВНЫЙ  ПРАЗДНИК «РУССКИЕ ЗАБАВЫ»
для начальной школы

Команды в составе 8-10 человек от каждой параллели.
Ведущие: учащиеся десятого класса.

Под ритмичную русскую народную музыку дети вбегают в зал и строятся в четыре шеренги (по командам).

Ведущий 1. Сегодня все побывают на празднике, который называется масленица. С давних времен леди весело провожали зиму (отсюда – катания на санках и коньках, снежные бабы и снежки) и ласково встречали яркое весеннее солнце (в его честь было принято печь блины). Не нарушатся традиции и на этот раз: будет и катание на лыжах, на санях – «на тройках», будут и снежки, и «снежные бабы».

Ведущий 2. Сегодня в спортивном зале собрались лучшие представители 1А, 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б, 4А, 4Б – самые быстрые, ловкие, умелые. А судить будут самые объективные представители десятого класса (представление судей).

Ведущий 1.А теперь я загадаю вам загадку, а вы хором на нее ответите: «Два березовых коня по снегам несут меня. Кони эти рыжи и зовут их … (Лыжи).

Ведущий 2.А теперь посмотрим, на сколько точно вы можете исполнять упражнения. Наши консультанты будут наблюдать за правильностью выполнения всех упражнений. (Приложение 5)

День пятый

«ХОРОВОДЫ.  ПРОВОДЫ  ЗИМЫ»

Учащиеся собираются на улице, у крыльца школы. Звучит сигнал начала праздника. Музыка – русская народная. Выходят скоморохи:

1 скоморох:  

Здравствуйте, гости дорогие,
Всем! Всем! Всем!
Кто не замерз совсем!
Спасибо за праздник весёлый,
Зиму провожать, весну – красну встречать!

2 скоморох:

Праздник наш, друзья начался,
А чтобы лучше он удался
На месте нам нельзя стоять
Нужно петь, играть, плясать.

1 скоморох:

Люди велено для вас
Донести в сей час указ.
А подписан он самой
Нашей матушкой – Зимой.
Каждый год сею числа,
Людям города, села
Выходить на праздник.
Непременно все должны
Быть на проводах Зимы.

2 скоморох:

А вы, люди, Масленицу
Повстречайте!
Да к себе-то Масленицу
Зазывайте!

1 скоморох:

Давайте все вместе
Позовем масленицу:
Приходи к нам Масленица
На широкий двор!

Дети выносят чучело Масленицы. Поют песню «А мы Масленицу повстречали» и водят хоровод вокруг Масленицы.

Дети устраивают перед Масленицей «бой» снежками. Выходят скоморохи и объявляют  Масленичные  забавы: «Сейчас  будет  очень  весело, потому что пришло время поиграть, весёлой игрой Масленицу потешить». Проводятся игры. (Приложение 6).

Скоморохи объявляют сбор вокруг Масленицы. Вокальная группа поёт песню «Вдоль по улице ребятушки идут».

Вдоль по улице ребятушки идут,
Вдоль по широкой удалые идут.
Ой, жги, ой, жги, говори!
Вдоль по широкой удалые идут.

Как на молодцах кафтаны дороги,
Опоясочки шелковые.
Ой, жги, ой, жги, говори!
Опоясочки шелковые!

Как у девиц златы косоньки,
А сапожки – то сафьяновые.
Ой, жги, ой, жги, говори!
А сапожки – то сафьяновые.

У парнишек шапки бархатные.
Черна соболя околышки.
Ой, жги, ой, жги, говори!
Черна соболя околышки.

1 скоморох:  Пора  нам  прощаться с Масленицей. Сейчас она сгорит, а это значит – конец Зиме!»

Дети заводят хоровод вокруг чучела с песней «Гори, гори, ясно». Затем чучело поджигают. Ребята и взрослые расходятся, образуя широкий круг.

Все хором. Уходи, Зима! Приходи, Весна! Прощай, Зима! Прощай, Масленица!

Затем все дети идут в школу, где их ожидает чаепитие с блинами.