Программа "Классный час"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


“Классный час есть форма прямого общения
воспитателя со своими воспитанниками”
В. П. Сазонов

I. Пояснительная записка.

Воспитание детей – целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей.

Воспитание в коллективе и через коллектив – это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума, и под контролем социума. Однако в поведении ребенка многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.

Одной из основных форм, в которых используется методика КТД, являются классные часы, на которых планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного дела, и само дело (воспитательное мероприятие). Классный час одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. Он способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

II. Концептуальная часть.

1. Цель и задачи программы.

Цель программы – систематизация компетенций классного руководителя.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Выбор тем с учетом возрастных особенностей и опыта учащихся.
  2. Определение направлений содержания классного часа.
  3. Выбор форм проведения классных часов.
  4. Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению.

Классный руководитель для подготовки и проведения классного часа следует элементам алгоритма, позволяющего наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:

  1. Определение целей и задач.
  2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
  3. Создание психологического настроя.
  4. Предварительная подготовка.
  5. Проведение самого мероприятия.
  6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
    1) обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
    2) собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, – анализ воспитательного результата.

 Содержание классных часов определяется в контексте с программой воспитательной работы школы (класса) следующими направлениями:

  • Гражданско-патриотическое воспитание.
  • Нравственное воспитание.
  • Правовое воспитание.
  • Физическое и умственное развитие личности

2. Основные принципы деятельности.

Принцип взаимосвязи сознания и деятельности – предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение ребенка.

Принцип личностно-ориентированного подхода – предполагает приоритетное внимание на развитие личностных качеств ребенка.

Принцип вариативности – предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировки содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий и дел, акций и начинаний.

Принцип продуктивности – получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для личности ребенка.

3. Условия эффективной реализации программы.

Программа предлагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на обучение; на становление ученика как творческой личности.

Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении.

Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень нравственного развития личности.

Разнообразие форм и методов, формирование у воспитанников толерантности.

Поиск новых путей развития личности школьников.

III. Методическая часть.

1. Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребенка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Технологические аспекты организации классного часа:

  • составление педагогом совместно с учащимися тематики классных часов на новый учебный год;
  • уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;
  • определение времени и места проведения классного часа;
  • определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
  • подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления по теме;
  • определение участников подготовки и проведения классного часа;
  • распределение заданий между участниками;
  • проведение классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

2. Формы проведения классного часа.

2.1. Дискуссионные формы

2.1.1. Диспут
2.1.2. Дискуссия
2.1.3. Конференция
2.1.4. Круглый стол
2.1.5. Гостиная
2.1.6. Лекторий

2.2. Формы состязательного характера

2.2.1. Конкурс
2.2.2. Викторина
2.2.3. КВН
2.2.4. Смотр
2.2.5. Презентация
2.2.6. Турнир

2.3. Творческие формы

2.3.1. Праздник
2.3.2. Фестиваль
2.3.3. Выставка
2.3.4. Устный журнал
2.3.5. Концерт
2.3.6. Спектакль

2.4. Игровые формы

2.4.1. Ролевые игры
2.4.2. Интеллектуальные игры

2.5. Форма психологического просвещения

2.6. Форма работы вне школы

IV. Заключение.

1. Ожидаемые результаты.

Повышение эмоционального уровня учащихся, который включает в себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия.

Изменения уровня развития самосознания, преображение у них определенных мнений, установок, стереотипов, представлений о школе, ориентирование на успех; проявление позиций: “я нравлюсь”, “я способен”, “я значу”.

Появление умения подчинять свое поведение целому ряду поставленных целей и задач, независимо от мнения окружения в соответствии с требованиями педагогов.

Развитие личности учащихся во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, поведенческой, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений.

2. Оценка качества классного часа.

Качество классного часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности.

Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной работе:

  • Цели и задачи классного часа: ясность, четкость формулировок целевых ориентиров; их соответствие возрастным особенностям учащихся, логике развития воспитательного процесса.
  • Оформление классного часа: продуманность, современность, оригинальность оформления, их необходимость для реализации замысла классного часа, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе.
  • Содержание: интеллектуальная и духовно-нравственная ценность избранного содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам классного часа.
  • Организация: использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение диалоговых приемов общения.
  • Поведение и деятельность учащихся: участие детей в целеполагании, дисциплинированность и активность учащихся в ходе классного часа; устойчивость внимания школьников на всех его этапах.
  • Педагогическое обеспечение классного часа: эрудированность педагога в обсуждаемой на классном часе проблеме, соблюдение им педагогического такта и культуры речи, компетентность классного руководителя в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности.
  • Полученные результаты: удовлетворенность классного руководителя и учащихся ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами.

Инструментарием оценки внутренней эффективности классного часа являются отзывы, эссе учеников, которые они пишут по окончании классного часа.

Приложение.