Класс: 6.
Цели и задачи:
- расширить представление о росте и развитии животных
- уметь различать стадии и пути развития животных
- развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру.
Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, учебное электронное издание «Ким. Общая биология», слова в конвертах, динамическое пособие «Эмбриональный период развития», рисунки и таблицы.
Тип урока: прохождение новой темы.
Методы обучения:
- словесный;
- репродуктивный;
- аудиовизуальный;
- эвристический;
- симулирующий.
Методические приемы:
- анализ;
- сравнение;
- установление аналогии;
- демонстрация рисунков и таблиц;
- составление схемы;
- работа с терминами.
Урок состоит из 7 этапов. Все этапы взаимосвязаны между собой. При этом применяются мультимедийные слайды созданные учителем, а также готовые образовательные ресурсы в виде анимационных картинок. Цель урока достигнута, целесообразны методы и приемы на разных этапах урока. Урок требует большого труда для подготовки, интересна для обучающихся.
Ход урока
І. Организационный момент. (2 минуты)
ІІ. Повторение пройденной темы.
Игра «Да или нет» (+, -)
- Цветок – это орган полового размножения растений.(+)
- Опыление – это процесс попадания пыльцы на тычинку (-) на пестик
- У цветковых растений мужские половые клетки развиваются в пыльцевых зернах.(+)
- Гаметы – это обычные клетки тела. (-) половые
- Женские гаметы у цветковых растений развиваются в зародышевом мешке (+)
- При двойном оплодотворении растений две мужские гаметы сливаются: первый с женской гаметой и второй центральной клеткой. (+)
- У растений, не имеющих цветков половое поколение (гаметофит) происходит в неблагоприятных условиях. (+)
- Мох кукушкин лен размножается только спорами. (-) половое размножение тоже бывает в неблагоприятных условиях
- Зигота – это оплодотворенная яйцеклетка. (+)
- Одуванчик распространяется с помощью насекомых (-)
Составить предложения из слов в группе (по парте):
- Гермафродиты – это обоеполые организмы.
- Гаметы – это половые клетки.
- Партеногенез – это развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.
- Зигота – это оплодотворенная яйцеклетка.
- Опыление – это процесс попадания пыльцы на пестик.
- Размножение – это воспроизведение себе подобных.
- Питание – это процесс получения питательных веществ.
- Семя – это зародыш растений, снабженный питательными веществами.
- Выделение – это процесс удаления не нужных веществ из организма.
- Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая с помощью нервной системы.
- Сухожилия – прикрепляют мышцы к костям.
- Артерии – это сосуды несущие кровь от сердца.
- Вены – это сосуды несущие кровь к сердцу.
- Каппилляры – это мельчайшие сосуды.
- Устьица – это поры растений, расположенные на нижней части листа и через которые идет дыхание.
- Чечевечки – это поры растений, расположенные на стебле и через которые идет дыхание.
ІІІ. ИНМ. Усвоение новых знаний.
1. Актуализация знаний. Сколько клеток мы (животные) имеем? Из одной клетки, т.е. из зиготы растет и развивается каждый организм. Как же это происходит? Как растет эта маленькая клетка – зигота.
2. Подготовка к основному этапу занятия. (ребус) Эмбрион.
ИКТ на мониторе стадии эмбрионального развития. Эмбрион—зародыш. Зародышевое развитие организма длится до выхода из яиц или рождения.
1 стадия развития – дробление. В результате деления клеток образуется (ребус) бластула. (динамическое пособие на доске)
Запись в словари: Бластула – это однослойный зародыш.
2 стадия – (Ребус). гаструляция. Гаструла состоит из 2-х или 3-х слоев. Все слои имеют свои названия. Эктодерма (наружный), эндодерма (внутренний) мезодерма (между внутренним и наружным) слоем.
3 стадия – органогенез (орган, генез—происхождение) на этой стадии идет закладка новых органов. Из каждого слоя растут и развиваются отдельные органы и системы органов.
Из эктодермы: нервная система (головной, спинной мозг, нервы, различные органы чувств), кожа и ее производные (ногти, волосы, когти)
Из эндодермы: пищеварительная система, выделительная система, дыхательная система (легкие, жабры), железы внутренней секреции.
Из мезодермы: мышцы, скелет (кости и хрящи), почки, сердечно-сосудистая система, половая система (семенники и яичники)
3. Как же идет развитие организмов после выхода из яиц или рождения? Было бы очень просто, да у некоторых животных имеются свои особенности развития. Посмотрим развитие лягушки. Чем дышит головастик? (жабрами) Сколько камер имеет головастик? (два: желудочек и предсердие как у рыб). А взрослая лягушка чем же дышит? (легкими, кожей в воде). Сколько камер имеет взрослая лягушка? (3: два желудочка и предсердие).
В процессе эволюции таким же образом водные обитатели вышли на сушу. Это развитие лягушки показывает, как шла эволюция земноводных. Этот процесс развития идет очень быстро у лягушки, но эволюция идет через сотни и миллионы лет. Такое развитие с изменениями называется метаморфическим (мета—изменяю, морфо—строение).
4. Бывает и такое развитие – без метаморфоза – прямое (при котором родившийся организм внешне похож на взрослую особь, только размером мал). Примеры: человек, собака, кошка, корова, олень.
Посмотрим видео сюжеты:
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Непрямое развитие с метаморфозом (полное или неполное). Неполное развитие включает стадии: яйцо-личинка-взрослая особь; Например: кузнечик,
Полное развитие: яйцо – личинка – куколка – имаго; Например: бабочка, майский жук.
Запись таблицы с экрана монитора.
IV. Закрепление новых знаний.
- В группе сделать стадии развития лягушки и особенности ее строения. Рисунок: яйцо-головастик-(сердце 2 камерное, жабры)-взрослая лягушка (легкие, сердце 3 камерное). ( 2 группы)
- Какие органы развиваются из слоев гаструлы? Соберите в соответствии: Эктодерма, мезодерма, эндодерма. (2 группы)
- Разделите живых организмов по типам развития. Прямое, непрямое (полное или неполное)
- Разгадайте кроссворд. 1. эндодерма. 2. куколка 3. бластула 4. гаструляция 5. яйцо НАСТЯ
- Найдите ошибки Незнайки и исправьте. (Предложения по 3)
Найдите ошибки Незнайки.
- Из мезодермы развивается нервная трубка. (из эктодермы; мышцы, скелет, почки, кровеносная и половая системы)
- Первый этап развития зародыша называется гаструлой. (дробление)
- Прямое развитие характерна для лягушки. (с метаморфозом)
- Из эктодермы развивается выделительная система (из эндодермы; из эктодермы: нервная система, кожа и ее произыводные)
- Бластула зародыша состоит из 2-х или 3-х слоев. (1 слойный зародыш)
- Полное непрямое развитие включает стадии: яйцо-личинка-взрослая особь. (яйцо – личика – куколка – имаго)
- Из эндодермы развивается кожа и ее производные. (из эктодермы: пищеварительная система, выделительная система, дыхательная система (легкие, жабры), железы внутренней секреции; кожа- из эктодермы).
- Гаструла состоит из слоев: эктодермы, эндодермы и синдермы (мезодермы)
- Неполное непрямое развитие включает стадии: яйцо-личинка-куколка-взрослая особь (яйцо – личинка – взрослая особь)
- Из мезодермы развивается кожа и ее производные.(из мезодермы: мышцы, скелет (кости и хрящи), почки, сердечно-сосудистая система, половая система (семенники и яичники); кожа из эктодермы)
- На последней стадии развития зародыша образуется зародыш. (органы)
- Для майского жука и бабочки характерны неполное непрямое развитие. (полное непрямое)
V. Подведение итогов урока.
(выставление оценок)
VI. Домашнее задание.
с.54 №3, 4
VІI. Рефлексия.
Список литературы:
- Н.И. Сонин Биология. 6 кл. Живой организм.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.-4-е изд.—М.: Дрофа, 1999.-176 с.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.—М.: Дрофа, 2005.
- Основы общей биологии. 9 кл. Цифровой образовательный комплекс. Серия:1С: Школа. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.