Урок по теме "Весна – природа пробуждается"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Дать представление о признаках весны, учить различать изменения в природе, происходящие весной.
  • Развивать навыки и умение правильно определять признаки и характерные черты весны.
  • Коррекция общеречевых навыков, наглядно – образного мышления, памяти, восприятия. Обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас.
  • Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы, любовь к своей малой родине, трудолюбие.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Знакомство с окружающим миром» автор Е.Д. Худенко, карточки для  практической работы, творческое задание.

ХОД УРОКА

1. Организация класса

Слайд 1

2. Психологический настрой

Слайд 2

Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, чтоб жили дружно
Все живые существа.
На зеленой ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребенкой,
Птиц вернуть издалека.
Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра.
Подсластить цветы для пчелки,
Вовремя полить сады,
Будь и ты трудолюбивый,
Как весна красавица.

– Сколько дел у весны вы услышали в стихотворении? (Разморозить землю, птиц вернуть из теплых стран, укрепить бутон цветка, окропить природу росой с утра.)

– Правильно, а что посоветовал автор стихотворения вам, ученикам? (Быть трудолюбивыми, как весна.)

3. Проверка домашнего задания

– А для кого весна должна подсластить цветы? (Для пчёлки)

Слайд  3

– Пчела – это насекомое. Каких насекомых вы знаете?
– Какое домашнее задание вы подготовили?
– Загадки и рисунки. (Ответы детей, оценки)
– В какое время года появляются все эти насекомые?

4. Основная часть (сообщение темы и цели).

1. Сегодня мы будем говорить о прекрасном времени пробуждения природы – весне. Кто мне подскажет весенние месяцы?

Слайд  4

Дружно лопаются почки,
Распускаются цветочки.                              Март
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.

Замер лес в прозрачной дымке.
На деревьях тают льдинки.                         Апрель
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.

Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.                               Май
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.

– Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О том, какие весной происходят изменения в живой и неживой природе)

– А кто мне подскажет, что относится к живой природе? К неживой природе?

Слайд  5

2. Изменения в живой и неживой природе.

 С каждым весенним днем солнце поднимается все выше и выше, светит ярче, и солнечных зайчиков становится больше. Они несут много света и тепла и, словно волшебники, творят чудеса в природе.

а) Солнечный зайчик коснулся снега.

Слайд  6

– Что происходит со снегом под действием тепла? (Снег начинает таять, превращаясь в воду.)

б) Солнечный зайчик коснулся дерева и разбудил его.

Слайд  7

– Предлагаю ученикам рассмотреть ветки с дерева:
– Какого цвета ветка?
– Какая на ощупь у нее кора? (Дает потрогать веточки.)
– Что находится на ветке?  (Почки.)
– Откуда появляются листья? (Из почек.)
– Что происходит с почками? (Почки набухают и становятся листьями.)
– Такое превращение вы можете наблюдать, если поставишь ветку в банку с теплой водой. 

Опыт.

– К какому выводу привели нас наши наблюдения?

Вывод:  Распускаться листьям весной помогают тепло и вода.

Загадка:

Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится хоть и маленький.  (Подснежник)

– А кто знает, почему его так назвали? (Они первыми появляются из-под снега)

– Объясните значение слова проталинка.

Физминутка.  Упражнение «Подснежник».

Слайд  8

– Прочитайте слоги на одинаковых геометрических фигурах и узнаете названия других раннецветущих растений. (Мать-и-мачеха, медуница)

Слайды  9,10

Мать-и-мачеха Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает под снегом.  Своё название это растение получило за листья. Верхняя сторона их холодная – мачеха, а нижняя тёплая – мать.
Медуница – этот цветок интересен тем, что на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые.

– Где появляются первые весенние цветы? (На открытых местах, где много солнца, света, влаги)
– Тепла им требуется немного, вот они и цветут в начале весны, когда ещё кое-где в низинах лежит снег.
– Почему эти растения назвали первоцветами?

Вывод:  Весной распускаются первые цветы – первоцветы.
Помни, что первоцветы очень хрупкие и нежные. К некоторым летят насекомые, потому что в них есть нектар. Не стоит собирать букеты из этих цветов.

в) Солнечный зайчик коснулся льда на реке.

Слайд  11

– Что с ним происходит? (Лед становится тоньше, трескается, плывет по реке.)
– Это явление называется ледоход.
– Весной на лед реки выходить нельзя. Даже если еще нет ледохода, лед все равно стал тонким и хрупким. Ты не заметишь, как окажешься под водой.
– Расположи льдинки от большой к маленькой и прочитай народную примету:  Увидел скворца – значит весна у крыльца. 

Слайд  12

– Как вы понимаете это высказывание?
– Рассмотрите птиц и их гнёзда.

Слайд  13

– Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?
– Почему птицы вернулись? (Стало тепло, появились насекомые.)
– Какие птицы построили гнёзда сами, а каким помог человек?

Вывод: Птицы прилетают с юга и строят гнёзда.

5. Закрепление

а) Практическая работа

Слайды  14, 15

1.  Какие весенние явления происходят в неживой природе?

Вычеркни лишнее.

Таяние снега, потепление, метель, дожди,  ледоход.

2. О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.

Большие и маленькие льдины плывут по реке – это ___________________.

3.  Какие растения раннецветущие?

Обведи кружком буквы правильных ответов.     

а) мать-и-мачеха
б) тополь
в) медуница

4. Выбери примету, не относящуюся к весне.

а) воздух становится день ото дня всё теплее;
б) солнце поднимается всё выше и выше;
в) появляются первоцветы;
г) животные ложатся в спячку;
д) появляются насекомые;

Гимнастика для глаз.

Интеграция (живой мир – русский язык).

Слайд  16

– Прочитайте слова на доске. (Весна, веснушки, веснянка.)
– Как называются такие слова? (Однокоренные, родственные.)
– Какие слова вам знакомы? (Весна, веснушки.)
– Закончи мои высказывания:

1 марта наступила … (весна). Солнечный зайчик коснулся лиц ребят. На носу и на щеках появились… (веснушки).

–  Какое слово осталось? (Веснянка)

Веснянка – это народная песня с просьбой о приходе весны. Деревенские дети влезали на крыши изб, сараев и звали весну:

Прилетите, скворушки к нам!
Принесите из-за моря нам весну ясную, весну красную.
Зима нам надоела, ручки-ножки поморозила.

– Вот и пришла к нам весна. А вот с чем она к нам пришла, вы мне сейчас и подскажите.

Творческое задание.  Продолжите пословицы подходящими по смыслу словами:

Март с  _______________ , апрель с  _____________  , май с ____________ .
Растение – земли _________________ .

Слайд  17

Слова для справок: цветами, водой, травой, украшение. 

6. Домашнее задание

Подготовить небольшой рассказ о раннецветущем растении.

7. Итог урока

– О каком времени года говорили на уроке?
– Как пробуждается природа весной?