Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Дать представление о признаках весны, учить различать изменения в природе, происходящие весной.
- Развивать навыки и умение правильно определять признаки и характерные черты весны.
- Коррекция общеречевых навыков, наглядно – образного мышления, памяти, восприятия. Обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас.
- Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы, любовь к своей малой родине, трудолюбие.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Знакомство с окружающим миром» автор Е.Д. Худенко, карточки для практической работы, творческое задание.
ХОД УРОКА
1. Организация класса
Слайд 1
2. Психологический настрой
Слайд 2
Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, чтоб жили дружно
Все живые существа.
На зеленой ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребенкой,
Птиц вернуть издалека.
Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра.
Подсластить цветы для пчелки,
Вовремя полить сады,
Будь и ты трудолюбивый,
Как весна красавица.
– Сколько дел у весны вы услышали в стихотворении? (Разморозить землю, птиц вернуть из теплых стран, укрепить бутон цветка, окропить природу росой с утра.)
– Правильно, а что посоветовал автор стихотворения вам, ученикам? (Быть трудолюбивыми, как весна.)
3. Проверка домашнего задания
– А для кого весна должна подсластить цветы? (Для пчёлки)
Слайд 3
– Пчела – это насекомое. Каких насекомых вы
знаете?
– Какое домашнее задание вы подготовили?
– Загадки и рисунки. (Ответы детей, оценки)
– В какое время года появляются все эти
насекомые?
4. Основная часть (сообщение темы и цели).
1. Сегодня мы будем говорить о прекрасном времени пробуждения природы – весне. Кто мне подскажет весенние месяцы?
Слайд 4
Дружно лопаются почки,
Распускаются цветочки. Март
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.Замер лес в прозрачной дымке.
На деревьях тают льдинки. Апрель
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром. Май
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
– Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О том, какие весной происходят изменения в живой и неживой природе)
– А кто мне подскажет, что относится к живой природе? К неживой природе?
Слайд 5
2. Изменения в живой и неживой природе.
– С каждым весенним днем солнце поднимается все выше и выше, светит ярче, и солнечных зайчиков становится больше. Они несут много света и тепла и, словно волшебники, творят чудеса в природе.
а) Солнечный зайчик коснулся снега.
Слайд 6
– Что происходит со снегом под действием тепла? (Снег начинает таять, превращаясь в воду.)
б) Солнечный зайчик коснулся дерева и разбудил его.
Слайд 7
– Предлагаю ученикам рассмотреть ветки с
дерева:
– Какого цвета ветка?
– Какая на ощупь у нее кора? (Дает потрогать
веточки.)
– Что находится на ветке? (Почки.)
– Откуда появляются листья? (Из почек.)
– Что происходит с почками? (Почки набухают и
становятся листьями.)
– Такое превращение вы можете наблюдать, если
поставишь ветку в банку с теплой водой.
Опыт.
– К какому выводу привели нас наши наблюдения?
Вывод: Распускаться листьям весной помогают тепло и вода.
Загадка:
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится хоть и маленький. (Подснежник)
– А кто знает, почему его так назвали? (Они первыми появляются из-под снега)
– Объясните значение слова проталинка.
Физминутка. Упражнение «Подснежник».
Слайд 8
– Прочитайте слоги на одинаковых геометрических фигурах и узнаете названия других раннецветущих растений. (Мать-и-мачеха, медуница)
Слайды 9,10
Мать-и-мачеха. Секрет в том,
что мать-и-мачеха расцветает под снегом. Своё
название это растение получило за листья.
Верхняя сторона их холодная – мачеха, а нижняя
тёплая – мать.
Медуница – этот цветок интересен
тем, что на одном стебельке есть цветки разной
окраски: розовые, фиолетовые.
– Где появляются первые весенние цветы? (На
открытых местах, где много солнца, света, влаги)
– Тепла им требуется немного, вот они и цветут в
начале весны, когда ещё кое-где в низинах лежит
снег.
– Почему эти растения назвали первоцветами?
Вывод: Весной распускаются первые
цветы – первоцветы.
Помни, что первоцветы очень хрупкие и
нежные. К некоторым летят насекомые, потому что в
них есть нектар. Не стоит собирать букеты из этих
цветов.
в) Солнечный зайчик коснулся льда на реке.
Слайд 11
– Что с ним происходит? (Лед становится
тоньше, трескается, плывет по реке.)
– Это явление называется ледоход.
– Весной на лед реки выходить нельзя. Даже если
еще нет ледохода, лед все равно стал тонким и
хрупким. Ты не заметишь, как окажешься под водой.
– Расположи льдинки от большой к маленькой и
прочитай народную примету: Увидел
скворца – значит весна у крыльца.
Слайд 12
– Как вы понимаете это высказывание?
– Рассмотрите птиц и их гнёзда.
Слайд 13
– Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие
прилетают весной?
– Почему птицы вернулись? (Стало тепло,
появились насекомые.)
– Какие птицы построили гнёзда сами, а каким
помог человек?
Вывод: Птицы прилетают с юга и строят гнёзда.
5. Закрепление
а) Практическая работа
Слайды 14, 15
1. Какие весенние явления происходят в неживой природе?
Вычеркни лишнее.
Таяние снега, потепление, метель, дожди, ледоход.
2. О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.
Большие и маленькие льдины плывут по реке – это ___________________.
3. Какие растения раннецветущие?
Обведи кружком буквы правильных ответов.
а) мать-и-мачеха
б) тополь
в) медуница
4. Выбери примету, не относящуюся к весне.
а) воздух становится день ото дня всё теплее;
б) солнце поднимается всё выше и выше;
в) появляются первоцветы;
г) животные ложатся в спячку;
д) появляются насекомые;
Гимнастика для глаз.
Интеграция (живой мир – русский язык).
Слайд 16
– Прочитайте слова на доске. (Весна,
веснушки, веснянка.)
– Как называются такие слова? (Однокоренные,
родственные.)
– Какие слова вам знакомы? (Весна, веснушки.)
– Закончи мои высказывания:
1 марта наступила … (весна). Солнечный зайчик коснулся лиц ребят. На носу и на щеках появились… (веснушки).
– Какое слово осталось? (Веснянка)
Веснянка – это народная песня с просьбой о приходе весны. Деревенские дети влезали на крыши изб, сараев и звали весну:
Прилетите, скворушки к нам!
Принесите из-за моря нам весну ясную, весну красную.
Зима нам надоела, ручки-ножки поморозила.
– Вот и пришла к нам весна. А вот с чем она к нам пришла, вы мне сейчас и подскажите.
Творческое задание. Продолжите пословицы подходящими по смыслу словами:
Март с _______________ , апрель с _____________ , май с ____________ .
Растение – земли _________________ .
Слайд 17
Слова для справок: цветами, водой, травой, украшение.
6. Домашнее задание
Подготовить небольшой рассказ о раннецветущем растении.
7. Итог урока
– О каком времени года говорили на уроке?
– Как пробуждается природа весной?