Ценности: истина, праведность (правильное поведение), мир (спокойствие), любовь (ко всему живому), ненасилие (не причинение вреда).
Подценности: поиски знаний, быть готовым признать истину, умение отличать правильное от неправильного, быть готовым помочь другим, ограничивать свои желания, ответственность, вдумчивость, любовь к людям и к природе, забота о природе, доброта, красота, сострадание, не причинять зло словами и делами, быть хорошим гражданином, быть бережливым.
Цели урока:
- Образовательная – изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и развития бабочек; рассмотреть значение чешуекрылых в природе и в жизни человека; дать возможность ребенку запомнить ценности, которым его учат.
- Воспитательная – продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе, положительного отношения к окружающему миру.
- Развивающая – продолжить развитие логического и образно-чувственного мышления, воображения, творческих способностей учащихся; развивать умение слушать и концентрировать внимание; способствовать формированию положительных черт характера.
Цитаты:
- «Всё вокруг может учить нас».
- «Нет правды без любви к природе. Любви к природе нет без чувства красоты». (Я.П. Полянский).
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Оборудование: магнитофон, аудиокассеты «Шедевры инструментальной музыки», плакаты с цитатами, плакат «Бабочки в Красной книге Дагестана», таблица «Чешуекрылые», коллекция бабочек, плакаты и рисунки с изображением бабочек, информационные листы для индивидуальной работы учащихся, учебники, тетради, текст сказки, сценарий инсценировки и атрибуты к костюмам.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Минута тишины («сидение в тишине» под музыку, релаксация).
(Включить негромко музыку, попросить детей закрыть глаза, сесть поудобнее, держать спину прямо, дышать глубоко).
– Сейчас мы идем гулять в весенний лес. Представьте себе теплый весенний день, припекает солнышко, мы выходим на лесную полянку. На ней много красивых цветов, они приятно пахнут, над ними летают бабочки, шмели, пчёлы, жужжат майские жуки. Вдохните свежий воздух, ощутите аромат весеннего леса. Представьте, что во время вдоха вы вдыхаете в себя свет (добро, всё, что имеет положительный смысл). А теперь сделайте глубокий выдох, с которым из вас выходит темнота (зло, всё, что имеет отрицательное значение). Посмотрите, какие красивые бабочки летают вокруг вас. Вот одна, другая, третья … Выберите самую красивую и наблюдайте за ней, за её полетом. Интересно, как и где она живет, чем питается? Еще раз вдохните свежий весенний воздух. А теперь посидим в тишине с закрытыми глазами. Вспомните всё, что вы должны говорить и делать на уроке. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.
3. Вводная часть. Сообщение темы урока
Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полёт – то стремительный, то неторопливый – вот что замечают большинство из нас. Бабочки – это прекрасные творения живой природы, вершина её художественного мастерства, шедевр её эволюции. Малыш, начинающий делать первые шаги, седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относится к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее. Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты. Поэт А. Майков писал:
«Долина вся в цветах,
Над этими цветами –
Рой пёстрых бабочек,
Цветов летучих рой!»
Затем учитель рассказывает легенду: «Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о, чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки!». Тема нашего урока так и звучит: «Эти «летающие цветы» – бабочки!».
4. Проблемная ситуация
С целью активизации познавательной активности учащихся учитель использует проблемную ситуацию, а именно предлагает учащимся выяснить: действительно ли бабочки произошли из цветков, оторвавшихся от растений?
5. Инструктаж по работе с информационным листом, на котором записано число, тема урока, основные понятия темы, домашнее задание. Информационный лист – это часть рабочей тетради учащихся, который они вклеивают дома в свои тетради.
6. Изучение нового материала
1) Бабочки – представители царства
Животных. (Беседа с использованием таблицы,
коллекции, рисунков).
– А какие четыре царства существуют в
органическом мире? (Растения, животные, грибы,
бактерии.)
– К какому царству относятся бабочки? Ответить
на этот вопрос нам поможет стихотворение,
которое нам прочитает ученица:
Два огромных царства есть на белом свете,
Знают их прекрасно взрослые и дети:
Растения и Животные – они везде встречаются,
Но по особым признакам два царства отличаются.
Содержит хлоропласты растительная клетка,
Её снаружи окружает клеточная стенка,
И состоит та стенка из плотной целлюлозы,
Ей не страшны микробы и сильные морозы.
А у животной клетки такой одёжки нет,
Нет также хлоропластов – вот в чём её секрет.
Животные активно в среде передвигаются,
Растения неподвижно к субстрату прикрепляются.
Запомните: растения живут, пока растут,
Их рост неограниченным учёные зовут.
А рост животных ограничен, сокращён значительно –
Рост до определённого периода развития.
Способны к фотосинтезу растения Земли,
За это автотрофами их люди нарекли.
Животные – гетеротрофы, так уж их прозвали, –
Питаются готовыми органическими веществами.
Различия сейчас мы назвали основные,
Но помните, однако, что есть ещё другие.
– В информационном листе запишите:
Царство – Животные.
– Также бабочек относят к типу Членистоногих,
классу Насекомых, отряду Бабочек, или
Чешуекрылых.
– Запишите в информационном листе краткую
классификацию бабочек:
Царство – Животные.
Тип – Членистоногие.
Класс – Насекомые.
Отряд – Бабочки, или Чешуекрылые.(Слово на доске
– Чешуекрылые).
2) Основные признаки типа Членистоногих, класса Насекомых (беседа,чтение стихотворений, использование таблицы, рисунков, коллекции).
– Послушаем стихотворения, в которых отражены основные особенности типа Членистоногих, класса Насекомых. (Стихотворения читают 2 ученицы).
У всех членистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение,
На несколько сегментов разделено их тело.
Отделы – из сегментов, такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Всё это характерные особенности многих животных,
Относящихся к типу Членистоногих.
Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,
Всё это насекомые, они и там, и тут.
Отрядов очень много, нам все не перечесть,
Но всё-таки особенности основные есть:
У насекомых тело состоит из трёх отделов,
На голове два усика и сложные глаза,
Особенно большие имеет стрекоза.
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что крылья у многих появились,
Они отходят от груди, внимательнее посмотри!
Три пары ног ещё у них отходят от груди,
Так быстро бегают, к примеру, трудяги-муравьи.
Вот что ещё хотел бы сказать я в заключение –
Дыхание – трахейное, развитие – с превращением.
3) Выявление основных признаков отряда Бабочки (беседа с использованием таблиц, рисунков).
– Давайте запишем в информационном листе основные признаки отряда Бабочки (Чешуекрылые):
1) сосущий ротовой аппарат;
2) наличие чешуек на крыльях и на теле.
– Давайте выясним расположение чешуек на
крыльях бабочек.
Чешуйки имеются на крыльях (отсюда и название
отряда – Чешуекрылые); чешуйки имеются и на всём
теле бабочки. Чешуйки представляют собой
видоизменённые волоски. Они часто различно
окрашены. Из них на крыльях бабочек складываются
причудливые и сложные рисунки. (Демонстрация
коллекции, таблицы, рисунков бабочек).
– А теперь выясним значение окраски в жизни
бабочек (покровительственная, предостерегающая).
Например, бабочка капустная белянка имеет
верхние стороны крыльев мучнисто – белой
окраски, у самок на крыльях по два тёмных пятна.
Когда бабочка садится на капусту или другое
растение, она складывает крылья за спиной и
становится незаметной, т.к. нижняя сторона
крыльев капустницы зеленовато-жёлтая, придающая
бабочке сходство с листом. Это
покровительственная окраска у бабочек
(демонстрация таблицы, рисунков бабочки).
Из яиц капустницы выходят гусеницы, они имеют
яркую окраску: молодые – жёлтые, а по мере роста
они становятся синевато-зелёными, с жёлтыми и
чёрными рядами точек. Окраска гусениц яркая,
предостерегающая о том, что они ядовиты.
Попробовав один раз, птицы их уже не трогают
(демонстрация таблицы, рисунковбабочек).
– Давайте ознакомимся с интересным явлением в животном мире – явлениеммимикрии (или явление подражания).
Мимикрия – это явление, при котором незащищённые животные подражают по форме и окраске защищённым. Давайте запишем этот новый термин в информационных листах. Например, беззащитный или съедобный вид сходен с другим видом, хорошо защищенным или имеющим предостерегающую окраску. Некоторые съедобные бабочки подражают формой тела и окраской ядовитым бабочкам, мухи подражают осам. Например, съедобные бабочки подражают ядовитым бабочкам-совкам, и птицы их не трогают. Бабочка-стеклянница и ядовитый шершень.
– Давайте ещё раз подчеркнём характерную для всех бабочек особенность – наличие чешуек на теле и на крыльях.
– Другой общий признак – сосущий ротовой аппарат. Во время приёма пищи бабочка расправляет хоботок, погружает его вглубь цветка и высасывает нектар. Нектар – основной источник пищи взрослых бабочек, потому бабочки входят в число основных опылителей цветковых растений.
4) Игра – физкультминутка (учитывая психологические особенности подросткового возраста).
– Я вижу, что вы немного устали. Давайте поиграем! Я буду рассказывать детское стихотворение Эдуарда Успенского и иллюстрировать его жестами. Ваша задача – повторять за мной!
Этот странный дом без окон
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём,
Спит без просыпа всю зиму,
А зима промчалась мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, Сонюшка,
Под весенним ярким солнышком!
Гусенице не до сна
Стала бабочкой она!
– Молодцы, ребята, вы очень активны! Но автор этого стихотворения допустил ошибку. Давайте её найдём!
Учащиеся, используя рисунки и таблицы,
устанавливают, что в коконе должна была
находиться не гусеница, а куколка.
Правильно, ребята. У бабочек развитие с полным
превращением: яйцо – личинка(гусеница) – куколка
– взрослое насекомое (имаго). (Записать на доске).
Это запишите в информационный лист (признаки
отряда).
5) Давайте посмотрим сценку «Сказка о том, как кузнечик бабочку не узнал» (разыгрывается сценка)
Беседа по вопросам:
– Почему Кузнечик не узнал бабочку?
– Как называется существо, которое встретилось
Кузнечику в начале лета? (гусеница).
– В кого превратился смешной «зелёный бочонок»?
(в куколку).
– Чем вам понравилась эта сказка?
– Чему вас научила эта сказка?
– Что вы для себя взяли из этой сказки?
Вывод: не надо судить о других по первому впечатлению, не надо гордиться, не надо плохо говорить о других, нельзя ставить себя выше других, надо всегда быть верными и преданными друзьями.
6) Значение бабочек в природе и жизни человека. (Беседа с использованием рисунков, таблицы, коллекции, плаката).
– Люди издавна собирали народные приметы, связанные с поведением бабочек, пытались по их повадкам предсказывать погоду. Послушаем народные приметы, которые нам сейчас прочитает ученица.
Народные приметы:
- ночные бабочки влетают в дом – предвещают сильный ветер;
- бабочка крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищённом месте – быть грозе;
- аполлон летит и нектар собирает – быть солнечной погоде;
- ночные бабочки в дождь летают – тепло предвещают;
- гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда – быть буре.
Вывод: по поведению бабочек можно предсказать погоду.
– Гусеницы многих бабочек наносят серьёзных ущерб хозяйственной деятельности человека:
1) гусеница, поедающая мех – шубная моль;
2) гусеница, поедающая листья капусты – капустная белянка; (с использованием таблицы);
3) гусеница, поедающая мякоть плодов яблок – яблонная плодоножка;
4) гусеница, поедающая хвою – шелкопряд – монашенка;
5) гусеница, поедающая всходы озимых – озимая совка;
6) гусеница, поедающая семена пшеницы – зерновая совка.
– Некоторые бабочки могут указать место нахождения полезных ископаемых. Давайте посмотрим сценку на эту тему. (разыгрывается сценка)
Беседа по вопросам:
- Какой вывод можно сделать? (некоторые бабочки могут указать место нахождения полезных ископаемых).
- Чему вас научила эта сценка? (надо лучше изучать окружающий мир, природу).
- Что вы для себя взяли из этой сценки? (новые знания о бабочках, о цветах).
7. Охрана бабочек. Бабочки в Красной книге Дагестана (беседа с использованием рисунков, плаката)
– В природе очень много бабочек, мы их изучаем, нам нравится их окраска. Но, к сожалению, есть и другие «любители» бабочек, которые уничтожают, отлавливают бабочек и других животных. Благодаря их действиям исчезло много животных, некоторые бабочки стали редкими, исчезают с лица Земли. Учёные их заносят в Красную книгу. В Красную книгу Дагестана занесено 20 редких бабочек, например, аполлон, махаон, лента орденская голубая и многие другие. (Демонстрация плаката, рисунковбабочек). Бабочек надо беречь и охранять и вам, и вашим друзьям, всем людям.
– Как вы знаете, бабочки – опылители растений, питаются нектаром, разносят пыльцу от цветка к цветку, что повышает урожай культур. (Беседа).
– Бабочка тутовый шелкопряд одомашнена около 5000 лет назад. Из коконов шелкопряда получают шёлковые нити (с 1 кг коконов – 90 гр. шёлка). Шёлковые нити прочны, легки, держат тепло. Их используют в медицине, в авиации (парашюты), шьют одежду. (Демонстрация коллекции, таблицы, беседа).
– А теперь давайте послушаем стихотворение, в котором говориться о значении бабочек. Его нам прочитает ученица.
Для чего в природе бабочки нужны?
Мы сейчас об этом вам сказать должны.
Пищей они служат птицами и зверькам,
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Также могут бабочки опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды,
А для человечества много лет подряд
Шёлковые нити поставляет шелкопряд.
Бабочки – природы нашей красота,
В них любовь и сказка, счастье и мечта,
Пусть живут и радуют бабочки наш взор,
Пусть наполниться их светом весь земной простор!
– Ну, а теперь, дорогие друзья, ответьте на последний вопрос: что вы можете сказать о сходстве бабочек и цветов? (И бабочки, и цветы являются украшением нашей природы!)
8. А сейчас обратите внимание на домашнее задание, которое записано в информационном листе.
– Я хочу поблагодарить вас за активную работу на уроке, а также прошу вас познакомить с редкими и исчезающими видами бабочек друзей, родителей, братьев и сестёр. Мы должны сохранить этих бабочек для будущих поколений. И пусть это будет вашим домашним заданием, но не на день, не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь!
9. Заключительная минута тишины (под музыку)
Дети тихо сидят 1-2 минуты в тишине и думают о свете, который есть в их сердце. Этот свет ни что иное, как Любовь, Красота и Доброта, освещающие весь мир. Пусть они мысленно пожелают всем людям счастья, любви, красоты и спокойствия.