"Интерьер жилого помещения. В ожидании праздника". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цели.

Образовательная – ознакомить учащихся с первичным понятием интерьера и основными качествами, с композицией и элементами декоративного убранства.

Развивающая – способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Воспитательная – способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экономических качеств личности.

Тип урока: комбинированный, урок приобретения новых знаний и умений.

Оборудование: учебник, тетрадь, журналы по интерьеру, ножницы, иголка, нитки, ленты, бусинки, игольница, оборудование для просмотра слайдов.

Ход урока

1. Организация урока (2 мин.).

Проверить готовность учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала.

2.1..Задание учащимся (3 мин.)

Раздаются карточки со словами (предметы интерьера) из первых букв которых, можно сложить слово “Интерьер”. Слова на карточках (И - игрушки, инвентарь, изба, икона, инструмент; Н - набор, накидка, натяжной, ножка, наклеить; Т – табурет, тахта, телевизор, телефон; Е – ель; Р - ремонт, розарий, рамка, разобрать, расположить).

2.2. Учитель сообщает тему урока и цели (15 мин.).

Объяснение нового материала (словестно-иллюстративный рассказ. Презентация 1). Учащиеся, во время прослушивания нового материала, выделяют смысловые единицы и составляют “кластер” рис.1 (используется прием технологий развития критического мышления ав. Дж. Стил, К. Мередитом). Учащимся можно помочь, выделяя ключевые слова голосом, интонацией. Работа по парам или индивидуально.

Рис. 1

Слово “интерьер” в переводе с французского означает “внутренний”. Под интерьером мы понимаем архитектурно и художественно оформленное пространство помещения, его убранство, устройство. Первыми видами жилища для человека служили естественные укрытия: пещеры, дупла, а затем сооруженные шалаши, землянки, дома. Обустройство жилища носило в основном утилитарный характер: решались вопросы организации очага, мест вокруг него. С развитием ремесла и возникновением художественных ценностей люди начали украшать жилище. В различные времена у разных народов вырабатывались свои правила архитектурного творчества, существовали свои представления о красоте, свои стилевые установки. История интерьера наглядно показывает, как оказывали влияние и природно-климатические условия, национальный колорит.

На Руси основным строительным материалом, как для крестьянского жилища, так и для княжеских хором было дерево. Основу дома составлял четырехугольный сруб, сложенный из толстых бревен. Дом состоял из избы, сеней и двора. В нижнем этаже двора держали скот, а в верхнем – запасы сена и хозяйственный инвентарь. Такая компактная планировка дома-двора была вызвана суровыми русскими зимами. В русской избе было все продумано сточки зрения экономности и простоты, удобства и элементарной гигиены. Основой интерьера была печь. Замкнутое пространство избы делилось на бытовую, рабочую и обрядовую, культовую зону. В наиболее освещенном углу, расположенном по диагонали находились божница и обеденный стол. Вдоль стен размещались лавки. Освещалось помещение окнами.

Античный дом делился на женскую и мужскую половины. В Западной Европе, где тон жизни задавало городское население, дома были трехэтажные. Внизу находились хозяйственные и торговые помещения, мастерские, выше – жилые комнаты и чердак, использовался как склад.

Современное жилье – это прежде всего удобство и красота. Основные качества интерьера – функциональность, гигиеничность, эстетика. Функциональность жилища способствует нормальным условиям жизни. Каждая комната служит своему назначению (кухня - для приготовления пищи, спальня – для сна, кабинет – для работы, детская комната – для детей), удобно расставленная мебель делают жилье комфортным. Гигиенические качества учитываются при строительстве: звукоизоляция, воздухообмен, теплозащитные качества и т.д. Эстетические качества – это гармония вещей и пространства, цветовое решение.

Композиция интерьера, зонирование и декоративное убранство зависят от индивидуальности жильцов, их вкуса и самобытности. Композиция интерьера - это особое расположение и соотношение его основных частей: мебель, цветы, картины, бытовое оборудование. Зонирование – разделение на отдельные зоны. Бывает и так, что все зоны должны быть выделены в одной комнате. Отдельные зоны выделяют используя: мебель (шкаф, кресла, диван, стол, стулья), оборудование (стиральная машина, посудомоечная кондиционер) и элементы декорирования (посуда, цветы, картины, ковры и т.д.).

В 20-м веке возник новый вид профессиональной деятельности – организация эстетической среды жизни человека. Этим занимаются художники-дизайнеры. Дизайнер – человек, который занимается проектированием, конструированием и оформлением интерьера. Сегодня популярная и интересная профессия, связанная с постоянным творчеством.

2.3. Учащиеся работают с учебником стр. 162, продолжая составление “кластера”.

2.4. Проанализировать работу учащихся. Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

3. Практическая работа (20 мин.). Применяется методика творческого проектирования.

Учащиеся старших классов представляют проект “Рождество” (Презентация 2). Делятся опытом защиты проекта. На данном этапе формируется коммуникативная компетентность.

Цель проекта: создание праздничной атмосферы интерьера с элементами декорирования тканью.

Проводиться “Мастер-класс” - изготовление декоративного элемента бант. Учащимся напоминают правила ТБ с ручными инструментами. Каждый учащийся выполняет из атласной ленты бант. В конце работы декоративные элементы прикрепляются к деталям композиции (скатерть, чехол для стула, панно “Елка”). Используется совместно-индивидуальная форма организации практической деятельности учащихся 1+2+3+… = продукт. Старшеклассники показывают, как просто, быстро, экономично можно внести изменения в интерьер, ничего в целом не меняя. Учащиеся на наглядном примере учатся создавать композицию в интерьере.

4. Закрепление изученного материала (5 мин.) Беседа по вопросам.

Что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего понравилось на уроке?

Письменная творческая рефлексия: учащимся предлагается составить “Синквейн”. Работа по парам. Учитель объясняет правила написания стихотворения (состоит из пяти строк: первая – определение, вторая – два прилагательных, третья – глаголы, четвертая – фраза из 4-х значимых слов, пятая – синоним, расширяющий смысл слова).

Интерьер

Удобный, современный

Обдумать, создать, задекорировать

Интерьер – внутренний мир жилища

Дом

Итог урока: выставление оценок, их аргументация. Учитель анализирует деятельность учащихся на уроке, отмечая правильность организации рабочих мест, соблюдение правил безопасной работы, качество выполненных декоративных элементов, комментирует допущенные ошибки. Благодарит старшеклассников за помощь в проведении “Мастер-класса” и всех учащихся за работу.

Домашнее задание: стр.162 учебника, выполнить эскиз дома. Ответить на вопросы учебника.