Цель:
- показать на примере произведений Ж. Бреля "Вальс"; Э. Колмановского "Вальс о вальсе"; И. Штрауса "Голубой Дунай", Вальс из оперетты "Летучая мышь"; Д. Кабалевского "Школьные годы" влияние музыки на настроение людей;
- создать ситуации эмоциональных переживаний.
Муз. материал: "Вальс" Ж. Бреля; "Вальс о вальсе" Э. Колмановского; вальс "Голубой Дунай" , вальс из оперетты "Летучая мышь" И.Штрауса; "Школьные годы" Д. Кабалевского.
Дополнительный материал: фотографии танцующих людей; репродукция картины "Первый бал Наташи Ростовой"; портрет И. Штрауса; стихотворение "Вальс" Л. Озерова.
(Урок начинается со звучания "Вальса" Ж. Бреля)
У. Здравствуйте, ребята! На ваших лицах я вижу улыбки, поэтому очень рада, что сегодняшний урок мы с вами начинаем с хорошего настроения. А почему настроение радостное? Ещё не произнесено ни одного слова, а вы заулыбались. Это музыка так на вас подействовала? Что можно сказать о ней?
Д. Она танцевальная, быстрая, подняла нам настроение, это вальс.
У. Да, это прозвучал вальс. Мы с вами его уже слышали на первом уроке. А что такое вальс?
Д. Это музыка, чтобы танцевать вдвоём, чтобы кружиться. Это радостная и чуть-чуть смешная песня.
У. Ребята, а вы умеете танцевать вальс? Это современный танец? Сейчас я покажу вам фотографии, вы их посмотрите и постарайтесь найти ту фотографию, на которой танцуют вальс.
(Дети, собравшись в круг, рассматривают фотографии и ищут нужную. Учитель в это время начинает напевать, как бы для себя, песню "Вальс о вальсе" Э. Колмановского. Ребята выбирают те фотографии, на которых люди кружатся, объясняя, что под вальс надо танцевать и кружиться. Выбранные фотографии учитель размещает на доске рядом с репродукцией картины, на которой изображена Наташа Ростова на своём первом балу.)
У. вот так танцевали вальс в XIX веке. Слово "Вальс" в переводе с немецкого языка означает "вращать". Вы совершенно правильно выбрали фотографии.
(Звучит первый куплет песни "Вальс о вальсе" в грамзаписи)
У. Очень красивая песня! Ребята, послушайте, что сказал о вальсе поэт Е. Евтушенко. Согласитесь вы с ним или нет?
Вальс устарел, говорит кое-кто, смеясь.
Век усмотрел в нём отсталость и старость.
Робок, не смел наплывает мой первый вальс.
Почему не могу я забыть этот вальс?...
Поэт так говорит только о себе? Как вы думаете?
Д. Вальс не только для старых людей:Мы согласны с поэтом:Поэт говорит обо всех!
У. Скажите, у каждого человека есть первый вальс? (Учитель наигрывает "Школьные годы" Д. Кабалевского)
Д. У всех. Этот вальс звучит 1-го сентября и на празднике Последнего звонка.
У. Вальс - это что-то особенное: "Но, затаён, он всегда и везде со мной:"
Д. Это просто вальс ждёт своего времени, когда он будет нужен!
У. Получается, это живёт в душе каждого человека?
Д. Да! Молодые тоже могут увлекаться танцами и танцевать вальс.
У. А почему вальс "затаён"? Почему он совсем не исчез?
Д. Потому что не всегда же будешь танцевать вальс.
У. Хочется пожелать: пусть вальс ЖИВЁТ!
(Начать учить песню Э. Колмановского, петь легко, просто, как бы напевая. На разучивание первого куплета отвести 5-7 минут.)
У. Многие композиторы писали вальсы, но только одного из них назвали Королём вальса. Это И. Штраус (Показать его портрет.) На одном из концертов однажды его вальс был исполнен на "бис" аж 19 раз! Представляете, какая это должна быть музыка?! Сейчас хочу показать вам музыку Штрауса, только наиграть, т.к. исполнить её должен симфонический оркестр. (Учитель играет начало вальса "Голубой Дунай". Сыграв вступление, останавливается.) Это вступление к вальсу. Оно звучит, как какой-то большой секрет, необычайное ожидание, которое приносит всегда больше радости, чем даже какое-то самое радостное событие.
(Учитель ещё раз исполняет вступление к вальсу.) Ребята, было ли у вас сейчас такое состояние, будто вот-вот произойдёт что-то очень хорошее, радостное?
Д. Да, было.
У. Откуда же Штраус брал свои мелодии?..Мне иногда кажется, когда я слушаю вальс Штрауса, что открывается красивая шкатулка и в ней находится что-то необыкновенное. А вступление её только приоткрывает, что уже шкатулка вот-вот откроется: Но опять звучит новая мелодия, новый вальс: это и есть настоящий ВЕНСКИЙ ВАЛЬС!
Д. Это несколько вальсов:Это цепь вальсов: "Ожерелье" из вальсов.
У. Как вы думаете, где танцуют этот танец? Это салонный танец?
Д. Наверное, танцуют везде: и на улице, можно на природе, ведь нельзя удержаться, чтобы не танцевать.
У. Верно! Послушайте какие красивые названия подобрал композитор для своих вальсов: "На прекрасном голубом Дунае", "Венские голоса", "Сказки венского леса", "Весенние голоса"! композитор написал 16 оперетт, в которых тоже звучит вальс! Сейчас вы услышите вальс из оперетты "Летучая мышь". Я попрошу вас после прослушивания ответить только одним словом, ЧТО же такое ВАЛЬС. Только не говорите, что это танец.
(Звучит вальс из оперетты.) Так что же такое вальс?
Д. Это радость:сказка:чудо:красота:нежность:мечта:
У. Какие вы правильные слова подобрали для вальса! А разве можно без всего этого жить на свете?
Д. Нет, нельзя!
У. Без этого не могут жить только взрослые люди?
(Ребята начинают кивать головой, кто-то улыбается, кто-то в смущении закрывает лицо руками.)
У. А я, ребята, была просто уверена, что после прослушивания этой чудесной музыки вы мне именно так и ответите! В завершении нашего сегодняшнего разговора хочу прочитать стихотворение, посвящённое вальсу. Поэт Л. Озеров написал эти строчки о вальсе композитора Ф.Шопена:
Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг.
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл,
В сплетеньи нотных строк.
Ещё звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
(Дети выходят из класса под звучание песни Э. Колмановского "Вальс о вальсе".)