Основные цели урока:
- сформировать представление о длине как о величине и её измерении;
- познакомить с единицами измерения длины - шаг, локоть,: - и эталоном - сантиметр;
- сформировать представление о линейке как об инструменте для измерения длины.
Оборудование:
- динозаврик Динк;
- карточки со словами: "величина", "масса", "сравнить", "глазомер", "наложение", "взвешивание", "измерение", "линейка";
- цепочка из геометрических фигур: большой жёлтый треугольник, большой красный треугольник, большой красный отрезок, маленький красный отрезок;
- отрезки АБ и КМ разной длины, нарисованные под углом друг к другу;
- полоски разной длины (мерки);
- cмайлики с радостным и грустным выражением лица;
- cигнальные линейки.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Учитель - Ребята, мы продолжаем путешествие в страну Математика. На нашем пути нам встретится много разных заданий. Постараемся их выполнить? А что нам поможет их выполнить? (Знания)
- Кто-то там шуршит. Кто это? (Динк)
- Динк проснулся один-одинёшенек и загрустил. Давайте возьмём его с собой и найдём ему друзей!
- Ну, тогда в путь!
(дети маршируют)
По дорожке мы шагаем.
Все заданья выполняем.
Динку ищем мы друзей,
Будет Динку веселей!
Учитель - Итак, какие же знания нам помогут в пути?
- Что мы изучали на прошлом уроке? (Карточки на доске)
- Что узнали о массе?
- Почему она величина?
- Предметы по массе можно:(сравнивать)
- Каким способом?
- Какую меру массы знаете?
- С помощью какого инструмента можно взвесить?
- Сегодня продолжим изучать величины. Это будет новое знание. Как открываем новое? (2 шага учебной деятельности: Чего я не знаю? Сам найду способ.)
- С чего начнём? (С повторения необходимого материала)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
1. Свойства предметов.
(На доске треугольники и отрезки)
Учитель - Ребята, посмотрите, Динк по дорожке шёл и цепочку нашёл.
- Из чего она состоит? (Из геометрических фигур)
- Назовите их.
- Как построена эта цепочка? (Был жёлтый треугольник, стал красный треугольник)
- Какое свойство предметов изменилось? (Цвет) и т. д.
- Итак, какие свойства предметов менялись? (Ц, Ф, Р )
- А как по-другому можно назвать размер у отрезков? (Длина)
- Что такое длина? (Протяжённость предмета)
2. Сравнение предметов.
- Какие из этих свойств: цвет, форма, длина являются величиной? Вспомните, что можно делать с величинами?
- Почему думаете, что длина является величиной?
- Сравните длины первого и второго отрезков. Кто согласен, что длина - это величина?
- Итак, что мы сейчас делали? (Сравнивали отрезки по длине)
- Является длина величиной?
- Какова тема нашего урока? (Длина)
- Что узнали о длине?
- Почему она величина?
- Каким способом сравнивали?
- Есть такой способ "глазомер".
- Каким ещё способом можно сравнить длину этих отрезков? (Наложением)
(Делаю неправильно, дети помогают: концы слева должны совпасть)
- Сравните:
- Итак, какое задание выполняли?
- Какими способами?
- Справились с заданием? Молодцы!
- Итак, что повторили? (:)
- Продолжим наш путь!
(дети маршируют)
По дорожке мы шагаем.
Все заданья выполняем.
Динку ищем мы друзей,
Будет Динку веселей!
3. Пробное действие
- Посмотрите, ребята, какой широкий овраг у нас на пути! Как же нам его перейти?
- Посмотрите, какие мостики нашёл Динк. Что это? (Отрезки)
- Назовите их. (АБ и КМ)
- Овраг широкий, поэтому и мостик нам нужен:(Самый длинный)
- Как же нам выбрать самый длинный мостик? (Сравнить их длины)
- Попробуем выполнить это задание?
- Итак, какое задание надо выполнить? (Сравнить длины мостиков-отрезков)
- Выполните его на планшетке. Даю вам полминуты.
- Покажите вашу работу. Давайте обсудим результаты.
- Какое задание выполняли?
- Кому не удалось выполнить задание?
- Кто справился с заданием?
- Кто считает, что АБ<КМ?
- Кто считает, что АБ>КМ?
- Кто считает, что они равны?
- Докажите, что вы правы.
- Каким способом пользовались? (глазомером)
- А наложением? (нельзя)
III. Постановка проблемы.
- Итак, способ глазомер нас к единому мнению не привёл. Но математика - наука точная, разногласий быть не должно.
- Можно сказать, что мы справились с заданием?
- Что же у нас возникло? (Затруднение)
- Где возникло затруднение? (В сравнении длин отрезов)
- Почему не смогли сравнить? Чего мы не знаем? (Удобного способа сравнения длин отрезков)
- Значит, следующий шаг нашей работы какой? (Найти удобный способ)
- Способ для чего? (Для сравнения длин отрезков)
- Какую цель поставим перед собой? (Найти удобный способ для сравнения длин отрезков)
IV и V. Проектирование и фиксация нового знания. Первичное закрепление.
1. Учитель- Давайте подумаем. Чтобы не ошибиться в выборе знака, что нам надо сделать с длинами отрезков? (Измерить)
- Итак, каким ещё способом можно воспользоваться? (Измерением)
- Как же нам измерить длины отрезков АБ и КМ? С помощью чего? (С помощью линейки)
- Линейка - инструмент, с помощью которого измеряют длину предметов.
- Но линейка существовала не всегда. Наши предки пользовались для измерения длины разными мерками. Давайте откроем учебник на стр.1 и найдём некоторые из них в №2.
- Прочитаем хором, что там изображено.
- Какие же это были мерки? (:)
- А ещё использовали различные палочки.
- Давайте попробуем измерить наш первый отрезок с помощью мерки - палочки. На неё похож наш второй отрезок.
- Итак, выбрали мерку. Это :(второй отрезок)
- Как же измерить? Узнаем, сколько раз второй отрезок поместится на первом. Прикладываю аккуратно, отмечаю конец мерки.
- Чему равна длина первого отрезка? (:)
2. Учитель - Как вы думаете, такие мерки (палочки, шаги, ладони:) удобны для измерения длины предметов?
- А точны ли они? Давайте проверим. Измерим длину стола. Какие у нас столы? (одинаковые).
- Измерьте длину стола, используя мерку "ладонь".
- Чему равна длина стола?
- Что же у нас получилось? (разные значения)
- Но столы-то одинаковые. Почему так вышло? Точна ли мерка "ладонь"?
- Давайте измерим длину стола с помощью другой мерки.
- Выберем мерку полоску. Измерьте и запишите, чему равна длина стола (на планшетках).
- Чему равна длина стола? Почему получились разные результаты?
- Сравним полоски: Какие они? (Разные)
- Можно ли при сравнении длин предметов пользоваться разными полосками? (Нет)
- Прочитаем правило: :
3. Учитель- Люди поняли, что нужно найти общую для всех предметов единицу измерения длины (мерку).
- Давайте найдём её в №3. Прочитайте ,как она называется. Найдите красный отрезок - 1 сантиметр. Посмотрите, как коротко записать: 1 см
- Итак, с какой единицей измерения длины (меркой) познакомились?
- А как называется инструмент, куда поместили эту единицу измерения длины? (Линейка)
- Найдите точку отсчёта на линейке. Какой цифрой обозначена?
- Проведите пальчиком до цифры 1. Сколько сантиметров отмерили?
- Вернитесь на начало отсчёта. Проведите пальчиком до цифры 2. Сколько сантиметров отмерили?
- Вернитесь к цифре 0. Отмерьте 5см. Где остановился палец?
- Найдите отрезок АБ.
- Чему равна его длина? Каким способом узнали? (Измерили)
4. Учитель - Вернёмся к нашим мостикам. Наш Динк нас заждался.
- Как найти самый длинный отрезок? (Сравнить)
- Каким способом? (Измерить)
- С помощью какой мерки? (сантиметр)
- С помощью какого инструмента? (Линейки)
(Учитель измеряет и комментирует действия)
- Сравните: Какой нам мостик нужен?
- Продолжим наш путь!
По дорожке мы шагаем.
Все заданья выполняем.
Динку ищем мы друзей,
Будет Динку веселей!
VI. Рефлексия.
- Подведём итог нашей работы.
- Над какой темой работали на уроке? (Длина)
- Что узнали о длине? (Является величиной)
- Почему длина является величиной? (Можно сравнить)
- Каким способом? (Измерением)
- С какой единицей измерения длины познакомились?
- С каким инструментом?
- Просигнальте цветом, как поняли материал.
- Посмотрите, как повеселел наш Динк. Ему очень понравилось на нашем уроке. А у вас какое настроение от сегодняшнего урока? Возьмите знаки настроения и поместите их рядом с Динком. Посмотрите, вот и друзья Динка. Нашли мы ему друзей? Кто же они? (Это мы)