Инновация - означает обновление, новинка, изменение. Инновация несет в себе сущность содержания и организации нового. Система образования требует от педагога гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, готовности к нововведениям.
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников, но и к умению работать самостоятельно и заниматься исследовательской деятельностью. Образовательные технологии являются эффективными в том случае, если полученные знания применяются на практике.
Школьная программа по географии и биологии 6-8 классов предусматривает практические занятия и проведение экскурсий в природу. В настоящее время учителя должны не только организовывать, но и проектировать информационно-коммуникационную предметную среду.
Во время выхода в природу школьники учатся анализировать наблюдаемые ими местные особенности природы, сравнивать различные географические объекты и территории. Работы на местности содействуют активному усвоению знаний и формированию практических умений и навыков у школьников.
В ходе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобщаются к пониманию различных проблем, усиливается стремление к получению практических и теоретических знаний в области различных наук.
Действительность требует воспитания в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологической компетентности.
В процессе изучения предметов естественного цикла велика роль науки экологии. Задача школы дать знания основ экологии учащимся согласно их возрастным особенностям.
Родной дом, природа, Родина, Россия - это понятия близки каждому человеку нашей страны. В курсе изучения биологии и географии особое значение имеет региональный компонент. В настоящее время возникла необходимость в более близком изучении территории, на которой мы живем.
В нашей школе - ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева в 2009 году учителями: Панфиловой Т.И - география, Тришкиной О.В. - биология и Новичковой И.В. - химия, на заседании методического объединения естественнонаучного цикла было принято решение организовать и разработать маршрут экологической тропы. Мы решили создать и апробировать "учебно-экспериментальную лабораторию" в природных условиях. Были изучены требования к организации данного мероприятия.
- выбор маршрута;
- протяженность маршрута;
- состав экскурсионных объектов;
- создание исследовательских групп.
Маршруты рассматривали таким образом, чтобы на небольшом отрезке пути можно было увидеть как можно больше разнообразных экологических, биологических и географических объектов и явлений. При выборе учитывались следующие условия:
- близость к школе;
- доступность для посещения учащимися;
- посещаемость местным населением;
- эстетическая выразительность окружающего ландшафта;
- информационная ёмкость маршрута.
Были разработаны три маршрута, которые, на наш взгляд, отличались привлекательностью и информативностью для проведения исследований, а также имели участки, нарушенные деятельностью человека:
1 маршрут - пойма реки Суры;
2 маршрут - искусственный водоем (пруд);
3 маршрут - опушка леса на берегу озера.
Первый маршрут мы выбрали, так как это естественный водоем с проточной водой.
Второй маршрут - это искусственный водоем (пруд) со стоячей водой и пляжем для отдыхающих.
Третий маршрут - опушка леса на берегу озера после лесного пожара, т.е. изучение последствий деятельности человека.
Это излюбленные места отдыха жителей нашего городка. Поэтому антропогенная нагрузка на местность достаточно высокая. Наряду с природными объектами мы рассматривали и последствия деятельности человека. При этом старались делать акцент на то, чтобы ребята увидели примеры взаимодействия человека и природы и захотели принять участие в работе по охране окружающей среды.
Программу экологической тропы мы немного расширили, включив в неё вопросы не только из биологии и географии, но и из химии. Этим самым поставили задачу формировать у школьников целостный взгляд на окружающий мир, т. е. использовать межпредметные связи, объединяя родственные дисциплины в единую линию познания.
Девизом экологической тропы мы взяли слова М.Н. Скаткина "Мало видеть, надо уметь смотреть".
Целью экологической тропы является экологическое воспитание учащихся и формирование научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих ответственное отношение школьников к окружающей среде.
Цель определяет следующие задачи:
1. Показать познавательно-экологические возможности тропы.
2. Провести фенологические наблюдения.
3. Выявить экологические проблемы территории.
4. Определить видовой состав растений и животных.
5. Провести мониторинг состояния воды, почвы, воздуха на различных участках исследуемой территории.
6. Воспитать экологически грамотную культуру поведения школьников в окружающей среде.
Данное мероприятие проводится 1 раз в год на параллели 8 классов с 2009 по 2011 учебный год.
Учителями МО естественнонаучного цикла были разработаны инструктивные карты для выполнения исследовательских работ на всех остановках маршрута следования. Очень тщательно подбиралось оборудование.
С учащимися параллели 8 классов проводили инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в природе. Школьники были поделены на бригады, каждая из которых получила инструктивные карты для работы по маршруту следования.
Во время занятий преподаватели организовывали работу, помогали в решении проблем, обеспечивали учеников дополнительными сведениями.
Дети с интересом принимали участие в экологической тропе, добросовестно выполняли все задания. На данном маршруте учащиеся знакомились с примерами экосистем, проводили фенологические наблюдения, мониторинг состояния воды, почвы, воздуха на различных участках исследуемой территории и уровнем их загрязнения. Сравнивали.
Полученные результаты заносили в инструктивные карты.
Вернувшись в школу, дети анализировали полученные результаты и составляли письменный отчет по данной теме.
Отчет о работе экологической тропы мы, учителя предметники оформили в виде презентаций.
Педагогические результаты экологической тропы - развитие практических умений школьников; формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды; формирование умений планировать и организовывать экспериментальные исследования; развитие способностей анализировать и прогнозировать результаты эксперимента. На наш взгляд нам удалось реализовать поставленные цели и задачи.
В 2011 году мы апробировали такую же работу с обучающимися 6 классов "Первые шаги в науку", с целью введения ребят в исследовательскую деятельность. Был выбран природный комплекс меньших размеров. Мы изучали влияние условий произрастания растений на их рост и развитие и количество живых организмов в тени и на хорошо освещенном месте. Определяли влажность, температуру воздуха и почвы. Такие исследования в природе позволяют осмыслить окружающий мир как единое целое с определенными закономерностями, познание которых для учащихся 6 классов имеет естественное состояние.
В планах нашего методического объединения - полученные результаты с экологической тропы использовать в проектной деятельности школьников.
Учитель сегодня основной субъект инноваций. В настоящее время от нас, учителей, требуется умение организовывать и проектировать информационно-коммуникационную предметную среду.
Педагоги естественнонаучного цикла ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева всегда стремятся к новому и интересному в воспитании и обучении школьников. В нашей школе - исследовательская работа учащихся на маршруте экологической тропы это совершенно новая методика, которую мы разработали и усовершенствовали за 3 года.