Цели:
Образовательные:
1) расширить представление учащихся о лекарственных растениях;
2) познакомить с их лекарственными свойствами.
Развивающие:
1) обобщить и систематизировать представления детей о единстве природы и человека;
2) развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
3) развивать логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей природе (растениям), к здоровью человека.
Используемые методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, микроисследование, беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся.
Формы проведения урока: игра-путешествие с использованием работы в группах, фронтальной, индивидуальной.
Оборудование:
- Презентация урока.
- Карточки для работы в группах.
- Материал для микроисследований: лук, нож, доска, лист мяты.
Техническое обеспечение: компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.
Ход занятия
1. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
Ребята, для работы на уроке вы должны разделиться на 6 групп. (Учащиеся рассаживаются так, чтобы им было удобно работать в группах.)
2. Постановка проблемного вопроса. Целеполагание
Наступила зима. Стало холодно. (Слайд 2) Люди в это время года, как правило, чаще болеют. Им требуется лечение. Врачи предлагают нам большой выбор лекарственных средств. (Слайд 3) Но нам известно, что при изготовлении лекарств используют химические вещества, которые кроме пользы могут принести вред нашему организму. Какой у вас возникает вопрос?
Что делать? Как защитить себя от вирусов, от заболеваний? (Слайд 4)
На этот вопрос мы и постараемся ответить на нашем занятии. Попробуйте сформулировать тему нашего урока, отгадав загадку:
Дышит, растёт,
Людей исцеляет,
А ходить не может.
Лекарственные растения. (Слайд 5)
3. Изучение нового материала
а) Использование лекарственных растений в древние времена
Итак, ребята, давайте сначала отправимся в далекое прошлое и узнаем, как же люди лечились раньше. Оказывается, лекарственные растения известны человеку с незапамятных времён. Ещё наши прадеды использовали их целебные свойства для того, чтобы избавиться от различных недугов. (Слайд 6) Но в старые времена из-за недостатка знаний сила, которая кроется в растениях, казалась человеку колдовской, волшебной. Верили, что есть травы, которые могут указывать под землёй клад, могут отбить память, приворожить. (Слайд 7) Много легенд было сложено про корни женьшеня и мандрагоры, похожих на человечков. (Слайд 8) Будто бы женьшень не даётся в руки человеку с нечистой совестью, будто бы корень мандрагоры страшно кричит, когда его вырывают из земли. Лечились, кто как умел. В Древнем Египте, например, в третий день каждого месяца принимали касторку. (Слайд 9) В Древней Греции больного выносили на улицу: может, прохожий даст ценный совет. В средние века знахарство было опасным. Таких людей могли сжечь на костре по обвинению в колдовстве. (Слайд 10) Но знание трав, полезных людям, далось не сразу.
Ребята, подумайте, какие овощи используем мы при первых признаках заболевания, например, гриппом?
Лук, чеснок. (Слайд 11)
Правильно. А вам известна поговорка "лук от семи недуг"? Оказывается, сложена она русскими давным-давно, но ещё раньше в Индии мама надевала на шею ребенку, как ладонки, головки чеснока. Ещё раньше, в Древнем Египте, говорили: "Клянусь луком, клянусь чесноком!"
Двадцать лет 10 тысяч рабов строили пирамиду-гробницу царя Хеопса. И каждый день для защиты от болезней строителям выдавали лук и чеснок. (Слайд 12) Но в чём состоит эта защита, египтяне объяснить не могли.
А вот послушайте, какими свойствами обладает обыкновенный мак. (Слайд 13) Оказывается, древние греки изображали бога сна со стеблем мака в руках. Один из древнегреческих городов назывался Меконе - "город мака". Стоило человеку, страдающему бессонницей, отведать напиток, приготовленный меконцами из макового сока, как больной засыпал. Но почему мак навевает сон, древние греки объяснить не могли. Это стало возможно лишь тогда, когда химия заняла одно из первых мест среди наук. Вещества, которые химики обнаружили в соке снотворного мака, сейчас входят в состав многих обезболивающих и успокаивающих лекарств.
б) Практическая работа №1 (работа в группах)
А сейчас, ребята, мы с вами проведем небольшое исследование. (У каждой группы на парте головки лука, нож.) Разрежьте луковицу. Что вы чувствуете?
Ответы учеников.
Теперь вам понятно, почему у того, кто чистит лук, в глазах выступают слезы.
А что вы увидели в самой серединке луковицы? Да, в луковице, как в колыбели, спит до поры до времени детка-росток под охраной невидимой стражи. Разрезав луковицу, человек выпустил невидимых стражей наружу, и они атаковали его глаза. Эти защитные вещества называются фитонцидами. (Слайд 14) Они, убивая возбудителей болезней, бактерии, способны охранять не только растение, но и людей. Вот почему врачи советуют вам, чтобы не заболеть, каждый день съедать дольку чеснока или лука. Из чеснока приготовляют лекарство сативин. А если вы разрежете чеснок на мелкие дольки и разложите в своей комнате или в классе, то фитонциды, выделяемые чесноком, убивая возбудителей, будут охранять и нас от болезней. (Слайд 15)
Практическая работа №2 (работа в группах)
А сейчас, ребята, мы с вами проведем еще одно исследование. (У каждой группы на парте листья перечной мяты.) Ребята, разотрите пальцами лист мяты. Что вы почувствовали?
Ответы учеников. Правильно, вы почувствовали приятный запах и ощутили ладонью холодок. Это даёт о себе знать ментол - основная часть мятного масла, чьи капельки попали на вашу ладонь. Ментол и освежает, и успокаивает. Скажите, где используется ментол?
В мятной карамели, в жевательной резинке, зубной пасте.
Да, действительно, с ним мы встречаемся и в кондитерской, и в ванной комнате. Есть он в сердечных лекарствах, например, в валидоле, а также в лекарствах от насморка. (Слайд 16)
в) Путешествие в Зелёную аптеку
Ребята, как вы думаете, куда надо отправиться, чтобы узнать, как можно больше о растениях?
В лес.
Конечно же, в лес! Итак, в путь - дорогу, друзья! Представьте, что за окном не снег и мороз, а наступила весна. Ярко светит солнце, на деревьях - распустились листочки, расцвели цветы. И вот мы с вами в лесу. (Слайд 17) Как здесь красиво! (Слайд 18) А помогут нам мои помощники - друзья природы.
Работа в группах. (Представители от групп выступают с сообщениями)
1. Ландыши (Слайд 19) - самые ароматные и самые изящные из весенних цветов. Из них делают ландышевые капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавляют в одеколон и мыло. Существует красивая легенда о том, что ландыш оплакивал ушедшую весну такими горючими слезами, что кровь выступила из "его сердца" и окрасила зелёные слёзы в ярко-красные. Такие ярко-красные шарики появляются осенью на месте белых цветов.
2. Другим не менее знаменитым растением леса можно назвать валериану (Слайд 20).
Помните, как Том Сойер напоил жёлтого кота Пита болеутолителем и что после этого случилось? Видимо, болеутолитель содержал валериану, которую очень любят кошки. Валериана и называется кошачьей травой. Название растения произошло от латинского "Валере" - быть здоровым. Корни и корневища валерианы сильно пахнут. Их выкапывают осенью, сушат, а потом заваривают как чай или делают настойку на спирту. Употребляют как успокаивающее средство при нервном и сердечном возбуждении. Валериану, как и ландыш, надо охранять. Она, кстати, прекрасно растёт на садовом участке.
Ребята, как вы думаете, почему в лесу так легко дышится?
В нём чистый воздух.
Как и чем он очищается?
Деревьями. Деревья выделяют такие вещества в воздух, которые очищают его от вредных микробов.
Как называются эти вещества? Какие растения их выделяют?
Это фитонциды. Сосна, дуб, мята, берёза, жасмин, чёрная смородина, черёмуха. (Слайд 21)
3. Посмотрите на ветку черёмухи. (Слайд 22)
Вспомните её душистые цветы. Черёмуха - очень хорошее лекарственное растение. Горсть спелой черёмухи или стакан её отвара помогают при расстройстве желудка. Настой коры принимают при ревматизме. Настой цветков при глазных болезнях, а настой листьев при болезни лёгких. А самое замечательное свойство черёмухи - способность очищать воздух от микробов: она выделяет наиболее сильные фитонциды.
Ребята, пора нам отправляться дальше. Пойдём со мной по одной моей любимой тропинке.
Физкультминутка (Слайд 23)
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
Стоп. Немного отдохнем.
И опять пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
И вот тропинка привела нас на луг. Как много здесь цветов! (Слайд 24)
Ай! Я поранила ногу! Ребята, что же делать? До аптеки далеко. Где взять лекарство?
Ответы учеников. (Слайд 25)
4. Сорвите лист подорожника и приложите к больному месту. Постепенно боль стихает. Подорожник расселяется там, где ходят люди, т. к. его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нею. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку, индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко назвали его "след белого". Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах.
А это что за удивительное растение?
Стоит кудряшка-
Белая рубашка-
Сердечко золотое
Что это такое?
Ромашка.
Действительно, это лекарственная ромашка. (Слайд 26)
5. Родина её - Америка. Вот и обменялись континенты растениями. От нас получила Америка подорожник, а мы - ромашку. Посмотрите на неё. Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь - сон будет крепким и спокойным. Применяют её от простуды и кашля. (Слайд 27)
Ребята, пора отправляться дальше. Но вот тропинка оборвалась. Под ногами мох, ярко красные ягоды. Мы попали на болото. (Слайд 28)
Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот.
На кочке мох без ножки,
Куда ни глянь, растёт.
Он снизу седоватый,
Повыше - зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей.
А знаете ли вы, что это за растение, которое может заменить вату?
Мох сфагнум. (Слайд 29)
6. А знаете, как мох сфагнум во время войны спас раненых? Во время гражданской войны в госпитале оказалось много раненых, но лечить их было нечем. Не было ни бинтов, ни йода. Врачи думали, как помочь раненым. А около госпиталя рос мох сфагнум, который прекрасно впитывает влагу. Этот мох и решили использовать вместо ваты и йода. Его накладывали на больное место, раны заживали быстро, т. к. он хорошо впитывал кровь и гной, и в ранах не развивались гнойные бактерии.
А что это за растение? Как ароматно пахнет! Это болотный багульник. (Слайд 30) Ребята, не рвите его! Будьте осторожны! Это растение ядовито. Однако, багульник болотный применяется для лечения кашля, при ревматизме, одышке.
Ребята, мы много с вами ходили, не пора ли отдохнуть! Вот замечательная полянка. Давайте поиграем!
Работа в группах. (Каждая группа получает задание на карточках.)
Задание 1
Ребята, вы должны обсудить задание в группе и подготовить на него ответ. Отвечать будет один представитель от каждой группы. Распределите по группам следующие растения. (Слайд 31) Какие из данных растений относятся к деревьям? Какие из данных растений относятся к кустарникам? Какие из данных растений относятся к травянистым растениям?
Задание 2
А сейчас посмотрим, как вы знаете лекарственные растения в "лицо". Здесь их изображение. Назовите их. Назовите местообитание этих растений. (Слайд 32)
Ребята, не пора ли нам домой! Вот и тропинка показалась!
Попрощаемся с чудесной "Полянкой". (Слайд 33)
Во время нашего путешествия вы узнали лишь о некоторых лекарственных растениях зелёной аптеки. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. В будущем мы с вами продолжим знакомиться с другими лекарственными растениями.
Ребята, а какие лекарственные растения знаете вы?
Мать-и-мачеха, тысячелистник, подорожник, первоцвет, пастушья сумка, зверобой. (Слайд 34)
Почему их так назвали?
Ответы учеников.
Надо не только знать все эти растения, но и уметь ими пользоваться. Обо всех этих растениях можно узнать в специальных книгах. Здесь вы узнаете, от каких болезней лечит растение, где оно растёт. Но применять лекарственные растения без совета врача нельзя, т. к. некоторые из них ядовиты, а некоторые могут вызвать аллергию. Сейчас существует специальная наука - гомеопатия, которая помогает вылечиться человеку не с помощью таблеток, а травами. А врачи, которые лечат травами, называются гомеопатами. (Слайд 35)
4. Закрепление знаний
а) Составление правил поведения в природе на основе знаковых моделей
Ребята, но некоторые виды лекарственных растений из-за неумелого сбора уже стали редкими. Что будет с растениями, если все вместе мы отправимся в лес, на луг или поле, чтобы собрать лекарственные растения и заготовить их? (Слайд 36)
Растений станет меньше.
Поэтому мы должны помнить правила поведения в природе.
Работа в группах. (Каждая группа должна придумать и нарисовать свой знак. Потом представители от групп выступают перед всем классом.) (Слайды 37 - 42)
1. Не рви цветы в лесу, на лугу!
2. Не вырубай деревья!
3. Не срывай редкие лекарственные растения!
4. Старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания!
5. Не разводи костер в лесу!
6. Не ломай ветки деревьев!
б) Составление схемы-модели
Ребята, как вы думаете, что делают люди для охраны растений?
Создают заповедники по охране растений, высаживают в оранжереях, ботанических садах, заносят в Красную книгу) (Слайд 43)
5. Проверка знаний
А сейчас я проверю, как вы знаете лекарственные растения.
а) Отгадайте загадки.
Стоит красавица -
Косы зелёные,
Платье белое. (Берёза) (Слайд 44)Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит. (Крапива) (Слайд 45)Страшила на вид -
Нечёсан, немыт,
Цепляет прохожих,
Колючий, как ёжик. (Лопух) (Слайд 46)И красива, и кисла -
На болоте росла. (Клюква) (Слайд 47)И матушка родная,
И мачеха злая,
Бок о бок живут через стеночку. (Мать-и-мачеха) (Слайд 48)
б) Отгадайте кроссворд. (Слайд 49)
1. Растение, улучшающее аппетит (одуванчик).
2. Листья этого растения содержат много фитонцидов, убивающих микробы (черёмуха).
3. В народе его называют "колючики" (первоцвет).
4. Ягоды этого растения ядовиты, но капли, приготовленные из него, помогают при лечении сердца (ландыш).
5. На этом растении можно увидеть цветы различной окраски (медуница).
6. Своё название растение получило из-за формы листа, он состоит из множества мелких листиков (тысячелистник)
7. Растение от "99 недугов" (зверобой).
Прочитайте слово, которое у нас получилось.
Охраняй.
Действительно, природные запасы лекарственных растений не беспредельны. Некоторые виды оказались на грани исчезновения и нуждаются в охране. Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже обычные виды растений. (Слайд 50) Нельзя забывать и о том, что в природе всё взаимосвязано. Большинство растений и животных, внесённых в Красную книгу, охраняют взрослые люди. Возможно и вы, когда вырастете, будете участвовать в этой работе. Но не забывайте, что вы уже сейчас многое можете сделать, оберегая те растения и животных, которые вокруг нас. (Слайды 51 - 56)
6. Итог урока
Ребята, на этом наше путешествие в мир лекарственных растений подходит к концу. Какое же значение имеют лекарственные растения для человека?
Ответы учеников.
Действительно, лекарственные растения - ценнейшее богатство, к которому люди должны относиться бережно.
7. Домашнее задание
Оформить для своих младших товарищей книжку - малышку "Лекарственные растения". Поместить в ней сведения об 1-2 охраняемых лекарственных растениях.