Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Россия в XVIII веке. Великие люди великой эпохи"

Разделы: История и обществознание


Презентация (слайд 1)

Цель урока:

1. Образовательная:

а) проверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра Первого; подчеркнуть эпохальное значение реформ Петра Первого; оценить масштаб личности самого царя.

б) показать важность для Российской империи борьбы за выход к Черноморскому побережью во второй половине XVIII века; рассказать о великих русских победах и русском полководце А. В. Суворове, чье имя овевают народные легенды.

в) повторить с учащимися основные достижения отечественной науки XVIII века, познакомиться с деятельностью выдающегося ученого М. В. Ломоносова - символа русской науки, определить влияние государства на развитие науки и образования; укий ова - символом егося ученого М. отечественной науки ркнуть эпохальное значение реформ Петра Первого; оценить масштаб личности.

2. Воспитательная: воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей Родины;

3) Развивающая:

а) продолжить формировать умение и навыки работы с некоторыми документами, анализировать и обобщать исторические факты и явления;

б) закрепить умения учащихся работать со статистическими данными, сравнительными таблицами, исторической картой, историческими документами.

Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала

Оборудование:

  1. Историческая карта "Россия в XVIII веке"
  2. Экран, мультимедийный проектор
  3. Раздаточный материал
  4. Портреты исторических личностей.
  5. Картина "Переход Суворова через Альпы"
  6. Презентация к уроку в PowerPoint.

План урока: (слайд 2)

  1. Вступление
  2. Эпоха Петра I
  3. Суворовская "Наука побеждать"
  4. Олицетворение русской науки - М. В. Ломоносов
  5. Заключение

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня у нас с вами повторительно - обобщающий урок по теме "Российская империя в XVIII веке"

XVIII век в нашей истории:

Это, конечно же, век дальнейшего угнетения русского крестьянства, век кровопролитной войны под предводительством Е. Пугачёва, век дворцовых переворотов, и в то же время - это был век просвещения, век науки, век великих открытий и преобразований.

На уроке мы повторим наиболее важные события нашей российской истории, которые произошли в данный период, дадим им историческую оценку, покажем роль личности в истории. Это, без сомнения, Петровская эпоха, это время царствования Екатерины II, это время, когда шло становление и развитие русской науки и культуры.

Каждый период в истории Отечества представляет несомненный интерес. Наследие наших предков не утрачивает своего значения. Вы должны уяснить, что история - это не справочник по ушедшим эпохам, а интересный процесс познания себя и своих предков (слайд 3).

Листая страницы истории,
Шагнём в восемнадцатый век
События, даты, явления,
Но в центре всегда - человек.

"Великие люди великой эпохи" - тема нашего урока.

2. Эпоха Петра I (слайд 4)

Выдающаяся роль в преобразованиях к. 17 - н. 18 в. принадлежала Петру I, его глубокому и дальновидному, государственному уму, его целеустремлённости, решительности, твёрдой воле. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось повсюду. Непритязательный в быту, царь любил работать под открытым небом. Современники вспоминали, что Петр знал в совершенстве 14 ремесел.

Недаром А. С. Пушкин сказал о нём:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он, всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник

Сообщение 1 ученика: (слайд 5)

Очень выразителен был и внешний облик Петра I. Огромного роста (2 м 4 см), необычайной физической силы - он руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Пётр ходил так стремительно и столь широкими шагами, что спутники едва поспевали за ним бегом. В обращении он был прост, но суров до жестокости. В нем сочетались веселый нрав и болезненные приступы гнева. Деятельный, активный и деспотичный властелин не пытался понять окружающих. При жизни Петра мало кто осмеливался открыто критиковать его политику. Властный император и прирожденный воин поразил мир безграничными имперскими амбициями. В большом и малом он оставался натурой цельной, деятельной и могучей. И в нашей истории он по праву остался Петром Великим, так похожим на нашу необъятную Россию, которой правил.

Северная война (слайд 6)

Учитель:

Одним из главных событий его правления, конечно же, была Северная война.

1) Работа с датами:

а) Определить события, которые произошли в данный период времени:

1709, 1700, 1695, 1714, 1711, 1721.

2) Заполните пропуски: (слайд 7)

Задания к классу:

Северная война началась в ___________ году и закончилась в __________ году подписанием ___________________ мира между Россией и ____________. Первый этап войны был для русских не совсем удачным, т. к. армия потерпела поражение под ___________________. Однако Петра I неудачи не подавили и он взялся за создание ____________________ армии.

Коренным образом ход Северной войны изменила ______________ битва. Но для достижения окончательной победы необходимо добиться превосходства на __________.

В _________ году произошло знаменитое ___________ морское сражение и русский флот стал сильнейшим на ___________________________.

3) Работа с картой: покажите на карте места основных сражений Северной войны.

4) Полтавская битва (слайд 8, 9)

Но об одном сражении надо сказать особо.

(Дети читают отрывки из поэмы А. С. Пушкина "Полтавская битва")

Какое значение имела Полтавская битва для Северной войны?

Реформы Петра I (слайд 10)

При Петре I было много преобразований в различных областях жизни.

а) самостоятельная работа в тетрадях:

Выпишите только те нововведения, которые были введены Петром I:

Ассамблея, синод, приказы, кунсткамера, воеводство, местничество, адмиралтейство, книгопечатание, табель о рангах.

Что же было введено вместо приказов?

Какие коллегии вы знаете?

Почему вы не написали книгопечатание и местничество?

Сообщения 2 ученика: (слайд 11)

Недаром первую четверть 18 века называют Петровской эпохой.

Вся жизнь русского народа была связана с его личностью, с его жизнелюбием. "::Нет, не чародей, а гений Пётр. Смотрите, вот он стоит посреди широкого поля, Русского царства, рабочей своей палаты, между тысячами и тьмами своих работников:Смотрите, как поворачивает он головою направо и налево, как бросает свои пронзительные взоры во все стороны, и как работа вскипает у русского человека там, куда он оборачивается, и сил прибывает, и время увеличивается, час вырастает днём, день вытягивается месяцем, месяц стареет годом, трудное становится лёгким, невозможное возможным".

2. Суворовская "Наука побеждать" (слайд 12)

Учитель:

Славься, век восемнадцатый, славься своими героями и гениями, славься своими подвигами и открытиями. И вот уже новые имена, новые события и даты мелькают перед нашими глазами.

Екатерининская эпоха подарила нам выдающегося полководца, вышедшего из среды русского народа.

Звездой первой величины сияет имя А. В. Суворова.

Сообщение 3 ученика:

А. В. Суворов родился 13 ноября 1729 года в Москве в дворянской семье. От природы он был наделён пытливым умом. С раннего возраста проявлял любовь к знаниям. Увлечение военной историей во многом определило будущую профессию Суворова: он решил стать военным.

Однако он был слабым и болезненным мальчиком. "Ну где же тебе быть военным! - смеялся над ним отец. - Ты и ружьё не подымешь!" Слова отца огорчили Суворова. Он решил закаляться. Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в тёплые шубы, а маленький Суворов накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.

Семьдесят лет прожил Суворов. Более пятидесяти из них он провёл в армии. Начал службу простым солдатом. Кончил её фельдмаршалом и генералиссимусом. Суворов очень ценил русских солдат. Это они - простые русские солдаты - были истинными творцами великих побед Суворова.

Учитель: (слайд 13)

Ни одно сражение Суворовым не было проиграно.

1) Работа у доски

Выберите правильный ответ и скажите, за какое сражение он получил графский титул?

1. Сражение у реки Рымник

2. Штурм Измаила

3. Битва при Фокшанах

4. Переход через Альпы

Расскажите об этом сражении.

2) Сценка: "Встреча с послом" (слайд 14)

О каком событии идет речь?

Автор: Живёт Суворов в своём имении, в селе Кончанское.

Офицер: Вам пакет от государя императора Павла I.

Суворов (читает): Графу А. Суворову в собственные руки.

- Не мне, не мне.

Офицер: Как не вам? Вам. Велено вам в собственные руки.

Суворов: Нет. Это не мне (уходит)

Офицер: (крутит пакет): И " графу", и " Суворову"

- Александр Васильевич! Ваше сиятельство!

Суворов: Ну, что?

Офицер: Пакет

Суворов: Сказано - не мне. Видать другому Суворову.

Автор: Прошло несколько дней. Снова везёт офицер пакет за семью печатями.

(офицер молча отдаёт пакет Суворову)

Суворов (читает):

- Фельдмаршалу российскому А. Суворову.

- Вот теперь мне.

Учитель: Итак, о каком событии идёт речь?

Ученики (отвечают):

При императоре Павле 1 Суворов впал в немилость. Он не одобрил нововведений императора. Когда, например, ему было приказано ввести прусскую форму, напудренные букли, башмаки и прочее, Суворов резко сказал при всех: "Пудра не порох, букли не пушка, коса не тесак, я не немец, а природный русак"! Он был отстранён от военной службы и сослан в своё имение в с. Кончанское).

Учитель: Суворов сначала не брал пакет, а потом взял. Почему?

За что же Суворов получил титул фельдмаршала?

Ученики (отвечают): (слайд 15)

В короткой блестящей компании Суворов разгромил польскую армию и принудил Варшаву к капитуляции. Победа далась с малыми потерями. О взятии Варшавы Суворов донёс: " Всемилостивейшая государыня! Ура! Варшава наша!" Екатерина ответила столь же лаконично: "Ура! Фельдмаршал Суворов!"

Сообщение 4 ученика:

Узнав таким образом о своём возвышении, Суворов стал прыгать через стулья, считая по пальцам генерал - аншефов, которых он опередил:

"Салтыков позади, Долгорукий позади, Каменский позади, а мы впереди"! Перекрестясь, Суворов добавил: "Помилуй Бог матушку - императрицу! Милостива она ко мне, старику".

И только во время торжественного обеда в Зимнем дворце все узнали о награде победителю.

- Александр Васильевич! - сказала Екатерина Суворову, - вы знаете, что я никогда не повышаю не в очередь - я не способна повышать более старших. Но завоеванием Польши вы сами произвели себя в фельдмаршалы.

Екатерина II пожаловала своему любимцу драгоценную табакерку с изображением А. Македонского.

- Никому так не прилично иметь портрет тёзки вашего, как вам, Александр Васильевич!...Вы велики, как он!...

Учитель:

Но вернёмся к нашей сценке. Как вы думаете, что же было в том пакете?

Ученик открывает пакет и читает письмо Павла 1:

"Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии. Мое дело - на сие согласиться, а ваше спасти - их. Поспешите приездом сюда и не отнимайте у славы вашей время, а у меня удовольствие вас видеть. Пребываю вам благосклонный. Павел."

Учитель:

Какие обиды, какие счёты, когда большая война ждёт!

Шёл 1799 год. Суворов отдаёт приказ:

"Час собираться, другой - отправляться, поездка в 4 товарищах: я в повозочке, они в саночках. Лошадей 18, а не 24. Взять на дорогу денег 250 рублей. Егорке бежать к старосте Фомке и сказать, чтоб такую сумму проверил, потому что я еду не на шутку. Да я же служил в деревне за дьячка: пел басом, а теперь поеду петь Марсом"!

Швейцарский поход Суворова (слайд 16)

Вершиной полководческого гения Суворова был его швейцарский поход. Русская армия преодолела трудности небывалого в истории горного похода, отбила атаки превосходящих сил противника, с честью отстояв силу русского оружия.

а) блиц-опрос:

1. С кем должен был соединиться Суворов?

2. Как назывался горный перевал, который преодолели русские войска?

3. Самый драматический момент швейцарского похода.

4. Какова была численность русской армии?

5. Продолжите фразу: "Русский штык::..(прорвался сквозь Альпы)"

б) Работа с картиной Сурикова " Переход Суворова через Альпы"

(слайд 17)

А теперь давайте побываем в роли исследователей. Знаменитый русский художник И. Суриков написал картину "Переход Суворова через Альпы". Но когда военные историки внимательно рассмотрели эту картину, то пришли к выводу, что такого не может быть. Что они имели в виду?

(открытые штыки солдат)

Учитель: (слайд 18)

А.В. Суворов остался и в наши дни единственным Суворовым. "Войска, обученные по моей методике, - писал Суворов, - будут победительными и без меня".

3. Олицетворение русской науки - М. В. Ломоносов.

Учитель: (слайд 19)

Много нового, интересного, необычного принёс людям XVIII век. Но разговор о нём будет неполным, если мы не скажем ничего о развитии русской науки и культуры.

И здесь ведущая роль принадлежит М. В. Ломоносову.

Сообщение 5 ученика:

Александр Пушкин о Ломоносове выразился так: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник". К этому трудно что добавить по существу - можно лишь рассказать подробнее.

Учитель: Ломоносов всю жизнь стремился к тому, чтобы наука служила производству. Он горел желанием вывести Россию в число передовых стран мира.

1) Самостоятельная работа по группам (слайд 20)

Какие же открытия совершил М. В. Ломоносов?

  • 1 группа - " химики";
  • 2 группа - "физики";
  • 3 группа - " астрономы";

Учащиеся каждого ряда записывают самостоятельно в тетрадь открытия и изобретения своей научной области.

Учитель: (слайд 21)

Большим событием культурной жизни России стало открытие в 1755 году первого русского университета. Инициатором создания Московского университета был М. Ломоносов.

Что же представлял собой Московский университет?

2) Работа со схемой (слайд 22)

Дополните схему:

Таким образом, Московский университет стал крупнейшим центром русской науки и культуры.

4. Заключение.

Учитель: (слайд 23)

Человек оставляет на Земле множество свидетельств своей деятельности. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни.

Сегодня на уроке перед вами прошли наиболее яркие личности, значительные эпизоды и события отечественной истории XVIII века. А сколько их было и будет еще впереди!

Поэтому, живя и учась в XXI веке, будьте творцами, а не простыми созерцателями, будьте активными, любознательными, стремитесь к знаниям и к счастью.

Приложение.