Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"

Разделы: Биология, Литература, Внеклассная работа


Цель мероприятия: расширение межпредметных связей

Задачи:

  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся
  • воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Эпиграф к мероприятию (слайд №1):

Птицы, рыбы и звери
в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди.
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц -
не небо!
А море без рыб -
не море.
И земля без зверей -
не земля!
Р. Рождественский

Презентация.

Ведущий 1 (слайд №2). Наша планета называется Земля. Ее освещает солнышко, поэтому на ней светло, ее окружает слой озона, поэтому есть кислород, которым дышит все живое, на ней есть вода - поэтому есть жизнь. Посмотрите (показывает на слайды), какая красивая наша планета и какая хрупкая. О бережном отношении к ней и пойдет разговор. Сегодня мы совершим путешествие по страницам книги:.

Черная страница. Катастрофа (слайд №3)

Ведущий 2. Земля - это наша планета, возможно, единственный во Вселенной обитаемый остров. И поэтому, все живущее на ней - величайшая радость и редкость. Серебристые ели, ромашковые поляны, гомон птиц, прозрачная вода рек и озер - это все для нас. И рядом сломанное деревце, вытоптанные цветы, убитая лягушка, разоренный муравейник - мелочи, кажется. Но на самом деле - это страшная беда, это катастрофа. Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении "Три пальмы" предупреждает нас: нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своём собственном сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него, и беречь природные богатства.

Чтец 1: "Три пальмы" (слайд №4) (Текст стихотворения - Приложение 1)

Красная страница. Красная книга (слайд №5)

Ведущий 1. (звучит музыка "В мире животных")Эта книга с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растения, из неё, увидеть можно только на картинке. Мы говорим о Красной книге.

Мы видим этих чудесных животных, великолепные растения (слайд №6-9). Как мало на Земле остается прекрасного! Все чаще и чаще человек забывает о природе, о том, что это - единый живой организм, который тоже имеет право на существование, хочет жить, дышать, иметь семью, потомство. Который чувствует боль, страх, умеет плакать по погибшим от рук человека собратьям: животным и растениям.

Все в мире взаимосвязано, продуманно, и наша задача, задача человечества, - не допускать исчезновения разных видов животных и растений.

Чтец 3 (обращаясь к слайду № 10): Вот как одухотворённо писал Николай Заболоцкий о лебеди (Приложение 2)

Зелёная страница. Лесные тайны (слайд №11-14)

Ведущий 2 .Следующая страница книги посвящена нашему всеобщему зелёному богатству - лесу. ( Звучит запись пения птиц и шума леса)

Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо здесь и сумрачно. Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны.

Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны и подарит свои сокровища. Дети в костюмах лесных зверей выходят по очереди.

Ведущий 1. Ребята, к нам в гости пришла Лиса-Патрикеевна. Здравствуй, кумушка!

 Лиса.

Посмотрите-ка, какая,
Вся горю, как золотая,
Хожу в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой.

Ведущий 1. Лисонька! Расскажи, пожалуйста, откуда у тебя такое интересное отчество - Патрикеевна? Ведь не многих животных называют по имени-отчеству.

Лиса. Мама рассказывала, что 600 лет назад жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову "хитрец".Так как нас считают очень хитрыми, мы и получили это прозвище - Патрикеевна. Но на самом деле лиса не столько хитрая, сколько любопытная.

Ведущий 2. Ой, сам Михайло Потапыч к нам пожаловал! Здравствуйте!

Медведь.

Я хозяин  лесной
Просыпаюсь весной
А зимой под вьюжный вой
Сплю в избушке снеговой.

Узнали меня? Я медведь -  хищный и могучий, ловкий и хитрый, и осторожный. Могу ношу тащить в 500 кг, могу бежать со скоростью лошади, а еще могу подкрасться незаметно. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев и цветов. А ещё мы едим рыбу, мед, малину, орехи. А зимой мы впадаем в спячку. А сосем мы лапу знаете почему? Потому что  зимой линяет кожа на ступнях, и чтоб не было больно, приходится лизать лапы.

Ведущий 2. Расскажите, пожалуйста, а у вас откуда такое название - медведь?

Медведь: "Медведь" значит "мед ведающий", знаю, где мед в лесу спрятан, потому и Медведь. Понятно? Никто не ведает, а я ведаю!

Ведущий 2. Да, спасибо теперь всё понятно.

Волк (появляется на сцене, грустный, озадаченный)

Ведущий 1. Здравствуйте, Серый Волк! Что с вами?

Волк: Да надоело! Всё время нас волков ругают и обвиняют в жестокости и предательстве:

Ведущий1. Что вы, что вы! Вот мы читали "Сказку об Иван-царевиче, Жар-птице и сером волке", "У Лукоморья" А.С. Пушкина; из поэмы "Руслан и Людмила") и волк вызвал у нас восхищение, почтение и уважение. Ведь вы были чудесным помощником! А в "Сказке о Лисичке-сестричке и Волке" вы выглядели наивным и простодушным и , признаться, мы вам даже сочувствовали.

Волк: Ну, спасибо! Успокоили! Но всё равно, ребята, будьте осторожны! Не все волки такие добрые и безобидные, как эти сказочные персонажи.

Синяя страница. Источник жизни (слайд №15-20)

Ведущий 2. На синей странице книги рассказывается о бескрайних морях, глубоких озёрах и шумных реках. Давайте сохраним их кристальными, глубокими, шумными!

(На сцену выходит хор учащихся и исполняет песню о море, а в это время на экране демонстрируются слайды с изображением чудесных видов морей, рек, озёр)

Оранжевая страница (слайд №21). Литературное творчество на экологическую тему.

Выступление ученицы со стихотворением собственного сочинения "Плачет Матушка-Земля" (Приложение 3)

Желтая страница (слайд №22) Агитационная страница "Я обнял шар земной"

Показывается инсценировка стихотворения Е.Шкловского "Я обнял глобус". Сцена оформлена как кабинет географии: парты, карты, глобус. Стихотворение исполняет чтец. (Приложение 4)

Белая страница (слайд23-24)

Ведущий 1. Заканчивается наша книга белой страницей. К слову "белый" можно подобрать синоним "чистый". Давайте начнём с завтрашнего дня заботиться о нашей планете. Вспомним слова Маленького Принца из сказки Антуана де Сент Экзюпери :

"Встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету". Очень хочется, чтобы вы твердо запомнили это правило. Не менее важны и другие правила, которые исполнял маленький принц. Давайте их прочитаем (слайд №24).

  • "ИСКАТЬ НАДО СЕРДЦЕМ, САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ"
  • "СУДИТЬ НАДО НЕ ПО СЛОВАМ, А ПО ДЕЛАМ"
  • "ТЫ НАВСЕГДА В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ".

Все участники выходят на сцену, берутся за руки и исполняют песню "Как прекрасен этот мир" (демонстрируются слайды №25-27) (Текст песни - Приложение 5)