Исследователями выявлено, что у школьников, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением диагностируется неспецифическое напряжение организма, являющееся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя её изменения в ходе процесса обучения, можно способствовать здоровьесбережению. В этом случае можно говорить об уроке как об организационной здоровьесберегающей форме.
Использование возможностей информационно-коммуникационной образовательной среды помогает регламентировать продолжительность и рациональное чередование видов деятельности, что увеличивает период оптимальной, устойчивой работоспособности. Сами моменты переключения с одного вида деятельности на другой отодвигают развитие утомляемости.
Для подготовки к урокам используются различные программы и системы:
- собрать информацию помогают поисковые системы Yandex и Google;
- Microsoft Word позволяет подготовить тексты, таблицы, рисунки для фронтальной и индивидуальной работы;
- программа для подготовки компьютерных презентаций Microsoft Power Point даёт возможность проиллюстрировать речь учителя или доклад учащихся графиками, рисунками, фотографиями;
- программа Picasa позволяет создать коллаж и слайд шоу;
- видеоролики, демонстрирующие опыты, можно создать с помощью программ Windows Movie Maker и Camtasia Studio. Флэш викторины и опросники также помогает составить программа Camtasia Studio.
ИКТ используется на разных этапах урока:
- на организационном этапе ученики знакомятся с темой урока, вопросами для изучения;
- на мотивационном этапе можно дополнить информацию рисунками;
- на этапе изучения нового материала используется наглядное изображение в виде рисунков, таблиц, диаграмм, видеороликов;
- проверить усвоенный материал можно с помощью викторин, вопросников, текстов;
Использовать ИКТ можно практически на всех предметах, изучаемых в начальной школе:
- на уроках русского языка можно выполнить разные виды разборов, провести словарные диктанты, картинные и текстовые, тематические и на определённую орфограмму;
- урок математики включает в себя знакомство с математическими терминами, новыми приёмами выполнения разных математических действий, иллюстрацию задач;
- на уроках окружающего мира использование ИКТ позволяет моделировать и иллюстрировать изучаемые процессы и явления, демонстрировать опыты;
- с помощью тестов, вопросников, кроссвордов, проверочных работ проводится мониторинг изучаемого материала, само и взаимопроверка.
Кроме того, ИКТ помогают превратить урок в сказочное путешествие или встречу с любимыми героями книг и мультфильмов.
Таким образом, использование возможностей информационно-коммуникационной образовательной среды в обучении не только повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность обучающихся, но и способствует превращению урока в здоровьесберегающую организационную форму обучения.