Совместная образовательная деятельность педагога-психолога и детей старшей группы по формированию познавательной сферы "Помоги белочке"

Разделы: Работа с дошкольниками


Данное коррекционно-развивающее занятие направлено на развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Критерием отбора детей на коррекционно-развивающую работу явились результаты психолого-педагогической диагностики, проводимой на начало учебного года. Занятия посещают те дети, у которых показатели развития ниже среднего уровня по трем и более показателям.

Тема: Помоги белочке.

Цель: формирование познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи (развивающие и воспитательные):

  1. развивать зрительное восприятие;
  2. развивать мыслительные операции: исключение, обобщение, анализ, синтез;
  3. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, заботливое отношение к животным.

Форма работы: подгрупповая.

Данное занятие составлено согласно тематическому планированию детского сада и соответствует лексической теме “Подготовка диких животных к зиме”.

Особенно ценным является то, что данное занятие представлено в интересной игровой форме, что создает особую атмосферу во время занятий (и соответствует ФГТ). Задействовано все пространство, использовался дидактический материал, пособия, оборудование, реалистические предметы (предметы окружающей среды) на всех этапах занятия. Связано это не только лишь со зрительным восприятием, но и с включением всех органов чувств. Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии предметов, тем больше впечатлений получает ребенок, тем прочнее они сохраняются в его сознании и потом легче вспоминаются.

Традиционно занятие начинается с процедуры приветствия, которое не только выполняет свою непосредственную функцию приветствия участников друг с другом, но так же способствует сплочению группы и настраивает детей на положительное взаимодействие.

Следующим шагом является мотивировка детей на образовательную деятельность. Тем самым, в начале занятия целенаправленно создается особая атмосфера, дети заинтересованы в решении проблемы.

В основной части занятия создаются для детей проблемные ситуации и ситуации успеха. В ходе чего дети действуют сообща, помогая друг другу, самостоятельно предлагают решение поставленной задачи.

Таким образом, в ходе деятельности у детей есть возможность самостоятельной работы, способствующая активизации творческой активности и инициативы. Дети включаются в работу и активно проявляют свою любознательность.

В конце занятия проводится рефлексия, на которой у ребят есть возможность вспомнить, чем они сегодня занимались, какое доброе дело они совершили. Благодаря чему дети еще раз подчеркнут значимость своей деятельности. Кроме того в ходе рефлексии дети делают умозаключения, обобщения, выводы.

В конце занятия используется такой прием как релаксация в сопровождении с музыкотерапией и нежным поглаживанием лапкой белочки. Что способствует снятию психоэмоционального и мышечного напряжения у детей.

В конце занятия я проводится процедура прощания, что является логическим завершением занятия и способствует формированию положительного отношения к нему.

Согласно ФГТ в образовательной деятельности использовались следующие формы работы с детьми: в двигательной деятельности (подвижная дидактическая игра), в игровой (сюжетная игра), в коммуникативной (речевая ситуация, беседа, ситуативный разговор), в познавательно-исследовательской (решение проблемной ситуации). Учитывая ФГТ основной моделью организации образовательного процесса являлась - совместная деятельность взрослого и детей, отличающаяся наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). В образовательной деятельности реализуются следующие образовательные области (по ФГТ): социализация, познание, коммуникация, музыка.

Все содержание образовательной деятельности полностью соответствует заявленной теме, современным требованиям и возрасту детей. Заявленные цель и задачи реализуются на занятии в полном объеме.

Ход занятия

Приветствие “Подари улыбку”

Цель: сплочение группы, настрой детей на положительное взаимодействие.

Ход игры: Ведущий с детьми встают в круг, здороваются и дарят друг другу свою приветливую улыбку.

Письмо от дядюшки Лесовичка.

Цель: создание мотивации детей на занятие, введение в тему непосредственной образовательной деятельности.

Ход игры: Ведущий зачитывает текст письма с просьбой о помощи от дядюшки Лесовичка, и предлагает детям помочь ему.

Ребята, к нам в садик почтальон принес необычное письмо, написанное на коре березы. Давайте прочитаем его?!

Это письмо от дядюшки Лесовичка.

“Дорогие дети! В лесу беда! Баба Яга захватила белочку и держит ее у себя в избушке. Я очень переживаю, что белочка не сможет подготовиться к зиме, не успеет заготовить припасы и сменить шубку с рыжей на серую. Ребята, спасите белочку, пожалуйста, помогите подготовиться, чтобы она смогла перезимовать. Дядюшка Лесовичок”

Ребята, ну что, выполним просьбу Лесовичка, поможем белочке? Пойдемте в лес.

Упражнение “Камень”

Цель: создание мотивации детей, развитие нравственных качеств (умения делать нравственный выбор).

Ход игры: Перед детьми лежит камень с надписью “Налево пойдешь - веселиться будешь, прямо пойдешь – друга спасешь, направо пойдешь – конфету найдешь” Необходимо из трех дорог выбрать ту, по которой следует пойти.

Ребята, посмотрите, на нашем пути камень лежит. А на нем что-то написано. Давайте узнаем.

“Направо пойдешь – веселиться будишь, прямо пойдешь – друга спасешь, налево пойдешь – конфетку найдешь”

Ребята куда же мы с вами пойдем?

Игра “Лесная тропинка”

Цель: развитие восприятия целостного образа предмета, мелкой моторики, логического мышления.

Ход игры: Детям предлагается собрать из частей тропинку, ведущую в лес. Каждому ребенку раздается по картинке, с изображением дороги, разрезанная на части. После того как дети соберут лесную тропинку, они по ней проходят.

Чтобы попасть в лес, нам нужно пойти по тропинке. Но что же произошло? Видимо Баба-Яга испортила ее. Посмотрите, здесь есть разные части тропинки, давайте каждый возьмет по несколько частей, и все вместе соберем дорожку в лес.

Игра “Беличьи припасы”

Цель: развитие логического мышления, способности к исключению.

Ход игры: Перед детьми на столе разложены разные плоды, орехи, грибы и продукты питания. Детям предлагается помочь белочки собрать припасы к зиме. То, что пригодиться белочке, положить в мешок, а ненужное оставить на столе.

Ребята, смотрите, а что это такое здесь лежит?

А помните о чем просил нас Лесовичок? Он просил, чтобы мы помогли собрать белочке подготовиться к зиме. Смотрите здесь лежат разные плоды, орехи и даже продукты, давайте с вами подумаем, что пригодиться белочке зимой и сложим в мешок.

В мешок для белочки мы положим: кедровую шишку, семечки, орехи (фундук), гриб масленок, яблоко. А мухомор, газировку и чипсы мы класть не будем, потому что белочка это не ест.

Физминутка “Несем мешок!”

Ход игры: Взрослый произносит слова, а дети имитируют движения.

Мы идем, идем, идем.
И мешочек мы несем.
Будет белочка без спешки
Зимой грызть свои орешки.

Игра “Путаница”

Цель: развитие внимания, мышления, зрительного восприятия.

Ход игры: На мольберте представлены животные, у которых перепутаны части тела: уши и хвосты. Детям предлагается найти перепутанные части тела животных и поменять их.

Ребята, а что это? Баба-Яга перепутала у всех животных хвостики и ушки. Как же им быть? Они же не смогут прожить так. Давайте посмотрим, что натворила Баба-Яга, поможем животным найти свои ушки и хвостики.

Игра “Подбери ключ”

Цель: Направлено на развитие зрительного восприятия, логического мышления, внимания.

Ход игры: Перед детьми на двери висят замки и перепутанные ключ. Каждому ребенку раздается по ключу. Необходимо к каждому замку подобрать свой ключ.

Ребята, посмотрите, замки какие-то весят. А вот ключи перепутанные. Давайте найдем ключик к каждому замку и посмотри, что произойдет.

После того как дети подобрали ключи к замкам, дверь открывается и оттуда выходит белочка и благодарит всех ребятишек за то, что они освободили ее из клетки, в которую ее посадила Баба-Яга.

Теперь я могу бежать в лес и готовиться к зиме. Ой, я совсем забыла, а как же мне нужно приготовиться к зиме, что мне нужно сделать то? (приготовить припасы и сменить шубку).

А как же мне быть, я же не успела приготовить к зиме припасы. Как же я перезимую.

Белочка, а ребята тебе собрали мешочек с припасами.

Спасибо большое ребята, а что там лежит в мешочке?

Игра “Что в мешке?”

Цель: развитие зрительной памяти.

Ход игры: Детям предлагается вспомнить и назвать все гостинцы, которые они собрали для белочки.

Белочка: Спасибо дети, что позаботились обо мне, столько много припасов собрали, этого мне хватит на всю зиму!

Упражнение “На лесной полянке”

Цель: релаксация, снятие напряжения.

Материал: магнитофон, диск с музыкой для релаксации. (Приложение)

Ход игры: Детям предлагается отдохнуть, посидеть на лесной полянке, послушать пение лесных птиц и расслабиться.

Ведущий: Белочка, дети очень хотели тебе помочь, старались, но устали. Ребята, давайте немножко посидим на лесной полянке, отдохнем, послушаем пение птиц.

Белочка: Ребята, а можно я с вами посижу? И поглажу вас своей мягкой лапкой.

Дети садятся на пол, на колени. Звучит музыка, дети закрывают глаза, белочка нежно гладит их.

Белочка: Ну что ребятки, вы отдохнули?

Белочка еще раз благодарит детей за спасение и за собранные припасы к зиме и угощает детей лесными орешками.

Дети прощаются с белочкой.

Ведущий: Спасибо белочка, беги скорей в свое дупло, готовься к зиме.

Белочка: До свидания ребята!

Ведущий: Ребята, какое доброе дело мы сегодня с вами вместе совершили? Вы гордитесь собой?

Только вместе, сообща вы смогли добиться этого. Давайте за это поблагодарим друг друга, все вместе встанем в круг и обнимемся.

Прощание

Цель: формирование положительного отношения к занятию.

Ход игры: Детям предлагается встать в круг и всем обняться и попрощаться.

Хвосты и уши (Приложение 2)