1. Повторение.
- 33 родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся.
Учитель задаёт вопросы. За каждый правильный ответ ученик получает солнышко; это стимулирует его к работе, к активной деятельности на уроке.
- О чём говорится? ( о букве, об алфавите).
- А что такое алфавит? Из чего он состоит? (из букв).
Буквы живут в алфавите.
- Для чего нужна буква? (чтобы записать слово).
- Что можно составить из букв? (слово) А из слов? (предложение).
- Когда много предложений? (текст).
2. Работа в группах.
- Составьте слово из предложенных букв:
Г р е е т я р к о е с о л н ы ш к о
- Какую работу вы сейчас выполняли? (составляли слова, предложение).
- О какой главной частичке говорили? (о букве).
- Для чего служит буква? (буква нужна для письменной речи).
- Из чего состоит буква? (из звука, из элементов).
- Какие буквы бывают по написанию? (печатные, письменные).
- Назовите буквы, в которых есть такие элементы (командам).
3. Физкультминутка.
Смоделируйте с помощью своего тела букву : л м п и ч к.
4. Страницы истории.
- Обратимся в прошлое. Как вы думаете, всегда ли была буква? (нет)
- А что было до буквы? (рисунки) Такие рисунки называются пиктограммы.
- Что изображено на этой пиктограмме? Как догадались?
Каждую часть рисунка можно назвать словом: это-рыба, это-человек, это-олень, это-охотники, это-копья.
- Только в 9-м веке люди догадались записывать некоторые звуки. Это был первый алфавит. (Показать детям древний славянский алфавит).
Игра «Составим слово»( мяч, яма, щука) написать буквами старинного алфавита.
- Какие ещё бывают алфавиты? (старинные, иностранные).
- А если у людей отсутствует зрение, как они читают? (пальцами). Алфавит для слепых по системе Брайля - тифлоалфавит. Для глухих – сурдоазбука. Есть азбуки для передачи сигнала: морзе, семафорная.
5. Физкультминутка.
Покажем некоторые буквы семафорной азбукой.
6. Работа в группах. Расшифровать слово, записанное семафорной азбукой:
«Умницы» «Знатоки» «Молодцы»
- Какую работу выполняли? (рассматривали слово по сигнальной азбуке).
- Какие виды азбук узнали?
7. Взгляд в будущее.
- Что будет с буквой? Сохранят ли буквы свой вид? (нет).
- Буквы должны быть? (да) Но их надо быстро писать, как? ( на компьютере).
Учёные просчитали, что в дальнейшем люди будут использовать больше печатные буквы, чем письменные.
Подсчитываются солнышки за правильные ответы.
- Что нового узнали на уроке?
По ходу урока выстраивается таблица:
Текст Предложение Слова Алфавит |
||
Пиктограммы (рисунки)
|
БУКВА | Контрольный вопрос: Что будет с буквой? Сохранят ли буквы свой вид? |
Элементы письменных букв |