"Буква". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


1. Повторение.

- 33 родных сестрицы, писаных красавицы,

На одной живут странице, а повсюду славятся.

Учитель задаёт вопросы. За каждый правильный ответ ученик получает солнышко; это стимулирует его к работе, к активной деятельности на уроке.

- О чём говорится? ( о букве, об алфавите).

- А что такое алфавит? Из чего он состоит? (из букв).

Буквы живут в алфавите.

- Для чего нужна буква? (чтобы записать слово).

- Что можно составить из букв? (слово) А из слов? (предложение).

- Когда много предложений? (текст).

2. Работа в группах.

- Составьте слово из предложенных букв:

Г р е е т   я р к о е   с о л н ы ш к о

- Какую работу вы сейчас выполняли? (составляли слова, предложение).

- О какой главной частичке говорили? (о букве).

- Для чего служит буква? (буква нужна для письменной речи).

- Из чего состоит буква? (из звука, из элементов).

- Какие буквы бывают по написанию? (печатные, письменные).

- Назовите буквы, в которых есть такие элементы (командам).

3. Физкультминутка.

Смоделируйте с помощью своего тела букву : л м п и ч к.

4. Страницы истории.

- Обратимся в прошлое. Как вы думаете, всегда ли была буква? (нет)

- А что было до буквы? (рисунки) Такие рисунки называются пиктограммы.

- Что изображено на этой пиктограмме? Как догадались?

Каждую часть рисунка можно назвать словом: это-рыба, это-человек, это-олень, это-охотники, это-копья.

- Только в 9-м веке люди догадались записывать некоторые звуки. Это был первый алфавит. (Показать детям древний славянский алфавит).

Игра «Составим слово»( мяч, яма, щука) написать буквами старинного алфавита.

- Какие ещё бывают алфавиты? (старинные, иностранные).

- А если у людей отсутствует зрение, как они читают? (пальцами). Алфавит для слепых по системе Брайля - тифлоалфавит. Для глухих – сурдоазбука. Есть азбуки для передачи сигнала: морзе, семафорная.

5. Физкультминутка.

Покажем некоторые буквы семафорной азбукой.

6. Работа в группах. Расшифровать слово, записанное семафорной азбукой:

«Умницы» «Знатоки» «Молодцы»

- Какую работу выполняли? (рассматривали слово по сигнальной азбуке).

- Какие виды азбук узнали?

7. Взгляд в будущее.

- Что будет с буквой? Сохранят ли буквы свой вид? (нет).

- Буквы должны быть? (да) Но их надо быстро писать, как? ( на компьютере).

Учёные просчитали, что в дальнейшем люди будут использовать больше печатные буквы, чем письменные.

Подсчитываются солнышки за правильные ответы.

- Что нового узнали на уроке?

По ходу урока выстраивается таблица:

  Текст
Предложение
Слова
Алфавит
 
Пиктограммы (рисунки)

 

БУКВА Контрольный вопрос:
Что будет с буквой?
Сохранят ли буквы свой вид?
  Элементы письменных букв