Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с ФФН

Разделы: Логопедия


Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строит предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития. Одних из таких нарушений является фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Под фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) принято понимать нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Эти нарушения вызывают затруднения в овладении письмом и чтением, которые являются самыми распространенными среди учащихся. Поэтому учителю важно знать, что недостатки произношения могут быть либо самостоятельным нарушением, либо выступать в качестве одного из проявлений звуковой стороны речи, и уметь дифференцировать данные нарушения.

Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу с первых дней работы с детьми, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы.

Наиболее эффективная форма проведения этой работы – фронтальные логопедические занятия, т.к. на них дети не просто знакомятся с новым материалом, но и получают навык работы в коллективе: учатся слушать объяснения педагога, исправлять и дополнять ответы других детей, вместе искать ответы на трудные вопросы, делать «открытия». Сформированность таких умений крайне необходима для успешного обучения в школе.

Предлагаемая система работы позволяет наиболее полно решать такие основные задачи обучения, как формирование звукопроизношения; развитие фонематического слуха; подготовка к обучению грамоте. Вся работа по ознакомлению со звуками и буквами проводится с учетом дифференцированного подхода к детям, имеющим ОНР различного происхождения; единства формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности; одновременного коррекционно-воспитательного воздействия на сенсорную, интеллектуальную и аффективно-волевую сферу.

В ходе преодоления фонематического недоразвития предусматриваются два взаимосвязанных направления работы: 1. Коррекция произношения, т.е. постановка и уточнение артикуляции звуков; 2. Последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.

Использование занимательного наглядного материала в работе с детьми с ФФН – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения учителя не подкрепляются иллюстративным материалом.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнеся слова вслух. Поэтому при обучении грамоте необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях. Затем детям дается характеристика изучаемого звука с помощью символов: девочка в красном платье - гласный звук, мальчик в синей рубашечке – твердый согласный, в зеленой – мягкий согласный. Молоточек – твердый согласный, перышко – мягкий. Ушко – глухой согласный, колокольчик – звонкий.

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук А обозначается кружком красного цвета с широко открытым ртом, звук У – кружком с маленьким круглым ртом и т.д. На символах звуков Ы, Э дается указание на положение языка в ротовой полости.

На каждом занятии проводятся упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Сначала внимание детей привлекают к отдельным звукам и звукам в составе слова. Важно проводить такие игры:

  • а) «Хлопни в ладоши» - хлопни в ладоши, если услышишь, например, звук У.
  • б) «Отбери картинки» - из ряда картинок выбрать те, в названиях которых  есть изучаемый звук.
  • в) Пособие «Паровоз» используется с целью определения позиции звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.
  • г) Игра «Поможем кукле Кате» используется для дифференцации звуков по определенным признакам(мягкости-твердости, звонкости-глухости). Педагог раскладывает на столе предметные картинки и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем он ставит на наборное полотно изображения куклы и двух корзинок и предлагает помочь кукле Кате разложить картинки: положить в корзинку картинки со звуком К, а в зелёную – со звуком К`. Если допущена ошибка, педагог предоставляет возможность разобраться, в чем заключается ошибка и как ее исправить.
  • д) «Веселые путешественники». Педагог раскладывает картинки, содержащие в названиях звуки Б-П. Он предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем педагог ставит изображения грузовика и автобуса и предлагает детям поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук Б, а в автобус – со звуком П. Затем педагог просит рассказать их, какие едет в машине, а какие в автобусе. Дети составляют предложения.
  • е) «Что купила мама?». Картина «Фрукты». Чтобы узнать, что купила мама, нужно выбрать те фрукты, в названиях которых есть звук А.
  • ж) «Найди слова». На доске висит сюжетная картина, педагог предлагает внимательно посмотреть на картину и назвать слова с заданным звуком. Побеждает тот, кто найдет больше слов.

Постепенно основной единицей изучения становится слово. Логопед детей учит делить слово на слоги. При членении слов на слоги мы используем приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов.

  • а) Работа со схемой. Сначала обозначается все слово, затем слоги и далее звуки .
  • б) Составь схемы слов и измени слова и схемы так, чтобы в каждом слове было два слога. Дом, сад, дуб, мак, мост.
  • в) «Домики». На доске висят домики с одним, двумя, тремя и т.д. окошками. Педагог раскладывает на столе предметные картинки и предлагает детям расселить картинки по домикам. Слово с одним слогом живет в доме с одним окошком, с двумя слогами – с двумя окошками и т.д.
  • г) «Найди нужную картинку». Перед ребенком 5 картинок. Педагог произносит слова, пропуская один слог (отстукивая его). Нужно выбрать карточку с тем предметом, что загадал педагог.
    (Ра-. . . –та, . . . –ши-на, га-зе-. . . , ка-ран-. . ., звез-. . .-ка)
  • д) «Придумай слово». Педагог показывает предметную картинку и предлагает придумать слово, которое начиналось бы со второго слога этого слова. Например: кожа – жаба – бабушка …

При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь только тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы – это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются различные варианты заданий:

  • а) Изображение буквы из цветного песка, рисовать их на песке пальчиком или палочкой, обводить пальцем буквы, конструирование буквы, лепка буквы из пластилина и т.д.
  • б) Картинная азбука - для лучшего запоминания буквы. Картинки подобраны в ней так, чтобы конфигурация букв была сходна с абрисом предмета, название которого начинается с изучаемого звука.
  • в) «Городок букв». Для того чтобы закрепить умение различать гласные и согласные, звонкие и глухие, вводится «Городок букв». В ней каждая буква «живёт» на своей «улице» и имеет «дом» своего цвета.

С целью пропедевтики зеркальности на письме детей учат различению правильно и зеркально написанных букв. Дети отыскивают заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленят и обводят правильно написанные буквы, составляют из них слова и предложения.

Для обучения звуковому анализу и синтезу целесообразно использовать:

  • а) Игра «Путаница». В игре необходимо выделить начальные звуки в названиях предложенных картинок, вписать или вставить буквы в соответствующие клетки и прочитать полученное слово.
  • б) «Чтение слов по размеру». Составление слов из букв, опираясь на размер буквы. Раскладывание букв в порядке возрастания или убывания и чтение полученных слов.
  • в) «Кто больше слов найдет?». Составить из данных букв ряд слов; путем добавления букв сложить новые слова; вставить в слово недостающие буквы и др.

Приемы работы над предложением разнообразны:

  • а) «Веселые путешественники». Педагог раскладывает картинки, содержащие в названиях звуки С-Ш. Он предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем педагог ставит изображения грузовика и автобуса и предлагает детям поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук С, а в автобус – со звуком Ш. Затем педагог просит рассказать их, какие едет в машине, а какие в автобусе. Дети составляют предложения: « В машине едут собака, лиса, слон, барсук. В автобусе едут кошка, мышка, петушок, лягушка».
  • б) «Украшаем шапки». Педагог раздает детям плоские изображения шапок и предметные картинки (ромашка, груша, мишка, машинка, солнышко, гармошка). Объясняет детям, что они будут украшать шапки вышивкой. Нужно выбрать картинку, положить её на шапку и сказать предложение: « Я вышиваю на шапке ромашки» или «У меня на шапке мишка» и т.д.
  • в) Работа над составлением схем предложений.
  • г) Работа с деформированным предложением. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.

Использование таких игровых ситуаций требует от каждого, включенного в неё, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

Для прочности навыка, требуется время, терпение, затрата усилий, постепенность и последовательность. Мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование наглядного материала в процессе обучения грамоте детей является одним основных требований в работе с детьми с ФФН.