Цели и задачи урока: знакомство с понятием “духовность”; развитие музыкальных способностей, речи, искусствоведческих знаний, воспитание духовной культуры через музыку, живопись и литературу.
Оборудование:
– фортепиано;
– скрипка;
– CD диски;
– мультимедийная приставка.
Зрительный ряд:
– репродукция: Рафаэль “Сикстинская мадонна”, Богородичная икона “Мария и младенец”;
– видео фрагменты из серии “Древнее зодчество”;
– свечи.
Литературный ряд:
– стихи М.Ю. Лермонтова, Растопчиной, К.Романова, Евангелия.
Музыкальный ряд:
– И.С.Бах “Токката и фуга” ре минор.
– Ф. Шуберт “Ave Maria”.
– С.В. Рахманинов “Вокализ”.
– В.С. Калинников “Колокола”.
– муз. Ю.Саульского, стихи Л. Завальнюка “Не убий”.
– Олег Газманов “Мой храм”.
– муз. О. Фельцмана, слова И. Рябинина “Храни нас Бог”.
– муз. И. Крутого, стихи Р. Казаковой “Вдохновенье”.
Ход урока
I. Вступление
В начале урока напомнить ребятам, что мы вступили в третье тысячелетие, в 21 век. Век, когда особенно остро обострилась борьба зла и добра, света и тьмы, век, когда нависла угроза не только над экологией природы, но и над экологией души, человеческой души.
II. Прослушивание музыкального произведения и вопросно-ответная беседа.
После небольшого вступления перед ребятами должны предстать 2 вида искусства (музыка и живопись) 1. “Ave Maria” в исполнении ученицы 9 “А” класса Агальцовой Елизаветы – скрипка; Дружинец Т.А.– фортепиано и картина Рафаэля “Сикстинская мадонна”.
Задать ребятам вопросы:
- Знакомы ли им эти произведения?
- Есть ли что общее между ними?
- Какой образ показан в этих произведениях? /женщины/
- Уточнить какой женщины?
В конце беседы подвести черту, что это действительно торжественный и вместе с тем проникновенный гимн женской красоте, доброте, благородству. И очень важно, чтобы ребята эти произведения увидели не просто глазами, а сердцем, исполнили не просто голосом, а сердцем, услышали сердцем.
Это и должно подвести ребят к главной теме урока. Спросить ребят, как они понимают выражение духовная музыка и объяснить, что существует 2 понятия духовности:
- Музыка религиозного содержания.
- Музыка, которая нам помогает раскрыться, проснуться, приобщиться к высокому, задуматься о смысле жизни.
III. И.С. Бах “Токката и фуга” ре минор и анализ произведения.
После прослушивания ребята, вероятно, без труда определят композитора.
На вопрос, почему они сразу определили, что это И.С.Бах, ответы должны быть различными:
- Звучит орган.
- Полифонический склад.
- Музыка глубоко народна и т.д.
Да, есть такой феномен – И.С.Бах. Интересно, почему все сходятся в любви к нему, почему И.С.Бах стал популярнейшим современным композитором и чем его музыка так нас пленяет? Может быть тем, что она вводит нас в мир возвышенных и гармоничных чувств, в мир, осветленный и одухотворенный, в мир, которого нам сегодня так не хватает. Может быть, именно о такой музыке говорит поэт:
“Музыкант играл на скрипке
Я в глаза ему смотрел
Я не то, чтоб любопытствовал
Я по небу летел”
IV. Исполнение песни – заповеди “Не убий!”
муз. Ю. Саульского, стихи Л. Завальнюка.
1.То ль гудит осенняя река,
То ли голос чей-то сквозь века:
– Не убий! Не убий! Не убий!
Мать земля проплакала глаза,
Вся планета как одна слеза:
– Не убий! Не убий! Не убий!
Припев:
Если совесть в тебе жива еще, не убий!
Тайным умыслом сотоварища не убий!
Ранней мудростью свою молодость не убий!
Свою душу прощеньем подлости не убий!Все, что жизнью тебе доверено не убий!
Ни травинки малой, ни дерева не убий!
Правды пращуров, дела отчего не убий!
Человека в себе и зодчего не убий!
2.21, что там впереди?
Не сгуби надежду, пощади…
– Не убий! Не убий! Не убий!
Боль живая сердце обожгла
Это память бьет в колокола
– Не убий! Не убий! Не убий!Припев
3. Стань на вольной планете на ноги
Свою жизнь, как дитя возьми на руки
Выше Бога стань небожителя,
Больше Бога стань вседержителя
Возгордись, величав и вечен
Мрак вселенский плечом раздвинь
И всесильный дух человеческий
Да пребудет с тобой, Аминь!
– Не убий! Не убий! Не убий!
V. Поэтический этап урока
Напомнить ребятам, что совсем недавно, говоря о силе музыки, мы вновь слушали “Вокализ” С.В.Рахманинова и домашним заданием было найти стихи, которые сохранили бы тоже ощущение и настроение.
(На фоне “Вокализа” ребята читают стихи М.Ю. Лермонтова и Ростопчиной)
“Какая музыка была!
Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала…
VI. Духовность в произведении искусства
Показать ребятам одну из Богородичных икон “Мария и младенец”. Предложить ребятам подумать, почему взгляды Марии и младенца не встречаются и не пересекаются, ни сливаются и не единятся (ответы).
Это одна из важнейших тайн иконы.
Икона всегда обращена к молящемуся, всегда входит с ним в общение, потому что именно в этот момент – это искусство обращено к тебе, а не к кому другому.
Звучат колокола, ребята исполняют песню Олега Газманова “Мой храм” и на слайдах демонстрируется “Древнее зодчество”
Мой храм
1
Возврати себе храм,
Возврати себе свет.
Этим светом будь свят,
Этим светом согрет.
Возврати себе кров,
Дом, где спит твоя кровь.
Возврати себе жизнь,
Веру, правду, любовь.
Припев
Мой храм – ветер надежды,
Мой храм там, где и прежде.
В мой храм я возвращаюсь,
Руки всем вам соединив.
2
В каждом сердце есть храм,
Имя храму – любовь.
Мы войдем в этот храм,
Храм войдет в нашу кровь.
Возврати себе храм,
Возврати себе свет.
Этим светом будь свят,
Этим светом согрет.
Говоря о духовной музыке нельзя не сказать о колокольном звоне, т.к. именно колокольный звон на Руси – это лад жизни, гармония мира.
VII.
Прослушать романс В.С. Калиникова на стихи Константина Романова “Колокола”. Сказать, что имя В.С. Калиникова дорого каждому истинному ценителю русской музыки. В этом произведении предстает перед нами излюбленный русский образ колокольного звона, навевающего воспоминания о покинутой родине.
VIII. Заключительный этап урока
В заключение урока прочитать несколько строк о любви из Евангелия.
“Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая.
Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру так, что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я ничто.
Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то в этом нет никакой пользы.
Любовь долго терпит и милосердствует, любовь не завидует, и не превозносится, не гордится и не бесчинствует, не ищет своего и не раздражается, не мыслит зла.
Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
“И сердце не приемлет зла” – это, пожалуй, самое главное. И для того, чтобы приблизиться к этому ощущению, исполнить песню “Храни нас Бог” муз. О. Фельцмана, слова И.Рябинина
1.Храни нас бог от злобного навета
Храни нас Бог от глупого совета
От скупости душевной сохрани
И от пустой и вредной болтовни
От жадности, что на болезнь похожа
От слов, что в жаркий день морозят кожу
От выбранных неправедных дорог…
Храни нас Бог, Храни нас Бог! Храни нас Бог!2.Храни нас Бог от зависти и чванства
Храни нас Бог от подлости и пьянства
От вспыхнувшей и брошенной любви
От пролитой насилием крови
От друга, что в беде нас не бросает
От тех, кто стариков одних бросает…
От тех, кто малым детям не помог,
Храни нас Бог, Храни нас Бог! Храни нас Бог!3.1.Храни нас бог от ненависти лютой
Храни нас Бог от мысли безрассудной
От замков, что мы строим на песке
От стонов по загубленной реке
Прости нас Бог за высший миг блаженства…
За то, что далеки от совершенства…
Но ты на это тоже дай нам срок,
Храни нас Бог, Храни нас Бог! Храни нас Бог!
IX. Итог урока
После исполнения песни, подвести итог урока: духовная культура, духовное искусство, духовная музыка сама собой не придет к нам, а придет она лишь к отворившему.
Исполнить песню “Вдохновение”
муз. И.Крутого, стихи Р.Казаковой.
Я так хочу взлететь над вольною землей
И свою песнь допеть раскованной душой.
Хочу постичь я высоту,
И доброту, и красоту.
Пусть понесет меня безудержный поток!
Да окрылит меня блаженство и восторг!
Станет весь мир совсем иным,
Когда душа парит над ним!
Годы пронесутся, и нет им мерила,
Уйдут, не попрощавшись навсегда!
И все, что тут было, внезапно осветила
Мою любовь воскресшая,
Мою судьбу счастливая звезда!
Хочу я правду всем по-братски подарить,
Добро умножить, а несчастья разделить.
В лицах людей оставить след
Воспоминаний прежних лет!
Годы пронесутся, и нет им мерила,
Уйдут, не попрощавшись навсегда!
И все, что тут было, внезапно осветила
Мою любовь воскресшая,
Мою судьбу счастливая звезда!
В гореньи страсти я сжигаю жизнь свою!
О вдохновении, озарении я пою!
Хочу постичь я высоту,
И доброту, и красоту!