Уважаемые коллеги!
Когда я впервые начинаю обучение учащихся английскому языку, я традиционно провожу беседу с детьми о целях и задачах изучения иностранного языка. И так, конечно же, поступают многие мои коллеги. С помощью наглядности, презентаций, отрывков из фильмов, опираясь на собственный опыт детей, мы выясняем, что язык возник и существует как средство общения людей. Значит, основная моя задача – формирование коммуникативной компетенции учащихся, а задача моих учеников – овладение всеми коммуникативными умениями и навыками.
“А что же такое коммуникация?”, – спрашиваю я ребят. “Общение между людьми.”,
– слышу в ответ. “А что такое общение?”, – звучит мой следующий вопрос. Ответы детей самые разнообразные. Поэтому я тактично корректирую их версии и добавляю: “Общение – это вопрос-ответ. Вот так, очень просто! Но не просто овладеть языком. Прежде всего, необходимо овладеть его звуковой формой, его фонетическим строем, т.е. системой звуков, словесным ударением и интонацией. Для того, чтобы грамотно построить вопрос вам придется изучить правила английской грамматики, научится беглому чтению и узнать тонкости разговорной речи”.
Вот так шаг за шагом я приучаю детей слушать, подражать, воспроизводить. Наконец, наступает время перехода от простого материала к сложному. При обучении ребят построению разных видов вопросов (общих, специальных, альтернативных и разделительных) я пользуюсь различными схемами, знаками и образцами, которые близки и понятны детям. Своей темой по самообразованию я выбрала “Развитие навыка диалогической речи учащихся”, где я накапливаю материал по обучению построению вопросов и ответов на них. Сегодня я хочу представить свою работу по обучению построения разделительных вопросов.
Учителя английского языка знают, что эти вопросы также как и общие вопросы требуют утвердительного или отрицательного ответа, что состоят такие вопросы из двух частей. Первая часть представляет собой повествовательное предложение в утвердительной или отрицательной форме, а вторая – краткий общий вопрос, состоящий из соответствующего вспомогательного или модального глагола в требуемой форме и личного местоимения в именительном падеже. При этом если первая часть вопроса утвердительная, то вспомогательный глагол – отрицательный. Если же первая часть вопроса отрицательная, то вспомогательный глагол употребляется в утвердительной форме. Утомительно, не правда ли?
Но как всю эту скучную теорию довести до ума моих учеников, чтобы им было доступно и легко? Это и есть моя задача как учителя. Для этого я предлагаю детям придуманный мною термин “Принцип работы батарейки”. Любой школьник знает, что батарейка состоит из двух полюсов
(+ и -) . Но, если батарейку перевернуть, то полюса меняются (– и +). Включаю презентацию и начинаю вовлекать ребят в удивительный мир познания языка.
Надеюсь, что мой опыт работы по использованию презентаций на уроке английского языка поможет в первую очередь начинающим педагогам в легкой, доступной и увлекательной форме обучать детей построению и использованию в речи разделительных вопросов.