В процессе обучения учащихся различных возрастов перед педагогами часто встаёт проблема пробуждения у детей активности на уроке. Часто возникают ситуации, когда традиционные формы работы не способствуют включению учащихся в деятельность на уроке и возникновению у них познавательного интереса. Особенно эта проблема применительно к урокам иностранного языка проявляется при работе с подростками. Если в начальной школе сама методика проведения уроков предполагает использование различных весёлых песенок, игр и т.д., то в подростковом возрасте интерес к данным формам работы, естественно, пропадает и выбор увлекательных приёмов обучения становится более сложным.
Как же можно повысить уровень мотивации учащихся к изучению иностранного языка на разных возрастных этапах? Одним из способов пробуждения активности учащихся на уроке является применение игрового метода обучения. По мнению А.В. Конышевой, он делает учебный процесс более содержательным и более качественным, так как:
- игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;
- обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящей характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90 % информации;
- игра - свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
- игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
- в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
- обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
- состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;
- в игре всегда есть некое таинство, неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа [1] ;
Игра важна для развития личности также и потому, что в ходе её развития на уроке создается ситуация переживания, когда ученик, вовлеченный в соревнование, очень хочет помочь своей команде, старается найти верный ответ, проявляет активность. Как показывает опыт, подобные ситуации позволяют проявить себя не только сильным, но и слабым ученикам. Весьма часто учащиеся, не отличающиеся хорошей успеваемостью, могут показать здесь себя совершенно с другой стороны и стать активными участниками игры, способствовать победе своей команды. Использование игр с этой точки зрения может стать важным фактором успешности для слабых детей, пробудить у них интерес к предмету, стать основой для их последующих успехов в его изучении.
Помимо определения роли игр в учебном процессе важно знать и их разновидности. С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина предлагают следующую классификацию игр:
- Игры-упражнения. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.
- Игры-путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
- Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
- Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества [2] .
Каковы же особенности организации игровой деятельности на уроке? С одной стороны, игра может являться одним из составляющих этапов урока. С другой стороны, весь урок может проводиться как игра, имеющая свою последовательность развития. В первом случае, как показывает опыт автора данной статьи, игру целесообразно проводить в начале и в середине урока. Если урок начинается с игры, то она является прекрасным приемом, вовлекающим детей в активную деятельность на занятии. Увлечение и интерес, приобретённые в результате игры, они могут переносить и на другие, не столь увлекательные виды деятельности. Игра, проводимая в середине урока, служит прекрасным приёмом смены деятельности и позволяет избежать однообразия и монотонности, от которых дети устают.
В случае если весь урок построен на основе игры, он разбивается на отдельные этапы. Они включают в себя:
- Предварительную подготовку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам.
- Игру.
- Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок [2]
Помимо определения места игры в рамках урока важно учитывать возрастные особенности детей. Для учащихся начальной и средней школы свойственны различные интересы в области игр. Младшие школьники предпочитают играть с мячом, игрушками, картинками, любят загадывать и отгадывать слова, петь песни и т.д. Впрочем, и на данном возрастном этапе целесообразно вводить игры-упражнения (викторины, кроссворды), игры с элементами драматизации (разыгрывание сценок, сказок), командные игры. Старшим школьникам более интересны игры-соревнования, викторины, ролевые игры, групповые формы работы. Их привлекает возможность показать свои способности и возможности, проявить лидерские качества, выразить свою собственную точку зрения. Как показывает опыт, игра становится более интересной в том случае, если учитель задействует материал, выходящий за рамки учебника, привлекает междисциплинарные связи.
Завершая обозрение роли игры в учебном процессе, следует остановиться на сравнении данного метода с другими. По мнению И.П. Подласого, познавательная игра является одним из тех методов, которые лучше других способствуют развитию различных психологических процессов и качеств (мышление, познавательный интерес, активность, память, воля и т.д.). Огромна роль игры и в формировании личности человека, так как она побуждает учащихся к продуктивному мышлению, применению полученных знаний и умений, проявлению инициативы, соревнованию, коллективному сотрудничеству.
В то же время отмечается и ряд недостатков, свойственных познавательной игре. Данный метод не вполне способствует развитию умений добывать, систематизировать и применять знания, а также не пригоден для развития навыков самообразования.
В целом можно сказать, что познавательная игра занимает достойное место среди таких эффективных методов обучения, как упражнения, дискуссия, методы программированного обучения, практический метод и т.д. [3]
Как же можно применить полученные знания об особенностях игрового метода обучения? В процессе работы с учащимися учитель может сам разрабатывать познавательные игры и проверять их эффективность на практике. Автор данной статьи при продумывании игр использует следующие принципы:
- увлекательность
- командная или групповая работа
- дифференцированный подход
- использование современных информационных технологий
В качестве примеров представлены разработки трёх игр для учащихся 2,6 и 7 классов:
I. КВН «В гостях у Винни-Пуха» (3 класс)
Цель: Обобщающее повторение материала по темам «Этикет за столом», «Количественные местоимения», «Части лица и тела», «Числительные от 1 до 20» (Учебник «Enjoy English-3», авторы М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева)
Ход игры:
Класс разбивается на 2 команды, выбираются названия и символы.
1) Игра «Спаси Винни-Пуха от пчёл!». На доске – рисунок с изображением Винни-Пуха, летящего на шарике. Рядом изображены пчёлы, каждая из которых пронумерована в произвольном порядке. Чтобы «спасти» Винни-Пуха от пчёл, участникам команд нужно «выстрелить» в них – то есть назвать правильный номер каждой пчелы. Кто называет больше правильных номеров, тот «спасает» Винни-Пуха и получает наибольшее количество баллов.
2) Разыгрываем диалоги в гостях у Кролика. Винни-Пух пришёл в гости к Кролику, однако он совершенно не знает правил вежливости. Участники каждой команды выходят к доске и разыгрывают диалог, предлагая друг другу еду и благодаря за это. Баллы получает та команда, которая разыграла диалог без ошибок и использовала правильные фразы.
3) Эстафета в домике Кролика. Винни-Пух съел у Кролика много продуктов. Картинки с их изображением находятся в «волшебной» коробке, стоящей у доски. Участники команд по очереди выходят к коробке, случайно выбирают карточку с изображением продукта и составляют словосочетания с количественными местоимениями «many/much»
4) Игра «Идём в гости к Сове». Мудрая Сова всегда ждёт ребят в гости. Однако, чтобы попасть к ней в домик, нужно решить кроссворд (темы «Части лица и тела», «Продукты») и разгадать кодовое слово – вывеску на её домике. Какая команда быстрее разгадает, та и попадает в гости к Сове.
5) Конкурс рисунков «В гостях у Иа». У Ослика Иа день рождения. Участникам команд предлагается нарисовать ему в подарок рисунок любимого животного. Учитель называет по-английски части лица и тела, а дети рисуют их на бумаге цветными карандашами. Затем можно сделать выставку самых лучших портретов и выставить оценки.
II. КВН «Путешествие по Лондону» (6 класс)
Цель: Обобщающее повторение лексического и грамматического материала по теме «Лики Лондона» (Учебник «Enjoy English-6», авторы М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева)
Ход игры:
Класс разбивается на 2 команды, представляющие «туристов», которые приехали в Лондон. Чтобы посетить различные достопримечательности города они выполняют определённые задания:
1) Станция «Лондонский Тауэр». Чтобы туда попасть, двум представителям каждой команды необходимо разыграть диалог по образцу:
- Have you ever been to Paris (London, Moscow etc.)?
- Yes, I have/No, I haven’t
Если диалог разыгран правильно, команды получают по баллу.
2) Станция «Гайд-парк». Учитель, играющий роль экскурсовода, предлагает участникам команд решить кроссворд по теме «Лондон». Участники команд самостоятельно решают кроссворд, а затем, отвечая по очереди, набирают баллы за правильные ответы.
3) Станция «Букингемский дворец». «Туристы» выбирают у доски карточки с написанными по-русски словами и называют их по-английски по очереди в командах.
4) Станция «Магазин портретов известных людей». Учащиеся принимают участие в двух конкурсах:
а) Викторина. Учитель показывает портреты известных людей, а ученики должны вспомнить их имена и профессии.
b) Эстафета. Участники команд по очереди выходят к доске и подписывают правильные суффиксы у названий профессий.
5) Станция «Английская школа». Каждая команда выполняет собственное задание на повторение артиклей, а затем дает ответы и получает баллы.
6) Станция «Музей кино» Учащиеся просматривают видеофрагменты о Лондоне и догадываются в командах, о какой части города идёт речь
III. Урок-соревнование: «Что мы знаем о Британии?» (7 класс)
Цель: Узнать новую информацию о географическом положении Великобритании и закрепить полученные знания в процессе групповой, игровой и индивидуальной деятельности (учебное пособие «О Британии вкратце» М., «Лист», 1998)
Ход урока:
1) Класс делится на три команды. Каждая команда выбирает название, капитана, символ
2) Чтение и перевод текста о географическом положении Великобритании с использованием карты и компьютерной презентации с иллюстрациями
3) Задания на поиск нужной информации в тексте:
3.1. Групповая работа. В каждой из команд учащиеся, обладающие различными способностями, получают различные задания. Слабые составляют словосочетания, средние выявляют истинные или ложные высказывания, сильные отвечают на вопросы. Далее те участники групп, которые выполняют одинаковые задания, идут в другие группы, сверяют и уточняют результаты, а затем возвращаются в свои команды. Затем учитель проверяет правильность выполнения командами заданий и выставляет баллы за правильные ответы.
3.2. «Брейн-ринг». С помощью компьютерной презентации учитель показывает вопросы с вариантами правильного ответа, который учащиеся должны найти в тексте или по памяти. Баллы получает та команда, которая быстрее найдёт правильный ответ.
3.3. Индивидуальная работа. Участники команд получают карточки для самостоятельной работы («Продолжите предложения…»), которые в конце урока собираются для проверки.
Использование данных игровых уроков показало, что учащимся очень интересна данная форма работы. Они быстро включаются в работу на уроке, испытывают эмоциональный подъём, стараются для достижения общего результата, пытаются задействовать имеющиеся знания или находить нужную информацию в различных источниках (учебник, раздаточные материалы и т.д.), стремятся поддерживать товарищей и помогать друг другу. Таким образом, можно сделать вывод, что применение игрового метода обучения на уроках английского языка полностью оправданно с точки зрения образовательных и воспитательных задач обучения.
Список литературы:
- Конышева А.В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика. – Минск, 2008.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. – Ростов-на-Дону, 2001.
- Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы обучения.