УМК применения ИКТ при обучении грамматической стороне речи

Разделы: Иностранные языки


Учитывая комплексный характер интеграции информационно-коммуникационных технологий в процесс формирования грамматических навыков речи, преподаватель вынужден пересмотреть собственную деятельность и выстроить совместную со студентами деятельность по достижению намеченных целей обучения. Процесс алгоритмизации должен быть перенесен с зоны овладения учебным материалом студентом на зону организации педагогической деятельности. В связи с использованием ИКТ в учебном процессе преподаватель должен пересмотреть структуру учебного материала, организационно-методического и инструментального обеспечения, разработать новые формы учебной деятельности. Подобная стратегия педагогической деятельности позволяет добиться перевода обучающегося в режим творческого развития, задействуя механизмы формирования его личностных «само», технологизировать управление учебным процессом, эффективно собирать и перерабатывать информацию [5,51].

При использовании ИКТ диалог с обучающимися может осуществляться двумя основными способами:

  1. традиционный способ, когда информационные образовательные технологии аккумулируют некоторую внешнюю для учащегося информацию и вынуждают его в строгих рамках оперировать ею; при таком подходе компьютер управляет деятельностью студента; этот подход строится в рамках традиционной педагогической системы;
  2. альтернативный способ, когда студент, исходя из собственных запросов, потребностей, опираясь на свой опыт и знания, обращается к компьютеру как носителю некоторой информации, помощнику и инструменту познания; при таком подходе студент управляет компьютером и вступает с ним в контакт как с носителем менталитета; этот подход способствует развитию творческих способностей обучающегося.

Очевидно, что эффективность компьютеризованной деятельности зависит от ряда психологических переменных (мотивы деятельности, установки, эмоции, процесс понимания, другие индивидуальные психологические и физиологические особенности студентов), а сформированность мотивационной сферы является необходимой предпосылкой успешности учебной деятельности. Источниками мотивации при использовании ИКТ является наличие продуманной обратной связи, посильности выполнения заданий и их занимательный аспект.

Основная психолого-педагогическая задача при обучении студентов состоит в том, чтобы внешними средствами сформировать внутренние процессы восприятия, памяти, сознания, воли, необходимые для решения определенных задач. Внешнее воздействие достигается лишь тогда, когда учитываются индивидуальные и возрастные особенности личности студента, ее реальные возможности.

Анализ научных исследований и опыт практической работы в ссузе определил ряд организационных условий, при которых использование ИКТ целесообразно. Представим учебную инфраструктуру в виде функционально-ориентированных зон [4, 52]:

  1. зона предметного обучения;
  2. зона предметного обучения с применением компьютерных технологий;
  3. зона предметного обучения с применением интерактивных технологий;
  4. зона учебно-методической поддержки.

Зона предметного обучения представляет собой традиционный учебный кабинет, оснащенный учебным оборудованием, средствами технического обеспечения обучения, литературой и средствами наглядности по предмету.

Данная зона используется для организации обучения и внеклассной работы по английскому языку, на которых идет подготовительный этап (урок, серия уроков) или завершающий (обобщающий) этап (урок, серия уроков) с использованием любого элемента ИКТ. Опыт показывает, что проведение одного учебного занятия в разных помещениях неэффективно, т.к. переход из одной аудитории в другую занимает для организации определенное количество времени.

Зона предметного обучения с применением компьютерных технологий - учебный кабинет, оснащенный персональными IBM-совместимыми компьютерами и компьютерной техникой, необходимым УМК, программным обеспечением учебного процесса.

В этом кабинете целесообразно проводить уроки и занятия с использованием компьютерных обучающих, тренировочных, контролирующих и комбинированных программ. Организация рабочих мест позволяет варьировать режим работы (урочная и внеурочная деятельность), а также реализовывать различные организационные формы обучения:

  1. индивидуальная самостоятельная работа студентов,
  2. индивидуальная работа студентов под руководством инструктора
    (преподаватель, лаборант, методист),
  3. групповая работа студентов (включая фронтальную),
  4. парная работа студентов.

Зона предметного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий представляет собой Интернет-классы с узлом Интернет-связи (опорной точкой доступа к глобальной информационной сети), обеспечивающий широкий доступ к мировым и отечественным информационным и общешкольным ресурсам. Особое внимание должно быть уделено разработке и созданию методических условий внедрения ИКТ в учебный процесс.

Общеизвестно, что «содержание учебного аспекта составляют те речевые умения, которыми должен овладеть учащийся как средствами общения, говорение, аудирование, чтение и письмо, а также само умение общаться» [3. 38]. В свою очередь, каждое умение включает в себя определенные навыки, которые становятся объектами обучения.

Поэтому формирование грамматического навыка происходит в процессе работы над видами речевой деятельности, а также другими аспектами языка. При автоматизации обучения компьютер начинает оказывать решающее влияние на формирование позитивного отношения к учению только при работе студентов с эффективными компьютерными программами. Такие программы предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность для студента самому выбрать темп обучения, наличие игровых моментов, различные способы предъявления иллюстративного материала и т.п. Выбор данных программ по обучению грамматике обусловлен методически обоснованными способами организации и предъявления учебного материалам, эргономическими параметрами, принципами компьютерного дизайна, психолого-гигиеническими нормами, правилами презентации учебного материала, а также законам зрительного восприятия [1. 72].

Изучение дидактических, физиолого-гигиенических и эргономических требований, которые предъявляются к технике, используемой в учебном процессе в России, показало, что не все компьютеры отвечают нормативным показателям. Так, по оценке зарубежных исследователей, непродуманно длительное общение с дисплеем вызывает утомление глаз, боли в спине и голове, нарушение моторных функций, глазодвигательной координации, ослабление внимания и т.п. Наиболее оптимальным временем работы студента с компьютером при выполнении учебной задачи, по наблюдениям психологов, является 20-25 минут; при сеансе свыше этого времени наблюдается снижение активности, уменьшается частота сердечных сокращений и др.. Обращают на себя внимание результаты исследований самочувствия студентов при обучении в дисплейном классе, проводимых И.А.Смолянниковой [6]: большое количество жалоб на утомление отмечалось у студентов, для которых работа на компьютере неинтересна - 61%, в то время как для заинтересованных студентов жалоб меньше - 46,5% случаев. Эти данные еще раз подтверждают необходимость обеспечения интереса к выполнению языковых упражнений и на его основе мотивации обучения.

Прежде, чем решить вопрос включения того или иного компьютерного средства обучения (КСО) для обучения грамматической стороне речи английского языка в учебный процесс, следует провести его экспертную оценку с привлечением всех преподавателей, работающих не только в той группе, где планируется использование данной программы, но также преподавателей предшествующего и последующего уровней для обеспечения преемственности обучения.

Экспертная оценка КС О:

I. Содержательный аспект.

  1. Соответствие содержания программы целям и задачам обучения.
  2. Ориентированность КСО ступень обучения, специализацию языковой группы.
  3. Соответствие языковому стандарту.
  4. Коммуникативная направленность
  5. Адаптивность КСО.
  6. Валидность (учет индивидуальных особенностей студентов для достижения ближайших и отдаленных учебных целей);
  7. Адекватность (учет устойчивых и ситуативных индивидуальных особенностей);
  8. Динамичность (коррекция модели обучаемого за счет накопления данных о студенте [2,32].
  9. Педагогическая ценность диалога данного КСО. Язык диалога. Корректность диалога. Точность инструкций.
  10. Включение КСО в урочную и внеурочную деятельности.
  11. Форма работы с данным КСО: самостоятельная/индивидуальная, парная, групповая.
  12. Аутентичность учебного материала.
  13. Социокультурная направленность учебного материала.
  14. Наличие системы контроля знаний.

II. Технический аспект:

  1. соответствие минимальных системных требований КСО
    техническим возможностям персонального (ПК) компьютера/компьютерного парка (операционная система, процессор, оперативная память, объем свободного места на жестком диске ПК, звуковая карта и т.д.).
  2. наличие сетевой версии.
  3. посильность установки программы в компьютер самим пользователем. Поле самостоятельности.
  4. выход из программы в Интернет. Работа в режиме "он-лайн".
  5. возможности предъявления информации (рациональность расположения на дисплее, разнообразие способов предъявления с использованием цвета, звука, изображения, графиков, чертежей, таблиц и т.д.).

III. Санитарно-гигиенический аспект:

  1. Учет возрастных особенностей обучаемого.
  2. Регламентированность длительности непрерывной работы.
  3. Возможность включения перерывов или профилактических мероприятий (гимнастики для глаз, физкулътпауз и физкультминуток) без нарушения диалога обучаемого с компьютером.

Существующие отечественные и зарубежные компьютерные программы представляют собой программы, узко направленные на работу над грамматическим аспектом языка, а также целые учебные курсы или УМК со встроенным грамматическим модулем, в целом данные программы направлены на работу над всеми видами речевой деятельности и аспектами языка.

Перейдем к рассмотрению программы, которые направлены на формирование и актуализацию грамматического навыка. Структурность этих программ условно можно разделить на две группы: программы, построенные по принципу введения теоретического материала, его тренировку на основе интерактивных упражнений и актуализацию, а также программы, направленные на тренировку данного навыка в сочетании с учебным печатным пособием, причем тренировочный характер упражнений отнюдь не исключает содержательную, речевую, социокультурную ценность заданий. К программам первой группы можно отнести "The Grammar Rom" (Intermediate), "The FCE Grammar Rom" (Upper intermediate language study and FCE preparation), "The FCE Grammar Rom Specimen Exams" I.Freebairn, H.Rees-Parnall, "Focus on Grammar CD-Rom" (Basic — Advanced levels) издательства «Longman»; второй группы — "Essential Grammar in Use" R.Murphy (Elementary to lower intermediate), "English Grammar in Use" R.Murphy (Intermediate to upper intermediate) издательства Cambridge University Press, "Round-up. English Grammar Practice. Exercises and games to practise your English" (Starter -Level 4) издательства «Longman» и др. Интерактивность программ позволяет реализовать еще один этап обучения данному аспекту языка — выход в речь изучаемого материала. Для регистрации результатов выполнения всех заданий (с учетом повторного выполнения упражнений) были разработаны индивидуальные карты прохождений программы - журналы. Они представляют собой подробную схему всех тем, заданий и поощрительных игр. Подобные журналы служат не только для регистрации пройденных тем, а также для составления тематического планирования прохождения программы. Инструментальные функции интерактивных программ состоят в принятии, запоминании и распознавании ответа обучаемого, а также оценка успешности путем сравнения его с вариантом правильного ответа, заложенного в память. В окне итогов студент может не только узнать свой результат, но также познакомиться с правильным вариантом ответа. В случае низких показателей у студента есть возможность еще раз вернуться к пройденной теме данного или предшествующего уровня. Подсчет результатов ведется с помощью процентов. Это имеет ряд преимуществ перед традиционной пятибалльной системой. При выполнении каждого задания студент самостоятельно заносит результаты его выполнения в соответствующую графу журнала, а программа фиксирует их во встроенном журнале. Во время выполнения тренировочных упражнений студенты имеют возможность:

  • отработать морфологические и синтаксические темы: образование различных форм (множественное число существительных, личные формы глаголов, утвердительную, отрицательную и вопросительную формы, полную и усеченную, выражение притяжательности и др.), степени сравнения прилагательных, словообразование, правила пунктуации и т.д.;
  • выбрать для себя индивидуальный режим работы;
  • узнать уровень качества выполненного задания по его завершении (быстрая обратная связь);
  • просмотреть допущенные ошибки и сравнить их с образцом;
  • повторить упражнение в случае низкого уровня качества его выполнения.

Эффективность повышения обученности студентов зависит от оптимального согласования индивидуальных предпосылок (уровень усвоения материала, направленность интересов личности т.д.) с требованиями и способами организации учебного процесса.

Говоря о конкретных способах использования возможностей Интернет в обучении грамматической стороне речи, следует выделить следующие направления как наиболее эффективные:

  • переписка по электронной почте со сверстниками-носителями
    языка и изучающими английский язык как иностранный в других странах (современный, живой язык, оперативность информации, возможность изучения другой культуры, получать знания из «первых рук»).
  • участие в текстовых и голосовых чатах.
  • участие в телекоммуникационных международных проектах, что ведет к повышению уровня владения языком, развитие общего кругозора и обеспечивает получение специальных, необходимых для выполнения конкретного проекта знаний.
  • участие в телекоммуникационных конкурсах, дистанционных олимпиадах, тестировании возможность получить объективную оценку знаний, самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, участию в других видах конкурсов и олимпиад. Отсутствие отрицательного психологического момента, чувства страха, присущих учащимся в реальных ситуациях. Получение международных сертификатов.

Для преподавателя

  • обилие языкового и страноведческого материала, планы уроков, разработанные ведущими методистами мира, подробное описание новейших обучающих технологий, советы авторов аутентичных учебных комплексов, возможность постоянно повышать собственный уровень
    владения языком, обмениваться опытом с зарубежными и российскими коллегами (виртуальные методические объединения), общаться самим на английском языке и приобщать к этому своих студентов.

Широкое непосредственное общение с носителями языка и свободный обмен мнениями с партнерами естественным образом стимулируют мощную мотивацию к овладению иностранным языком, способствуют приобретению разнообразных языковых умений и навыков. Общение с носителями языка, даже телекоммуникационное, вовлекает обучаемого в языковую предметно-

коммуникативную деятельность, обеспечивая тем самым наиболее благоприятные условия для ее эффективного освоения. Обучение через компьютерные телекоммуникационные сети позволяет учащимся входить в общение с реальным партнером-носителем языка и изучать иностранный язык, находясь в реальной жизненной ситуации общения, не выдумывая и не создавая ее, т.е. в процессе обучения через компьютерные телекоммуникационные сети возникает возможность включения иностранного языка непосредственно в предметно-коммуникативную деятельность.

Список литературы

  1. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. - Изд-во «Союз». - СПб., 2001. - 192 с.
  2. Марысаев В.Б. Интернет и мультимедиа. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб,
    2001.-320 с.
  3. Петров А.Е., Аксенов Ю.В. Дидактические возможности использования Интернет, мультимедийных средств в системе дистанционного обучения //Дистанционное обучение: Учебн. пособие / Под ред. Е.С. Полат. М., 1998.-С. 31-39.
  4. Полат Е.С. Компьютер в обучении иностранным языкам // Вопросы психологии. - 1986. № 5. - С. 65-89.
  5. Пушкарева Е.В. Применение информационных технологий при изучении иностранных языков // Internet: http://vio.fio.ru/vio06
  6. Смольянникова И.А. Ресурсы ИКТ как технологическая составляющая учебной среды для формирования иноязычной компетенции / Международный конгресс конференции «Информационные технологии в образовании: Сб. тр. - М.: Просвещение, 2003. -С. 122-125.

Приложение 1

Приложение 2