Цель:
- ознакомить с народной игрушкой, приемами ее лепки;
- развивать фантазию, воображение;
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.
Задачи:
- обучать приемам наблюдения натуры и технике лепки из глины;
- развивать творческие способности учащихся, эстетическое воспитание, интерес к лепке, умение планировать работу;
- воспитывать мотивацию, любовь и интерес к декоративно-прикладному искусству, трудолюбие;
- коррекция и развитие мелкой моторики кисти рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений), коррекция и развитие мыслительной деятельности.
Тип урока: интегрированный урок с элементами театрализации. Урок технологии интегрирован с уроком ИЗО.
Методы: словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация игрушек, иллюстраций, схем), самостоятельной работы (лепка учащимися игрушек, роспись).
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока:
- для учителя: дымковская игрушка (натура), иллюстрации и картинки дымковских игрушек, презентация «Лепка игрушки по мотивам народных образцов»;
- для учащихся: пластилин, стеки, подкладная доска, гуашь, баночки для воды, кисти, тычки, тряпочка, палитра.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
– Давно мы вас поджидаем, урок без вас не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Рассаживайтесь поудобнее, я расскажу вам сказку. Слушайте… (Слайд 2)
– Жил-был баран Золотые Рога (Слайд 3). Шерсть на боках у него была вся в цветных завитках-красных, синих, желтых. Гулял баран по полям и горам, по лесам и лугам. Никого баран Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Окружили раз барана серые волки. Да только баран Золотые Рога не испугался, поглядел на серых волков и говорит:
– Пора бы и поужинать, да волки все какие-то худые.
А волчий круг все уже.
Баран и говорит:
– Ошибся я, есть и жирные головы.
А волки все ближе. Закричал баран Золотые Рога на весь лес:
– Жирную пару волков на ужин выбрал!
Сверкают при лунном свете золотые рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек.
II. Постановка темы и определение целей урока.
– Эту сказку любят вспоминать вятские мастерицы. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают, а сами сказки сказывают. Поэтому такими веселыми и получаются у них игрушки.
– Смотрите, какая красота! (Слайд 4) (Демонстрация игрушек в классе)
– Нежно называют эти игрушки «дымка», потому что делают их в заречной слободе Дымково на высоком берегу реки Вятки (Слайд 5). Зимой слобода в дыму оттого, что топятся печи, а в пасмурные дни стелется туман от реки – отсюда и название – Дымковская слобода, а игрушка тоже именуется «дымковской» (Слайд 6). Жители этой слободы все от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке (Слайд 7).
– Давайте мы посмотрим на эти игрушки.
– Чем они похожи?
Белым фоном.
– Белые они от того, что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг все было белым – бело.
В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит - вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой и чистой. Но игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными.
– Ребята, а вам понравились эти игрушки?
Ответы учеников.
– А кому из вас захотелось сделать такую игрушку?
Ответы учеников.
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Ответы учеников.
– Действительно, сегодня на уроке мы будем лепить дымковскую игрушку.
– Из чего можно лепить игрушку?
Из глины, пластилина, теста.
– Мастера лепили свои игрушки из глины, а мы будем лепить из пластилина.
III. Работа по теме урока.
1. Беседа.
– Рассмотрите игрушку внимательно (Демонстрация игрушки).
– Сегодня у нас в гостях конек Дымок из села Дымково. Ребята, вы видите, это не простой конек, а сказочный. А почему он похож на сказочного?
Дымковский конек украшен узорами.
– Конь в русских сказках – существо фантастическое: шерсть у него серебристая, хвост и грива золотые. Бежит – из ноздрей и ушей пламя пышет. Скачет «выше лесу стоячего, выше облака ходячего, озера промеж ног пропускает, поля и луга хвостом заметает». Он друг и помощник человека.
– Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозят на небо колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло, урожай, оттого на дымковских игрушках и появились яркие полосы, круги, похожие на солнце и его лучи.
2. Анализ образца. (Слайд 8)
– Рассмотрите конька.
– Из каких частей состоит игрушка?
Голова, туловище, конечности.
– Какие детали можно выделить в игрушке?
Грива, хвост, уши.
– У коня обычно крутая грива, откинутая назад голова, короткое туловище и четыре конических ножки.
3. Показ и объяснение способов лепки. (Слайд 9)
Чтобы слепить игрушку лошадки, надо взять 3 куска пластилина:
Из 1 куска мы слепим туловище:
- катаем шар;
- раскатываем в форме цилиндра (туловище);
Начинаем работать со 2-м куском пластилина:
- делим его на 4 равные части;
- из каждой части куска лепим ноги в форме усеченного конуса (чуть суженные книзу);
Берем 3-й кусок пластилина:
- делим его на 2 части;
- из 1-й части куска раскатываем удлиненный конус;
- придаем ему перегибанием форму головы и шеи;
- из оставшейся части пластилина раскатываем жгуты (для гривы и хвоста), делаем уши;
Затем соединяем части в целое:
К туловищу присоединяем конечности, голову, затем отдельные детали: хвост, гриву, уши.
Тщательно разглаживаем места соединений сырой тряпочкой, пальцами. Все части, как и фигурка, должны быть ровными, гладкими.
Эти же приемы характерны для выполнения других животных: барана, оленя, коровы, козла. Эти животные похожи между собой общим силуэтом. А отличаются друг от друга только формой рогов, хвоста (Слайд 10).
4. Практическая работа детей.
– Ребята, вы будете работать в группах. Каждая группа изготовит по 3 игрушки. Т.к. игрушка лепится по частям, вы распределите между собой работу.
– Не забывайте правила работы в группе. <Приложение 2>
– Затем вы покроете игрушку мелом и белой краской. За окном все белым-бело, идет снег. И вам надо сделать игрушку такой же белой и чистой.
– В работе вам поможет инструкционная карта. <Приложение 3>
– Не забудьте правила безопасной работы с пластилином. <Приложение 4>
– Вспомните главное правило: «Работайте дружно!»
(Слайд 11) (Во время работы звучит русская народная музыка в исполнении ансамбля «Русичи»).
IV. Роспись игрушки.
1. Беседа.
– Ребята, сегодня у нас много игрушек. Какое настроение создают эти игрушки?
Веселое, радостное.
– Какими цветами мастера расписывали по белому?
Красный, синий, желтый, зеленый.
В росписи дымковской игрушки можно насчитать от 10 до 12 цветов.
– Ребята, посмотрите на разнообразие узоров (Слайд 12) .
– Как одним словом можно назвать узоры?
Геометрические.
– Из каких элементов они состоят?
Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.
– Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл:
круги означали солнце, волнистые линии – воду, маленькие кружочки – семена, круг с серединкой – звездочкой – солнце. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.
– Роспись фигурок животных начинают с опорных деталей – копыта, лапы. Работают кистью свободно, наклоняя игрушку за верхнюю часть. Использовать можно кисть, тычки. Не беда, если круги и полосы получаться неровными.
– Было раньше в русском языке слово коло. Оно означало круг. Давайте встанем, возьмемся за руки, образуя круг. Почувствуйте уверенность, силу, которая передается друг другу, единство, готовность работать вместе.
V. Динамическая пауза.
Текст | Движения |
Руки кверху поднимаем, | Руки вверх |
А потом их опускаем, | Руки вниз |
А потом их разведем | Руки в стороны |
И к себе скорей прижмем | Руки вниз |
А потом быстрей, быстрей, | |
Хлопай, хлопай веселей. | Хлопки в ладоши |
2. Практическая работа.
Роспись игрушек. Звучит музыка (наигрыши).
VI. Выставка детских работ.
(Слайд 13) (Звучит плясовая музыка «Камаринская»).
Ведущий:
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары!
Пышут жаром самовары!
1-й зазывала:
Мы ребята удалые!
Мы ребята озорные!
Всех на ярмарку зовем!
Мы игрушки продаем!
2-й зазывала:
А ну, честной народ!
Подходи посмелей,
Покупай товар, не робей!
3-й зазывала:
Давай – покупай!
Выбирай – забирай!
Ребята, не зевайте.
Кто что хочет – покупайте!
Не ходите никуда.
Подходите все сюда!
4-й зазывала:
Здесь игрушки знатные,
Складные да ладные!
Всегда повсюду славятся,
Они и вам понравятся!
Гости! Не зевайте!
Кто что хочет – выбирайте!
VII. Рефлексия.
– Ну, что ж, наш урок подходит к концу, но я хотела бы узнать достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?
– Ребята, поделитесь впечатлениями о работе в группе, оцените игрушки, выполненные другими ребятами.
Ответы учеников.
– Действительно, замечательные игрушки вы смастерили. Я думаю работу каждой группы можно оценить высшей оценкой.
– Ребята, как вы думаете, где можно применить эти игрушки?
Подарить младшим сестренкам и братишкам.