Конспекты занятий с детьми

Разделы: Работа с дошкольниками


За долгие годы работы в детском саду я поняла, что очень эффективный способ для привлечения внимания детей это пение. Самой простой и естественной формой включения музыки в жизнь детей пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни: колыбельные, чтобы успокоить малыша при укладывании спать, потешки, приговорки, игры – для развлечения, оздоровления и развития ребенка, протяжные и лирические песни – во время монотонной ручной работы, ритмичные трудовые, хороводные и другие. Поэтому у нас в группе постоянно звучат песни в моём исполнении. Сначала малыши просто слушают, а затем и сами начинают с удовольствием подпевать. Со временем дети начинают не только слушать, но и слышать меня. У них всегда хорошее настроение, позитивный настрой на различные мероприятия. Музыка, песни, танцы, хороводы помогают спланировать совместную деятельность с детьми поэтому на обучающих занятиях я использую не только психогимнастику и игротехнику, но и музыку с песнями, которые сопровождаются танцами.

Пение с детьми и для детей позволяет решать многие задачи

  1. Создать у детей определенный эмоциональный настрой – приподнятый, радостный или спокойный, умиротворенный.
  2. Установить контакт между детьми и взрослыми.
  3. Привлекать и переключать внимание детской аудитории.
  4. Развивать речь и совершенствовать качество звукопроизношения.
  5. Углублять эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.

Интегрированные открытые мероприятия (конспекты занятий с детьми)

"Голоса леса" (старшая группа, рисование красками с использованием музыки)

П/с:

  • Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования (восковые мелки, акварель)
  • Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой и звуками, опираясь на различие наиболее музыкальной выразительности ярких средств (ритм, темп, динамику и другое).
  • Стимулировать творчество детей к импровизации с цветом.

Предварительная работа:

  1. Прослушивание классических и народных мелодий в сочетании со звуками живой природы (серия "Волшебные голоса природы. Малыш на острове") и другие.
  2. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Ход деятельности

1 часть.

В группе развешаны иллюстрации с изображением птиц.

Включить звукозапись с пением птиц, шумом воды, шелестом листвы.

– Ребята куда это мы с вами попали? (ответы детей). Что вы себе представляете, слушая звуки природы? (ответы детей)

– Если бы вы попали рано утром в лес, то услышали многообразие звуков: шелест листвы, перекликание и посвистывание птиц, кукование кукушки, журчание лесного ручейка.

Всё это человек слышал ещё в глубокой древности. Сначала он начал подражать услышанным звукам, а потом сам стал сочинять разные мелодии.

Однажды человек срезал тростник и подул в него, получился красивый звук. Так стали появляться первые музыкальные инструменты, которые помогали человеку исполнять придуманные им мелодии. И родилось прекрасное искусство – музыка.

Послушайте:(включить запись соловьиной трели в сочетании с классической мелодией Ф. Шуберта "Серенада")

– Музыку можно просто слушать, но если вслушаться, можно понять о чём она.

– Что вам хочется делать, если вы услышите весёлую мелодию? (ответы детей)

– А если мелодия будет медленная, грустная? (ответы детей)

– Итак, чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать, но и слышать. Сейчас мы проверим, как вы слышите музыку.

Музыкально-подвижная игра "Музыкальные змейки"

Правила игры.

– Делимся на три команды и выстраиваемся в колоны друг за другом. У каждой колоны своя мелодия (марш, вальс, полька). А теперь послушайте свою мелодию под которую вы будите передвигаться по группе. Колона остановится там, где стихнет мелодия. А когда зазвучит незнакомая мелодия, колоны выстраиваются на своих местах.

(Игру повторить несколько раз)

– Музыку можно не только слушать, но и нарисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные цвета: они могут быть лёгкими и прозрачными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разных линей – прямых, волнистых, тонких, толстых, изогнутых и других (показать образец рисунков).

– Как вы уже догадались, мы сегодня будем рисовать музыку "Голоса леса".

(Погружение. Включить музыку)

– Закройте глаза. Представьте, что вы попали в лес... Кругом столько разных звуков... Вот пролетела какая-то птица...Зашумели листья...А в дали звенит ручеёк... Поют птицы...Жужжат насекомые...Услышали? Откройте глаза.

– Какие цвета вы увидели? Рисуйте.

2 часть. Самостоятельная работа.

(Помочь затрудняющимся детям: вы можете заполнить лист цветными пятнами полностью, можете нарисовать разные по форме и цвету линии, точки, штрихи)

3 часть. Анализ.

Посмотрите, какие разные и красивые получились у нас музыкальные рисунки.

– Что ты нарисовал ? (ответы детей, на каждый рисунок приклеить изображение, приготовленное заранее – птиц, деревьев, цветов и т.д.)

– Ну а теперь встаньте по всей групповой комнате врассыпную будем танцевать:

Танец-игра: «Разноцветная игра»

Я с утра смотрю в окошко, дождик льёт как из ведра,
Дождик льёт как из ведра, дождик льёт как из ведра.
Только выручить нас может разноцветная игра,
Разноцветная игра, Разноцветная игра.
Никому про наш секрет не говори,
А стекляшек разноцветных набери,
Ты зажмурься и три раза повернись,
а теперь глаза открой и удивись.
Две обычных серых кошки мокнут посреди двора,
Мокнут посреди двора, мокнут посреди двора.
Только выручить нас может разноцветная игра,
Разноцветная игра, разноцветная игра.
Никому про наш секрет не говори,
А стекляшек разноцветных набери,
Ты зажмурься и три раза повернись,
а теперь глаза открой и удивись.
Для чего нужны стекляшки, рассказать уже пора,
Рассказать уже пора, рассказать уже пора.
Смотришь в них и мир раскрашен вот и вся наша игра,
Вот и вся наша игра, вот и вся наша игра.
Никому про наш секрет не говори,
А стекляшек разноцветных набери,
Ты зажмурься и три раза повернись,
а теперь глаза открой и удивись.

Спасибо.

«Мы матрёшки, маленькие крошки» (младшая группа, рисование красками с использованием музыки)

П/С:

  • Познакомить детей с русской народной игрушкой-матрёшкой.
  • Учить детей рисовать узор на сарафане из горизонтальных линий, кругов и точек, следить за правильным положением рук и кисти, добиваясь слитного непрерывного движения, упражнять в умении отжимать лишнюю краску о край посуды.
  • Самостоятельно выбирать сочетание красок.
  • Развивать эстетическое восприятие.
  • Активизировать словарь: чурочка – короткий кусок дерева; матрёшка – открывающаяся деревянная кукла; сарафан – платье без рукавов; деревянная, бумажная.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, различных игрушек, сравнение «живое» и «не живое», ознакомление с разными материалами из которых изготавливают игрушки; заучивание стихотворения «Матрёшка» (З. Медведева), песни «Мы матрёшки, маленькие крошки».

Материалы: Краски – гуашь по два цвета, тонкие кисти, альбомный лист на котором трафарет матрёшки, чурочки, рисунки с этапами изготовления матрёшек, большая матрёшка.

Ход деятельности

1 часть.

Дети входят в группу, их встречает воспитатель в сарафане, косынке (матрёшка) с корзиной в руках.

– Посмотрите на меня. Как вы думаете, кем я сегодня нарядилась? (ответы детей)

– Да, я сегодня матрёшка!

Включить музыку: «Танец матрёшек» (диск №1 Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»)

– Как вы думаете, какие игрушки под эту музыку могут появиться из корзины? (ответы детей)

– Правильно. Как назвать одним словом все предметы, перечисленные вами?

– Это игрушки (повторите)

Если дети не назовут матрёшку, загадать загадку:

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку
Все они стоят друг в дружке,
А всего одна игрушка (матрёшка)

– Конечно, это матрёшка – открывающаяся деревянная кукла из двух частей. Повторите вместе со мной…

Это кукла…(показать)

– Открывающаяся…(открыть)

– Деревянная…

– Что значит деревянная ? (ответы детей)

– Из дерева

– Правильно, игрушки могут быть разные: пластмассовые, мягкие, резиновые…

А наша матрёшка какая? (хором – деревянная)

– Давайте вспомним стихотворение для матрёшек (рассказывают хором)

У меня матрёшка есть, новая игрушка,
В желтом сарафанчике славная толстушка.
А её откроешь – в ней сидит вторая,
Вся в зелёном, как весной, травка молодая.
А вторую отвернёшь – там ещё матрёшка.
Вся она, как маков цвет:
Сарафан на ней надет алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще вех её храню, больше всех её люблю,
Маленькую крошку – красную матрёшку.

– Обратите внимание, все матрёшки одеты, а во что они одеты? (ответы детей)

– Сарафан – платье без рукавов.

– Что такое сарафан? (ответ ребёнка)

– Что такое платье без рукавов? (ответ ребёнка)

– Посмотрите, какие матрёшки нарядные, красивые, весёлые.

– Покажите, какие они весёлые (мимика)

– А вы знаете, что матрёшка – это русская народная игрушка. Её делают из сухой берёзы (картинка берёзы) Распиливают её на чурочки (картинка) вот такие маленькие части дерева (показать чурочки) потом из них вытачивают матрёшек (картинка не расписанной матрёшки)

Затем их разрисовывают.

И они получаются вот такими, как у нас (показать большую матрёшку)

– Сегодня мы с вами будем разрисовывать матрёшек, но с начала нужно подготовить наши руки.

Пальчиковая гимнастика:

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому,
Указательный и средний, безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок постучался на порог.
Вместе пальчики друзья, друг без друга им нельзя.

– Возьмите матрёшек и пройдите за столы.

– Посмотрите, у вас на листках бумаги нарисованы матрёшки. Они такие грустные…

– Как вы думаете, почему? (произвольные ответы детей)

– Покажите, какие они грустные (мимика)

– А вот весёлая матрёшка. Что у неё нарисовано на сарафане? (прямые линии, кружочки, точки и т.д.)

– Посмотрите, как мы будем рисовать

Показ: напомнить, что кисть надо держать в том месте, где заканчивается железная часть и начинается деревянная, набирать краску только ворсом, лишнюю краску убрать о край посуды, перед набором краски другого цвета промывать хорошенько кисть.

А теперь возьмите кисть и начинайте рисовать.

2 часть. Самостоятельная работа.

(Оказать помощь затрудняющимся детям)

3 часть. Анализ.

Когда дети закончат работу, предложить промыть кисти, высушить их о салфетку, поставить в стакан вверх ворсом.

– Предлагаю выйти ко мне всех весёлых матрёшек, которые любят петь и плясать (дети приносят своих нарисованных матрёшек) положите их на середину группы. Вот какой чудесный хоровод получился!

– А теперь я всех девочек превращу в матрёшек (одеть косынки)

– На полу лежат нарисованные матрёшки (показ)

– На столе стоят деревянные матрёшки (показ)

– А наши девочки живые матрёшки и они сейчас будут петь и плясать.

Танец «Мы матрёшки маленькие крошки»