Актуальность
- Одно из направлений инициативы президента «Наша новая школа» – развитие и поддержка талантливых детей.
- В Ставропольском крае создана программа «Одаренные дети». В рамках реализации данной программы в школе должна быть создана целенаправленная система работы с талантливыми детьми.
- На старшей ступени обучения в нашем образовательном учреждении создано и успешно работает ШНОУ, однако на начальном этапе обучения система работы с талантливыми детьми отсутствует. В целях выявления и развития и поддержки талантливых детей должна быть разработана система работы с талантливыми детьми, то есть с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности, на этапе начального образования.
Противоречия
Чтобы создать ситуацию успеха для каждого ученика в массовой начальной школе, необходимо разрешить следующие противоречия:
- Социальный аспект: между современными требованиями нашего общества в осуществлении индивидуальных образовательных траекторий и существующей традиционной системой образования.
- Психолого-педагогический аспект: между необходимостью раскрытия творческих способностей (интеллектуальных) учащихся и отсутствием психолого-педагогических условий в массовой школе (организация образовательного процесса, неготовность педагогических кадров, отсутствие методического и диагностического инструментария для выявления интересов и способностей детей).
Отсутствие:
- системы поддержки и сопровождения одарённых детей в начальной школе;
- программы работы с одарёнными детьми;
- методического сопровождения;
- диагностики по выявлению одарённых детей;
- неготовность учителя работать с одарёнными детьми.
Объект исследования
- Психолого-педагогические условия работы с одарёнными детьми.
Предмет исследования
- Педагогические и дидактические условия организации индивидуальной работы с младшими школьниками, имеющими высокий уровень познавательной активности.
Гипотеза исследования
Система создания и реализации модели работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности, будет успешна при выполнении следующих условий:
- создании нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности;
- разработке и реализации диагностического инструментария для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе;
- разработке программы индивидуальной работы с детьми данной категории в начальной школе;
- создании условий для психолого-педагогической подготовки учителей и родителей;
- повышении уровня мотивации педагогов при работе с детьми данной категории;
- создание условий, необходимых для развития природных способностей учащихся.
Цель
Создание психолого-педагогических условий для организации индивидуальной работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности.
Задачи
Проблема, цель, гипотеза исследования определили следующие задачи:
- усилить нормативно-правовую базу по работе с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности (по начальной ступени обучения);
- изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления детей вышеуказанной категории, провести диагностику и создать банк данных детей в начальной школе.
- разработать диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе, осуществить мониторинг уровня развития интеллектуальных способностей учащихся;
- разработать программу развития детей, имеющих высокий уровень познавательной активности;
- подготовить педагогические кадры к работе с данными детьми;
- повысить грамотность родителей в вопросах воспитания;
- создать условия, необходимые для развития природных способностей учащихся.
Методы
- Теоретический (изучение психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация).
- Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент).
- Статистический (обработка полученных данных).
Формы работы
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, инновационных технологий, проведение нестандартных форм уроков;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- проектная деятельность учащихся;
- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
- создание детских портфолио.
Средства реализации
- психологическое сопровождение;
- кадровые ресурсы;
- дидактические ресурсы;
- финансовые ресурсы.
Сроки реализации
Первый этап – диагностико-организационный (1 год) включает:
- создание нормативно-правовой базы;
- создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ;
- изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей;
- организация методического обеспечения;
- повышение психолого-педагогической компетентности учителей.
Второй этап – организационно-практический (3 года) включает:
- апробация программы работы с одарёнными (чит. «имеющими высокий уровень познавательной активности») детьми;
- мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
- отработка педагогических технологий работы с детьми;
- методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;
- отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
- психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.
Третий этап – рефлексивно-обобщающий (1 год) включает:
- анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
- анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
- анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;
- определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.
Модель (относительно основной проблематики)
Для создания условий обучения детей, имеющих высокий уровень познавательной активности, выделяют следующие составляющие:
- координирование проекта;
- диагностирование;
- сотрудничество с другими службами ОУ;
- работа по развитию способностей учащихся;
- информационная работа;
- кадровое обеспечение.
Кластерная модель
Проектирование работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности в обучении, представим кластерной моделью. (см. приложение 1)
Алгоритм реализации модели и план мероприятий
Координационное направление
Для решения задачи по координационному регулированию проекта целесообразно выполнение следующих мероприятий:
- Организация работы коллектива.
- Обеспечение нормативно-правовой базы.
- Организация предметных кружков, кружков сферы дополнительного образования.
- Ресурсное обеспечение.
- Контроль и анализ деятельности.
Диагностическое направление
Для решения задачи по проведению диагностических исследований, выявления интеллектуального уровня и состояния здоровья детей, имеющих высокий уровень познавательной активности, планируются следующие мероприятия:
- Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
- Проведение диагностики одарённых детей.
- Создание банка данных одарённых детей.
- Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.
Кадровое направление
Для решения задачи по квалифицированному кадровому обеспечению целесообразно выполнение следующих мероприятий:
- Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп).
- Мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи педагогам.)
Развивающее направление
Для решения задачи по развитию способностей детей младшего школьного возраста, имеющих высокий уровень познавательной активности, необходима реализация следующих мероприятий:
- Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
- Организация внеклассных, индивидуальных занятий по углубленному изучению предметов.
- Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
- Создание школьной базы олимпиадных заданий, творческих работ учащихся.
- Использование системы информационно-коммуникационных технологий.
- Создание условий для применения новых педагогических технологий.
- Применение на практике новых педагогических технологий.
Информационное направление
Для решения задачи информационной осведомлённости всех участников проекта целесообразно выполнение следующих мероприятий:
- Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (разъяснительно-агитационная работа, создание интернет-странички на сайте школы, выпуск школьных стенгазет различной тематики).
- Организация работы библиотеки, кабинета информатики по данному направлению.
- Организация лекториев и тематических собраний для родителей.
Критерии и показатели реализации модели (относительно ученика)
Чтобы проверить эффективность созданных психолого-педагогических условий организации индивидуальной работы с младшими школьниками, имеющими высокий уровень познавательной активности, необходимо регулярно вести мониторинг уровня знаний и творческих способностей по выявлению уровня познавательной активности. Наблюдения рекомендуется фиксировать в виде диаграмм, так как именно эта форма наиболее демонстративна.
Уровень психических процессов у учащихся данной категории и компетенции педагогов целесообразнее проверять на выходе из начальной школы в соответствии с предложенной таблицей (см. приложение 2).
Предполагаемые результаты
При реализации данного проекта предполагается получить следующие результаты:
- создание банка данных, включающих сведения о детях с различными уровнями познавательной активности;
- разработку и реализацию программ поддержки и развития данной категории детей;
- положительную динамику в развитии интеллектуальных способностей учащихся;
- увеличение количества учащихся, работающих на высоком творческом уровне (участие в интеллектуальных конкурсах, играх, олимпиадах, ...);
- повышение компетентности учителей, работающих с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности (методический, теоретический уровень, психологическая готовность);
- повышение родительской компетентности в оказании помощи детям в развитии их интеллектуальных способностей;
- создание банков методических и диагностических материалов по работе с детьми данной категории;
- создание системы взаимодействия с основной школой.
Прогнозируемые риски и методы их коррекции
Вместе с тем предполагается, что могут возникнуть риски, которые можно устранить, используя определённые методы (см. приложение 3).