Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях и идеалах средствами народно-художественного творчества

Разделы: Музыка


Настоящая работа отражает точку зрения автора на проблему взаимодействия национальных культур – одну из важнейших проблем сегодняшнего образования в России.

Вышеозначенная проблема становится актуальной в условиях, когда в силу различных политических и экономических причин, в частности из-за миграции населения, усиливается взаимодействие между нациями, и «в то же время сохраняется и порой усиливается разобщённость народов по этническому, религиозному, конфессиональному, национальному признакам» [5].

Речь идет о построении учебного процесса в обстоятельствах постепенного превращения немалого количества школ Российской Федерации, в том числе и РДШИ №21 г. Ахтубинска, в многонациональные учебные заведения. Поиск новых подходов к обучению обусловлен необходимостью укрепления обстановки взаимопонимания, как в коллективе учащихся, так и между педагогами и учениками, выросшими в семьях, придерживающихся своих национальных традиций, языка.

В целях решения проблемы взаимодействия национальных культур школа реализует ряд проектов, основанных на изучении творчества народов Астраханского края (в контексте диалога национальных культур) [1], предпринимает шаги к творческому межнациональному общению с целью создания новых произведений искусства.

В числе вышеупомянутых проектов школой разработана предлагаемая вашему вниманию в Приложении 1 к настоящей статье «Программа интеграции форм образовательного процесса на основе музыкальной деятельности», основной замысел которой – воспитание доброты и человечности в наших детях в условиях бережного отношения к национальному самосознанию.

Идею формирования представлений о духовно-нравственных ценностях и идеалах средствами народно-художественного творчества, лежащую в основе «Программы интеграции форм образовательного процесса на основе музыкальной деятельности», мы понимаем как движение от распознавания всего жанрового и видового многообразия искусства к практической художественной деятельности.

Осмысление этого движения выявляет и укрепляет взаимосвязи между видами искусства, позволяет сопоставить искусство с реальной жизнью.

Знакомство учеников с самобытностью, национальными ценностями, культурой и искусством рядом живущих народов, в этом случае, становится не пассивным созерцанием, но действенным изучением с последующим принятием, пониманием, признанием равенства, уважением.

Программой предусмотрено взаимопроникновение видов учебной и концертно-исполнительской деятельности на всех этапах обучения.

Основные цели программы:

  • духовно-нравственное развитие ребенка, формирование представлений об истинной человечности и доброте;
  • создание условий для проявления способности к творчеству;
  • формирование обстановки увлечения искусством, атмосферы взаимопонимания в коллективе учащихся, обеспечение психологического комфорта для каждого члена коллектива;
  • изучение неразрывной связи искусства с человеческой жизнью, поддержание способности детей воспринимать духовно-эстетические ценности, заключенные в образах народной поэзии и прозы, в играх и обрядах, в музыке и танцах, в изобразительном искусстве своего и других народов, в звуках родного языка, взаимодействующего с другими языками, в родной природе;
  • содействие пониманию «общности»чертнародного искусстваи профессионально-художественного творчества;
  • ознакомление подрастающего поколения с культурными традициями народов мира, нашего многонационального государства, региона, поддержание в ребенке осознанного отношения к переживаниям, как своего, так и иных народов;
  • сохранение исторической памятипоколений с ее оптимистической составляющей.

Задачи воспитательной и учебной работы:

  • расширение границ конструктивного мышления детей;
  • приобретение навыков творческого самовыражения в различных видах искусства;
  • обогащение воображения и фантазии детей опытом перевоплощения;
  • ознакомление с приемами психофизического и эмоционального раскрепощения посредством владения языком лица и тела;
  • практическая деятельность с применением разнообразных материалов и техник;
  • формирование у детей личностно-целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности;
  • забота о сохранении знакомой для ребенка среды, социально-культурного окружения (с учетом индивидуальных этнических особенностей).

Охватывая все музыкально-исполнительские отделения, а также – отделения изобразительного, театрального и хореографического искусств, «Программа интеграции форм образовательного процесса на основе музыкальной деятельности» уделяет серьезное внимание в целом типичному для фольклора соединению различных сфер творческой культуры народов нашего края.

«Культурологическое пространство» [4] рабочих образовательных программ (ОП), контактирующих с «Программой интеграции форм образовательного процесса на основе музыкальной деятельности», наряду с традиционным содержанием, включает в себя изучение музыки, литературы, изобразительного и хореографического искусства, принадлежащих различным национальным культурам страны. В календарно-тематические планы ОП входят также сведения из истории народов России, музыкальные и психологические игры, тренинги по психологии.

Часть исторического и музыкального материала, относящегося к музыке народов Астраханской области, подобранного для ОП класса фортепиано по просьбе учащихся, представлена в Приложении 2 и Приложении 3. Этот материал можно использовать для всех инструментальных отделений. Приложение 4 содержит рисунки музыкальных инструментов народов России.

Музыка русского, казахского, татарского, украинского, чеченского, азербайджанского, калмыцкого, армянского народов, о которой идет речь в Приложении 2 и Приложении 3 – одно из условий духовной жизни народов, представляющих большую часть населения края.

Музыкальные примеры, найденные в библиотеках, в домашних архивах педагогов и с помощью интернета – это песенки-прибаутки; страшилки; игровые, хороводные, шуточные, колыбельные, рождественские песни; колядки; танцевальная музыка; казахский кюй.

На протяжении всего периода обучения различные народные мелодии и их обработки применяются в качестве учебного материала для чтения нот с листа, для музицирования и концертного исполнения.

Практика работы показывает, что дети хорошо усваивают именно те ритмы, мелодии и гармонии, которые знакомы им с младенчества, звучат в семье, всплывают из глубин генетической памяти.

В коллективе РДШИ № 21 творческие достижения народов России издавна окружены атмосферой уважения и интереса.

В концертных программах учащихся и педагогов на протяжении многих лет гармонично сочетаются шедевры мировой классики и народная музыка.

Национальные традиции и особенности современного жизненного уклада: яркость нарядов, своеобразие танцевальных ритмов, красота и неповторимость мелодий, – воодушевляют наших исполнителей.

В составе детских инструментальных ансамблей, на индивидуальных и групповых занятиях используются исстари игравшие в народе роль музыкальных инструментов бытовые предметы: ложки, жалейки, бубны, рожки, трещотки, колокольчики, погремушки, свистульки, даже гладильный рубель и стиральная доска.

Наряду с традиционным подходом к изучению народной музыки по профессионально сделанным обработкам, включенным в учебники, в школе, как следует из сказанного выше, применяется поисковый метод.

Поисками и обработками народной музыки для разных инструментов, занимаются преподаватели школы. Составлены и подготовлены к изданию несколько сборников, включающих русские, украинские, белорусские, грузинские, корейские, еврейские и другие народные мелодии.

Репертуар сборников сложился постепенно, по желанию учащихся, в результате подбора произведений, предназначенных для выступления на семейных торжествах и национальных праздниках.

Не остается без внимания педагогов и очевидная взаимосвязь разных видов народной художественной деятельности: речевой, изобразительной, музыкальной, театральной, хореографической.

Находят место в современной жизни учащихся и народные традиции прошлого, заключенные в играх и обрядах.

Знакомство с культурой и обычаями народов Астраханского края духовно обогащает детей, проявляет их способности, помогает соотнесению художественных образов, возникающих в результате восприятия любых произведений искусства, дает возможность создания собственных сочинений.

Опыт межнационального общения положительно влияет на процесс формирования толерантности в межличностных отношениях, следовательно, – помогает установить контакт и взаимопонимание между преподавателями и учениками из разных этнических групп.

Итогом решения обозначенных проблем должна стать готовность новых поколений к взаимодействию и согласию, при которых разные культуры смогут сохранить свои характерные особенности, объединяясь в единое общество.

Используемая литература, электронный ресурс.

  1. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. – М.: Политиздат, 1990. bibler.ru «Библер и вокруг»
  2. Заметки Darima Shagdurova | 23 заметки. http://vkontakte.ru
  3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения М. – Педагогика, 1986г. http://www.piter-press.ru
  4. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. – М., 2003 г. Цит.по контрольной работе: Мурашова А.В. «Кризис современной культуры» http://otherreferats.allbest.ru
  5. Программа по предмету «Музыка» Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. C. Шмагина «Просвещение» с 1998г.
  6. Роговер Е.С. Взаимодействие национальных культур в процессе литературного образования : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Санкт-Петербург, 2002 558 c. РГБ ОД, 71:03-13/38-8 http://www.disserr.com
  7. Школа диалога культур: Идеи: Опыт: Перспективы /Сост.В.С.Библер. Кемерово: Алеф,1993.–.morevaol@mail.ru