Проверка слов с парными согласными в корне слова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Класс: 3.

Предмет: Русский язык.

УМК «Школа России»

Рамзаева Т.Г. Русский язык, 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.

Основные цели урока:

  1. Формирование представления о словах, которые нужно проверять; различение звонких и глухих согласных.
  2. Способы проверки слов с парными согласными в корне слова.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности. Введение в тему урока.
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация проекта
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(подробному образцу).
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности.

Обоснование выбора темы

Экспериментальная и инновационная деятельность в школе сегодня направлена на реализацию задач, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством творческого её освоения и применения достижений науки и инновационной практики.

Задачи инновационного развития государства выдвигают образование в один из общенациональных приоритетов (1).

Новая модель образования ориентирована на формирование умения учиться, быть готовым к саморазвитию. Важно понимать, что именно надпредметные деятельностные умения определяют востребованность и конкурентоспособность человека в сфере производства.

Министр образования и науки А.А.Фурсенко поставил перед школой задачу создать условия для формирования не только предметных теоретических знаний, но и ключевых деятельностных компетенций - креативность, умение работать в команде, проектное мышление и аналитическая способность, коммуникативные компетенции и способности к самообучению (2).

В статье 14 Закона «Об образовании» одним из общих требований к содержанию современного образования выделяется обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Деятельностная парадигма образования предлагает в качестве цели образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. (3)

В информационном обществе задача формирования умения учиться становится приоритетной, результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном, но и надпредметном (универсальном) формате.

Для того, чтобы сформировать у учащихся любое универсальное действие (УУД), ученику предлагается путь прохождения этапов:

  1. первичный опыт выполнения, мотивация к самостоятельному выполнению
  2. освоение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (структура учебной деятельности)
  3. изученное УУД включается в практику учения на предметном уровне, самоконтроль выполнения, коррекция
  4. практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и внеурочной.

Исходя из высказывания доктора педагогических наук В.С. Лазарева (4) о формировании готовности к умению учиться, требуется «решение учебных задач особого рода - задач на освоение метазнаний о способах познания».

Основные умения определены в новых образовательных стандартах:

  • умение учиться, готовность к саморазвитию,
  • умение ставить перед собой цель, принимать решение,
  • умение самостоятельно находить путь решения проблемы в нестандартной ситуации,
  • умение делать адекватный выбор в соответствии с собственными способностями и возможностями.
  • умение анализировать и адекватно оценивать свои собственные действия,
  • умение общаться, согласовывать свою позицию с другими людьми.

Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов, это своего рода методологический базис, на котором строятся системы развивающего обучения и образования со своими конкретными технологиями, приемами, теоретическими особенностями.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений (5).

Следовательно, чтобы научить детей учиться, принципиально важно выстраивать и учебную и внеурочную деятельность, адекватную всеобщим культурным средствам и способам.

  1. Послание Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. 2010 г.
  2. Фурсенко А.А. О приоритетных направлениях развития образования в РФ. – М, 2004, с.18.
  3. Стандарт общего образования. Концепция государственного стандарта общего образования. – М, 2008., с.16. standart.ru/attach17/841.dok
  4. Лазарев В.С. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении. // Сб. «Развивающее образование: Нерешённые проблемы развивающего образования». - М., с. 50-51.
  5. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...»/ Под редакцией Л.Г.Петерсон.- М: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010 г.- С. 17.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности. Введение в тему урока.

Весь я сделан из железа,
У меня нет ног и рук;
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук да стук.
(Гвоc..ь)

За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся
(Сле.)

Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
(Хле.)

– Назовите слова-отгадки. Что в них общего?

– Сформулируйте тему урока. О чём будем говорить на уроке? (Выделить область определения понятия- парные согласные на конце слова и в корне слова)

На какие вопросы в ходе урока должны ответить? (Знать парные согласные, определять позицию согласного, в каком месте - на конце слова или в корне слова, какие слова являются проверочными и почему? )

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Разобрать слова по составу:

Связка, прорубь, изгородь, указка, посадка, перевязка, погодка, вырубка, погрузка, перегрузка, перегородка.

– Определите место парного согласного (в корне слова).

Подчеркните парный согласный. Есть сомнения в написании слов, где именно?

2. Актуализация знаний о парных согласных.

– Выделить группы (на доске – карточки с буквами):

Б, П, В, Ф, Г, Д, Т, З, С, Ж, Ш, Ч, Щ, М, Н, Р, Й, Ц, Л

– На какие группы можно разбить согласные:

  • Парные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш;
  • Непарные звонкие: лмнрй,
  • Непарные глухие (всегда): хцчщ
  • Всегда твёрдые: жшц

3. Как себя проверить? По учебнику: Русский язык, 3 класс. Часть 2. Стр. 7-8

4. Схема-опора:

СГ - Г – место: в корне слова, на конце слова

? . ГВО ... ... Ь
СЛЕ ...
ХЛЕ...

– Как проверить парный согласный?

Цель: научиться подбирать слова с парными согласным. Знать, какие слова нужно проверять; какие слова являются проверочными.

III. Выявление места и причины затруднения. 

Прочитать слова, объяснить место затруднения.

Почему возникло затруднение?:

Связка, прорубь, изгородь, указка, посадка, перевязка, погодка, вырубка, погрузка, перегрузка, перегородка.

На доске:

... – ре кий
... – площа ка
... – пору а

– Какого алгоритма мы не знаем?

IV. Построение проекта выхода из затруднения

1) – В чём затруднение? Место затруднения?

– Какие слова нужно подобрать? Почему? Какие слова являются проверочными?

– Прочитать правило о способах проверки в учебнике. Стр. 7-8

2) – Способы проверки (эталон):

Работа в группах.

Погру...ка – __________
Тетра...ь – __________
Камы... – ____________
Закла...ка – __________

– Записать проверочные слова.

– Составить план проверки слов с парным согласным:

– Поверка работы групп. Правило.

Составьте план проверки слова с парным согласным.

План

  1. Определить «опасное место».
  2. Подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук (или звонкий согласный Н).
  3. Вставить пропущенную букву.

V. Реализация построенного проекта.

– Упражнение 190 (Проговорить решение в парах)

– Где сомневаться? (Письмо с дыркой)

– Как доказать, что парный согласный стоит в слабой позиции.

– Как проверить? Опора на эталон.

* Процессы оглушения и озвончения в словах.

VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Фронтально у доски.

1) Ги...кие бере..ки, сколь...кие шля...ки, ни...кие полки, лесные гри...ки.

2) Диктовка.

Скрылся с глаз, побежать по дорожке, вбежал в лес, повязка на рукаве, переход под землёй.

3) Упражнение 189, стр.8

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (подробному образцу).

– Какие ошибки допустили.

– Причина ошибки.

– В пустом окошке поставьте себе отметку.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1) Записать на доске с пропуском («письмо с дыркой»). Комментирование.

  1. Рыбка мелка, да уха сладка. (Приведите примеры других поговорок и пословиц)
  2. Глеб Рыбкин упал в сугроб.
  3. Прохожие робко ступают по скользким дорожкам.
  4. Волк опустил в прорубь свой хвост. (Сказка «Лиса и волк»)

– ? Всегда ли парный согласный требует проверки? Докажите.

2) Выполни тест на осознание нового материала:

  1. «Найди лишнее»:
    а) зарядка, мороз, сугроб, собака.
    б) коробка, работа, побег, способ

  2. Определи слово, которое не является проверочным:
    а) груз – грузило, грузить, грузы, погрузка.
    б) улов – ловить, ловкий, ловушка, лов.

  3. Как проверить слово с парным согласным?
    а) подчеркнуть букву, которую нужно проверить;
    б) поставить ударение и подумать;
    в) прочитать слово по слогам, а затем написать его;
    г) подобрать однокоренные слова так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук, или звонкий согласный.

Карточка по теме урока: «Парные согласные в словах».

В-1 Сколько ошибок допущено в пословицах?

Холод не терпит голот. Лучше хлеп с водою, чем пирок с бедою. Каков арбус, таков и вкус. Моркофь прибавляет кровь. Зимний тулуб всякому люп. видом хорош, а на дело не гош.

В-2 Сколько ошибок допущено в пословицах?

Есть клёв, будет и лоф. Ласковый взглят, да на сердце ят. Нужда да голод выгонят на холот. Мал золотниг, да дорок. Будет хлеп, будет и обед. Самолюп никому не люп. В зимний холод всякий молот.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какая цель урока? Назовите тему («Как проверить слова с парными согласными»). В чём трудность проверки?

– Достигли цели урока?

– Какие затруднения были?

– Разрешены ли Ваши затруднения?

– Какие затруднения были в работе класса?

– Отметьте свои результаты работы на уроке на «Лестнице успеха».

– Кто прокомментирует свои результаты?

Приложение.