Класс: 3.
Предмет: Русский язык.
УМК «Школа России»
Рамзаева Т.Г. Русский язык, 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знания.
Основные цели урока:
- Формирование представления о словах, которые нужно проверять; различение звонких и глухих согласных.
- Способы проверки слов с парными согласными в корне слова.
Структура урока:
- Мотивация к учебной деятельности. Введение в тему урока.
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация проекта
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(подробному образцу).
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
Обоснование выбора темы
Экспериментальная и инновационная деятельность в школе сегодня направлена на реализацию задач, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством творческого её освоения и применения достижений науки и инновационной практики.
Задачи инновационного развития государства выдвигают образование в один из общенациональных приоритетов (1).
Новая модель образования ориентирована на формирование умения учиться, быть готовым к саморазвитию. Важно понимать, что именно надпредметные деятельностные умения определяют востребованность и конкурентоспособность человека в сфере производства.
Министр образования и науки А.А.Фурсенко поставил перед школой задачу создать условия для формирования не только предметных теоретических знаний, но и ключевых деятельностных компетенций - креативность, умение работать в команде, проектное мышление и аналитическая способность, коммуникативные компетенции и способности к самообучению (2).
В статье 14 Закона «Об образовании» одним из общих требований к содержанию современного образования выделяется обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Деятельностная парадигма образования предлагает в качестве цели образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. (3)
В информационном обществе задача формирования умения учиться становится приоритетной, результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном, но и надпредметном (универсальном) формате.
Для того, чтобы сформировать у учащихся любое универсальное действие (УУД), ученику предлагается путь прохождения этапов:
- первичный опыт выполнения, мотивация к самостоятельному выполнению
- освоение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (структура учебной деятельности)
- изученное УУД включается в практику учения на предметном уровне, самоконтроль выполнения, коррекция
- практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и внеурочной.
Исходя из высказывания доктора педагогических наук В.С. Лазарева (4) о формировании готовности к умению учиться, требуется «решение учебных задач особого рода - задач на освоение метазнаний о способах познания».
Основные умения определены в новых образовательных стандартах:
- умение учиться, готовность к саморазвитию,
- умение ставить перед собой цель, принимать решение,
- умение самостоятельно находить путь решения проблемы в нестандартной ситуации,
- умение делать адекватный выбор в соответствии с собственными способностями и возможностями.
- умение анализировать и адекватно оценивать свои собственные действия,
- умение общаться, согласовывать свою позицию с другими людьми.
Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов, это своего рода методологический базис, на котором строятся системы развивающего обучения и образования со своими конкретными технологиями, приемами, теоретическими особенностями.
Принцип деятельности заключается в том, что ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений (5).
Следовательно, чтобы научить детей учиться, принципиально важно выстраивать и учебную и внеурочную деятельность, адекватную всеобщим культурным средствам и способам.
- Послание Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. 2010 г.
- Фурсенко А.А. О приоритетных направлениях развития образования в РФ. – М, 2004, с.18.
- Стандарт общего образования. Концепция государственного стандарта общего образования. – М, 2008., с.16. standart.ru/attach17/841.dok
- Лазарев В.С. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении. // Сб. «Развивающее образование: Нерешённые проблемы развивающего образования». - М., с. 50-51.
- Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...»/ Под редакцией Л.Г.Петерсон.- М: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010 г.- С. 17.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности. Введение в тему урока.
Весь я сделан из железа,
У меня нет ног и рук;
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук да стук.
(Гвоc..ь)
За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся
(Сле.)
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
(Хле.)
– Назовите слова-отгадки. Что в них общего?
– Сформулируйте тему урока. О чём будем говорить на уроке? (Выделить область определения понятия- парные согласные на конце слова и в корне слова)
– На какие вопросы в ходе урока должны ответить? (Знать парные согласные, определять позицию согласного, в каком месте - на конце слова или в корне слова, какие слова являются проверочными и почему? )
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1. Разобрать слова по составу:
Связка, прорубь, изгородь, указка, посадка, перевязка, погодка, вырубка, погрузка, перегрузка, перегородка.
– Определите место парного согласного (в корне слова).
Подчеркните парный согласный. Есть сомнения в написании слов, где именно?
2. Актуализация знаний о парных согласных.
– Выделить группы (на доске – карточки с буквами):
Б, П, В, Ф, Г, Д, Т, З, С, Ж, Ш, Ч, Щ, М, Н, Р, Й, Ц, Л
– На какие группы можно разбить согласные:
- Парные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш;
- Непарные звонкие: лмнрй,
- Непарные глухие (всегда): хцчщ
- Всегда твёрдые: жшц
3. Как себя проверить? По учебнику: Русский язык, 3 класс. Часть 2. Стр. 7-8
4. Схема-опора:
СГ - Г – место: в корне слова, на конце слова
? . ГВО ... ... Ь
СЛЕ ...
ХЛЕ...
– Как проверить парный согласный?
– Цель: научиться подбирать слова с парными согласным. Знать, какие слова нужно проверять; какие слова являются проверочными.
III. Выявление места и причины затруднения.
– Прочитать слова, объяснить место затруднения.
Почему возникло затруднение?:
Связка, прорубь, изгородь, указка, посадка, перевязка, погодка, вырубка, погрузка, перегрузка, перегородка.
На доске:
... – ре кий
... – площа ка
... – пору а
– Какого алгоритма мы не знаем?
IV. Построение проекта выхода из затруднения
1) – В чём затруднение? Место затруднения?
– Какие слова нужно подобрать? Почему? Какие слова являются проверочными?
– Прочитать правило о способах проверки в учебнике. Стр. 7-8
2) – Способы проверки (эталон):
Работа в группах.
Погру...ка – __________
Тетра...ь – __________
Камы... – ____________
Закла...ка – __________
– Записать проверочные слова.
– Составить план проверки слов с парным согласным:
– Поверка работы групп. Правило.
Составьте план проверки слова с парным согласным.
План
|
V. Реализация построенного проекта.
– Упражнение 190 (Проговорить решение в парах)
– Где сомневаться? (Письмо с дыркой)
– Как доказать, что парный согласный стоит в слабой позиции.
– Как проверить? Опора на эталон.
* Процессы оглушения и озвончения в словах.
VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Фронтально у доски.
1) Ги...кие бере..ки, сколь...кие шля...ки, ни...кие полки, лесные гри...ки.
2) Диктовка.
Скрылся с глаз, побежать по дорожке, вбежал в лес, повязка на рукаве, переход под землёй.
3) Упражнение 189, стр.8
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (подробному образцу).
– Какие ошибки допустили.
– Причина ошибки.
– В пустом окошке поставьте себе отметку.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
1) Записать на доске с пропуском («письмо с дыркой»). Комментирование.
- Рыбка мелка, да уха сладка. (Приведите примеры других поговорок и пословиц)
- Глеб Рыбкин упал в сугроб.
- Прохожие робко ступают по скользким дорожкам.
- Волк опустил в прорубь свой хвост. (Сказка «Лиса и волк»)
– ? Всегда ли парный согласный требует проверки? Докажите.
2) Выполни тест на осознание нового материала:
-
«Найди лишнее»:
а) зарядка, мороз, сугроб, собака.
б) коробка, работа, побег, способ -
Определи слово, которое не является проверочным:
а) груз – грузило, грузить, грузы, погрузка.
б) улов – ловить, ловкий, ловушка, лов. -
Как проверить слово с парным согласным?
а) подчеркнуть букву, которую нужно проверить;
б) поставить ударение и подумать;
в) прочитать слово по слогам, а затем написать его;
г) подобрать однокоренные слова так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук, или звонкий согласный.
Карточка по теме урока: «Парные согласные в словах».
В-1 Сколько ошибок допущено в пословицах? Холод не терпит голот. Лучше хлеп с водою, чем пирок с бедою. Каков арбус, таков и вкус. Моркофь прибавляет кровь. Зимний тулуб всякому люп. видом хорош, а на дело не гош. В-2 Сколько ошибок допущено в пословицах? Есть клёв, будет и лоф. Ласковый взглят, да на сердце ят. Нужда да голод выгонят на холот. Мал золотниг, да дорок. Будет хлеп, будет и обед. Самолюп никому не люп. В зимний холод всякий молот. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Какая цель урока? Назовите тему («Как проверить слова с парными согласными»). В чём трудность проверки?
– Достигли цели урока?
– Какие затруднения были?
– Разрешены ли Ваши затруднения?
– Какие затруднения были в работе класса?
– Отметьте свои результаты работы на уроке на «Лестнице успеха».
– Кто прокомментирует свои результаты?