С детьми играем – речь развиваем

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду.

А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

Для создания игрового занимательного пособия «Речевые круги» использовалась методика «Кольца Луллия» [«Обруч» №4, 2004г, Л.Логинова «Кольца Луллия»].

Пособие представляет собой круги (пластинки) закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4.6.8 секторов. Для изготовления пособия возьмите 2 прямоугольных куска картона шириной, равной диаметру ваших колец (пластинок), и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепите штыри. Вырежьте в верхнем прямоугольнике окошко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Для вращения предлагается использовать основу в виде старых пластинок, их удобно вращать за выступы по бокам верхнего прямоугольника.

Изучив методику, варианты предложенных упражнений и используя собственный многолетний опыт, были разработаны авторские варианты использования «Речевых кругов» по коррекции речи дошкольников в условиях логопункта. Содержание игр позволяет использовать их на логопедических занятиях, игровой деятельности, развивает речь и коммуникативную функцию дошкольников. Оборудование, необходимое для проведения любой логопедической игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. В ходе использования занимательно-игрового пособия «Речевые круги» логопед (воспитатель) может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:

  • развивать фонематические процессы;
  • уточнять и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать слоговую структуру слова;
  • автоматизировать звуки речи;
  • формировать структуру предложений;
  • совершенствовать развитие связной речи.

Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Работа с «Речевыми кругами» ведётся :

  • на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях
  • на занятиях по развитию речи
  • игровой деятельности вне занятий
  • в самостоятельной деятельности детей

Можно выделить этапы участия логопеда (воспитателя) в играх с «Речевыми кругами»:

  • логопед (воспитатель) непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;
  • логопед (воспитатель) косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;
  • логопед (воспитатель) осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной логопедической работы.
  • логопед (воспитатель) осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Нельзя не отметить универсальность игрового пособия используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с логопедом, воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от 3-х до 7лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики:
«Зарядка для язычка», «Посмотри и покажи»

Цель игр:

  • совершенствование артикуляционных способностей детей
  • развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса
  • формирование навыков сотрудничества и самостоятельности

Описание: Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Берутся круги 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинка круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.

Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте:
«Звуковые круги». «Звукарики», « Где спрятался звук?»

Цель игр:

  • совершенствование навыков звукового анализа
  • обучение грамоте
  • расширение и активизация словаря

Описание: Игры проводятся в паре или с подгруппой детей. На 1 круге картинки с изображением «звука»( насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш..),на 2 круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук который живёт в своей квартирке букве. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.

«Слоговики», «Раздели на слоги», «Образуй словечко»

Цель игр:

  • совершенствование навыков слогового анализа и синтеза
  • обучение грамоте
  • расширение и активизация словаря

Описание: Организация и условия проведения игр те же, что и в предыдущем варианте. На 1 круге предметные картинки на 2 схемы слов с количеством слогов или печатный слог, с которого начинается слово. Другой вариант, на 1 круге печатный слог и на 2 круге печатный слог дети раскручивая круги, образуют слова из слогов.

Игры на формирование лексико-грамматических категорий:
«Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один - много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка»

Цель игр:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи
  • закрепление навыка словообразования и словоизменения.
  • расширение и активизация словаря
  • развитие связной речи

Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела ( хвост, лапы, уши, нос, крылья…) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.

Игры на развитие связной речи. «Сочиняй-ка», «Рифмуй-ка»

Цель игр:

  • совершенствование навыка речевого общения
  • закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания
  • развитие речевого творчества
  • формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности

Описание: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге, предметные картинки животные, птицы, люди, времена года, на 2 круге картинки подходящие по рифме (коза-коса, мишка- шишка, ковёр-забор и т.д.), с изображением действий, явлений природы. Дети раскручивая круги подбирают пару подходящую по рифме, придумывают короткие стихи и читают их. В другом варианте придумывают предложения, рассказы, сказки. В игре дети иногда подбирают не совместимые на первый взгляд комбинации, но они и побуждают к проявлению творчества, воображения, фантазии активизации речевого общения.

Существуют разные варианты использования «Речевых кругов».

Их можно надевать на карандаш, накладывать круги разные по диаметру друг на друга- в любом случае результат огромен. Использование «Речевых кругов» позволяет расширить речевую среду в группе и на логопункте, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и сверстниками на занятиях и в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Варианты колец:

Для игры с экологическим содержанием:

  • №1. Сосна, береза, ель, дуб, рябина, клен.
  • №2. Семена и плоды вышеперечисленных деревьев.
  • №3. Листья вышеперечисленных деревьев.
  • №4. Лиса, пчелы, медведь, белка, собака, птица.
  • №5. Нора, берлога, дупло, гнездо, будка, улей.
  • №6. Орел, цапля, соловей, ворона, чайка, гусь, ласточка, аист.
  • №7. разные формы птичьих клювов.
  • №8. Разные виды птичьих ног.
  • №9. разные виды птичьих крыльев.
  • №10.Город, деревня, лес, море, горы, болото.
  • №11. Любые животные.
  • №12. детеныши животных кольца №11.

Для игры по формированию ЗКР, грамматического строя речи и обучению грамоте:

  • №13.1 Картинки с изображением предметов со звуком «Р» в начале, середине и конце слова.
  • №13.2 ….. со звуком «Л», «Ш», «Ч» и т.д.
  • №14. Схемы для поиска заданного звука.
  • №15. Символы, обозначающие большой и маленький размер.
  • №16. Цифры от 1 до 8.
  • №17. Символы: нос, глаз, зубы, уши, хвост, лапы.
  • №18. Любые предметы.

Игры с кольцами Луллия можно условно разделить на три типа: 

Игры на подбор пары

В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке кольца№1 обязательно должна соответствовать одна картинка кольца №2

Игры экологического содержания:

  • «Найди где живет?» -кольца №4,5
  • «Назови детеныша?»- кольца №11,12
  • «С чьей ветки детки?» - кольца№1 и 2, №2 и 3, №1 и3.
  • «Крылья, ноги, клювы» -кольца №№6 и 9,№№6 и 8, №№6 и 7.
  • «Подбери место обитания» - кольца №№6 и 10.

Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте.

  • «Найди заданный звук в начале, середине и конце слова»- кольца №№14 и 13.1, 13.2
  • «Чей дом?» кольца №№ 4 и 5 («берлога чья? Медвежья»)

Игры с элементом случайности в установке колец

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если каждое ваше кольцо имеет 8 картинок, то возможны 64 комбинации!.

Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучения грамоте:

  • «Чей нос, чей хвост?» - кольца №№17 и 11
  • «Назови сколько?» - кольца №№16 и 6, 16 и 1, 16 и 4,16 и 18.
  • «Уменьшаем, увеличиваем» - №№ 15 и 17.

Игры на развитие творческого воображения.

Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например совпали картинки колец №№ 11 и 12. Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она о них будет заботиться, чему станет их учить?». Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии.

Кольца №№ 4 и 10.

Комбинации:

  • Лиса в море. Может быть, лису везут пароходом в новый зоопарк?
  • Лиса в болоте. Погналась за добычей и вот бедная завязла.
  • Лиса в деревне. Опять кур крадет.
  • Лиса в городе. …….?

Кольца №№ 6 и 10.

Можно использовать вопросы: почему птица не может жить в данной местности?

Игры на формирование ЗКР:

Варианты колец каждый педагог может выбирать самостоятельно, придумывать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и сами дошкольники.