Цели урока:
- формировать у учеников представление о разнообразии природы
- Земли, познакомить детей с холодными районами Земли, о разнообразии жизни в этих районах, нахождение данных районов на глобусе и карте, отличительные признаки растительности и животных, учить приёмам работы с глобусом;
- развивать речь, память, внимание, логическое мышление, воображение, наблюдательность;
- воспитывать чувство любви к своей Родине, животным.
Оборудование: глобус, фотографии животных Северного и Южного полюсов, образец аппликации, задания для работы в группах.
Ход урока
I. Оргмомент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается … (урок)
II. Стенгазета “Февраль”.
РИС.№ 1
– Начать урок я хочу загадкой. Отгадайте, о каком месяце идёт речь?
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (февраль)
– Сегодня 21 февраля. Месяц подходит к концу, а мы завершаем создание газеты с одноимённым названием.
– Расскажите, что происходит в феврале в жизни овсянки.
– Не забывайте, что февраль самый трудный месяц для птиц.
1. Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.2. Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.3. Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
– Не забывайте подсыпать корм в кормушки.
– Посмотрите, какая замечательная, интересная газета у нас получилась. Думаю, что теперь мы можем выпустить даже журнал. Согласны?
III. Тестирование.
– Я возьму на себя роль главного редактора. А вы будете журналистами, фотокорреспондентами.
– Сначала проведём тестирование. Посмотрим, кто же из вас пройдёт это испытание и сможет работать в редакции журнала.
- Если сегодня вторник, то какой день недели будет завтра?
- Если сегодня пятница, то какой день недели был вчера?
- Сколько дней в неделе?
- Какой месяц начинает год?
- О каком времени года говорится в загадке?
- Какого осеннего месяца не хватает – октябрь, сентябрь?
- Какой месяц не является зимним?
Понедельник; среда; четверг.
Четверг; суббота; среда.
5 дней; 6 дней; 7 дней.
Январь; июнь; февраль.
Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Осень; лето; весна.
Август; ноябрь; декабрь.
Ноябрь; декабрь; февраль.
IV. Обложка журнала, название
УМКА
РИС. № 2
V. Доклад младшего научного консультанта
– Сегодня мы будем издавать журнал о полюсах Земли. Разобраться в этом вопросе нам поможет глобус. Обратите внимание, что глобус вращается вокруг вставленной в него оси. Места, где из него выглядывает ось, называются полюсами. Конечно, у планеты Земля такой оси нет, Земная ось – это воображаемая линия, вокруг которой вращается наша планета. Верхний полюс называется Северным, а нижний – Южным.
Северный полюс называется Арктикой. В её состав входит весь Северный Ледовитый океан со всеми находящимися в нём островами.
Южный полюс находится в центре материка – Антарктиды, который покрыт толстым слоем льда. Южный полюс называется Антарктика.
Климат на Северном и Южном полюсе очень суровый. Лето короткое, а зима очень длинная. Зимние морозы доходят до 64 градусов холода! На обоих полюсах царствуют холод, лёд и снег.
Вывод: – Сколько холодных районов на Земле?
– Как называется верхний полюс? Нижний полюс?
– Какой климат на Северном полюсе и на Южном полюсе?
1-я страница.
РИС. № 3
VI.
Итак, нам предстоит создать репортажи, статьи о животных Северного полюса и Южного полюса. Для этого мы разобьёмся на группы. Одни из вас отправятся в Арктику, а другие – в Антарктику.
Но прежде надо собраться в дальнюю дорогу. Разгадайте кроссворд, что мы возьмём с собой.
2-я страница.
1. Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (фотоаппарат)2. Две плетёнки,
Две сестрёнки,
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мёрзли пять и пять. (варежки)3. Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днём – домой. (валенки).4. Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомого встречу –
Соскочу и привечу. (шапка)5. Есть у белки, есть у мишки,
У лисички, у зайчишки.
И в холодный день зимы
В ней гулять выходим мы. (шуба)
Дети разбиваются на группы. Каждая группа получает задание.
А теперь отгадайте, на чём мы будем путешествовать.
Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт? (самолёт)
VII. Физкультминутка “Летим на самолёте”.
VIII.
3-я страница.
Белый медведь
- Загадка. Среди снегов и льда не голодает.
- Белые медведи – самые крупные хищники Земли. Они обитают на льдах Северного Ледовитого океана, т.е. на северном полюсе. Белый медведь прекрасно плавает и ныряет. Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли. Густая шерсть и толстый слой жира под кожей хорошо защищают его от холода.
- На далёких берегах
Глыб бесформенных каскады.
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть его спасает
И от морозов согревает.
Там в сияющих снегах,
Бродит белая громада.
Повелитель этих льдов,Он идёт неторопливо
По бескрайнему заливу
Горд, коварен и суров.Лапа жёсткая его
Не с одним сразилась зверем,
И, привыкшая к потерям,
Не щадила никого.Непреклонен его нрав,
Он не знает состраданий.
Из жестоких состязаний
Он всегда выходит прав.
4-я страница.
Пингвин.
1. Загадка: В чёрных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.
2. Пингвины – самые холодостойкие птицы. Они живут в Антарктиде, на Южном полюсе. Пингвинов называют птицами, однако летать они не умеют. Раз в год пингвины линяют. Их крылья больше похожи на ласты, а перья – на чешую. Ходят они неуклюже, а вот плавают и ныряют они изумительно. Питаются эти птицы рыбой, рачками, моллюсками. Живут пингвины огромными колониями по несколько тысяч птиц.
Жмутся к берегу крутому холода.
Строит вьюга голубые города.
Ветер носится по снегу, словно пёс,
Потому что щиплет нос ему мороз.
Даже лёд к такой погоде не привык,
И трещит по швам ледовый материк.А пингвинам, а пингвинам хоть бы что:
Выбегают на прогулку без пальто.
Им морозы – разморозы нипочём:Антарктида для пингвинов – тёплый дом.
Посмотрите: мамы с папами спешат,
В детский сад своих отводят пингвинят.
5-я страница.
Морж
- Морж – огромное животное. Живут моржи на северном полюсе. На суше он несколько неуклюж, зато плавает и ныряет отлично. Несколько суток морж может вообще не вылезать из воды. В воде он отдыхает и даже спит. Ледяная вода моржа не пугает, потому, что у него много подкожного жира. И у самцов, и у самок есть бивни, которыми они разрывают морское дно в поисках основного корма – моллюсков. Зимой и летом моржи любят лежать на крупных плавучих льдинах и греться на солнышке.
- Жили – были три моржа.
Прогуляться не спеша
Поздним вечером решили.
Для прогулки брюки сшили.
В брюках тридцать два кармана,
Пять резинок, два ремня.
6-я страница.
Тюлень
- Может пролежать весь день
- Тюлени, как и моржи, проводят большую часть времени в воде. Толстый слой подкожного жира помогает тюленям справиться с северными холодами. Питается тюлень рыбой и рачками. Самый маленький тюлень – нерпа живёт на северном полюсе. Морской леопард – самый крупный тюлень Южного полушария. Он жестокий хищник и охотится на пингвинов.
- Вызывает удивленье
Прилежание тюленье:
Целый день
Лежит тюлень,
И ему
Лежать не лень!
Жаль, тюленье прилежанье –
Не пример для подражания!
На снегу лентяй … (тюлень).
IX.
7-я страница.
РИС. № 9
Умелые ручки
Практическая работа.
Намажьте медведя клеем и наложите на клей кусочки ваты.
Во время работы звучит песня “Колыбельная медведицы”.
X. Работа по учебнику. (с. 72–73)
XI. Итог урока.
Литература: А.А.Плешаков “Мир вокруг нас”, Москва “Просвещение”2007 год
Е.П.Фефилова, Е.А. Поторочина, О.И.Дмитриева поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” 1 класс, Москва “Вако” 2007 год.