Урок-вернисаж "Леса умеренного пояса"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Место в системе уроков.

Раздел 3. Путешествие по природным зонам России
Ледяная зона (заседание клуба)
Тундра
Зона лесов
Животные леса. Роль леса в природе и жизни человека
Зона степей
Зона степей
Зона пустынь
Зона пустынь
Субтропическая зона (заседание клуба)
Субтропическая зона (заседание клуба)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать у учащихся представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.

Задачи: Обучающие:

  • знать правила поведения в лесу;
  • уметь показывать зону лесов на карте;
  • уметь различать хвойный, лиственный и смешанный леса;
  • знать нескольких представителей животного и растительного мира зоны лесов;

Развивающие:

  • формирование наглядно – образного мышления, логического мышления;
  • развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие навыков анализа и синтеза
  • развивать понимание о взаимной приспособленности живых организмов – членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

 Воспитательные:

  • Создать условия для воспитания таких качеств как: интерес и наблюдательность к окружающему миру, умение ценить красоту; уважительное и бережное отношение к природе.

Оборудование к уроку:
учитель: компьютер, диск с презентацией, учебник, тетрадь на печатной основе;
ученик: учебник, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал.

План урока:

Этап урока Приемы и методы Время (мин.)
I Организация учебного процесса. 1
II Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
Словесный метод.
Наглядный метод
.
5
III Сообщение темы урока. Постановка целей и задач. Словесный метод: беседа, постановка задач. 3
IV Изучение нового материала. Наглядный метод: показ иллюстративного материала, работа с книгой, ситуация выбора. Практический метод: работа под руководством педагога, работа с раздаточным материалом, графическая систематизация материала (кластеры).

Словесные методы: беседа, разъяснение, рассуждение, дискуссия, словесная оценка и коррекция, анализ текста. Частично-поисковый метод: участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций. Исследовательский (Творческий) метод: самостоятельная деятельность учащихся.

Объяснительно-иллюстративный метод: восприятие и усвоение готовой информации, использование ИКТ.

27
Физкультминутка. Наглядный метод: показ действий. 2
V Рефлексия. Словесный метод 3
VI Оценка деятельности учащихся на уроке. Словесный метод: словесная оценка. 2
VI Итог урока. Запись д. з. Словесный метод. 2

Ход урока

Этап урока Речь и деятельность учителя Речь и деятельность ученика
Организация учебного процесса Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

Ребята, кто выполнил задание “письмо к человеку”, зачитайте получившееся сочинение.

– Веселый Карандаш приглашает Вас на Вернисаж своих картин. Что такое вернисаж? Заглянем в словарь. (Приложение 2)

– Теперь отправимся в первый зал выставки (Слайд 2). Как вы думаете, к каким природным зонам относятся эти картины? – По каким признакам догадались? Каковы особенности этих природных зон?

– Покажем их на карте. (Слайд 3)

– Молодцы!

– Отправляемся в следующий зал. Как вы думаете, как называется этот зал? Что в картинах общее, какие различия?

– Ребята, в этом зале не хватает еще 2 картин. Кто догадался, каких?

– Веселый карандаш просит помочь ему нарисовать картины. Поможем ему! (Слайд 5)

Ребята зачитывают письма.

 

В раздаточном материале (выдержки из словаря) находят термин “вернисаж”.

 

Ответы детей (Арктика, тундра)

 

Дети выходят к доске и показывают на карте изученные природные зоны.

 

(лес, деревья; осень и весна)

(лето и зима)

 

 

Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.

– Вернемся к названию этого зала Вернисажа. Он посвящен особенностям зоны лесов. (Слайд 6)

– Чтоб нарисовать картину нужно знать эти особенности. Мы сегодня будем изучать зону лесов. Работать весь урок будем в паре, вы можете обсуждать задания и отвечать вместе.

По какому плану будем изучать зону?

 

 

План изучения природной зоны
1. Географическое положение, климат.
2. Растительный мир.
3. Животный мир.
4. Деятельность человека.
5. Охрана окружающей среды (Экология).

Изучение нового материала. – Что мы можем узнать о зоне из названия? – Давайте посмотрим на карту. Зона лесов находится в средней полосе России. Лесная зона самая широкая зона. (Слайд 7)

Учитель показывает на карте зону лесов.

Давайте приступим к созданию картин. В этом нам поможет фото подсказка. (Слайд 8) Скажите, что вы заметили в изменении сезонов? Давайте найдем подтверждение в учебнике стр. 84–85.

Давайте вернемся к нашей таблице-помощнице. Начнем ее заполнять. (Слайд 9) Что скажем о месторасположении зоны лесов? О климате? Что скажем о зиме и лете?

С нашей помощью Веселый Карандаш нарисовал картины, только на них чего-то не хватает. Чего не хватает? (Слайд 10)

Давайте наполним их растениями.

Что общего у деревьев? (Слайд 11) Как назвать иголки по – другому? Как будет называться лес с такими деревьями? Все ли хвоинки одинаковые? Чем они различаются? Значит это разные деревья.

Какая особенность есть у хвойных деревьев? Как будет называться хвойный лес? Найдите ответ на стр.86. Что особенного в дереве – лиственница?

Теперь дополним таблицу. Какие деревья запишем? Какие еще растения прорастают в этой зоне?

Молодцы ребята! Теперь мы можем изобразить эти растения на наших картинах. Скажите, какого цвета будет хвойное дерево летом? А зимой? Поможем нарисовать их Веселому Карандашу. (Слайд 12)

Давайте посмотрим какие еще деревья можно встретить в этой зоне. (Слайд 13–17)

Что общего в деревьях, за которыми мы наблюдали? Значит, лес из таких деревьев будет лиственным. Какие деревья вы увидели? Проверим, верно ли мы догадались. Учебник стр. 21.

Теперь лиственные деревья мы тоже можем изобразить на наших картинах. (Слайд 18) Какого цвета они будут летом? Зимой? Куда же делись листья? Почему? Как называют явление, когда деревья сбрасывают листья?

Наши картины уже почти готовы. Только не понятно, какой же лес на картинах – тайга (хвойный) или лиственный? Веселый Карандаш приготовил нам подсказку. (Слайд 19) Посмотрите. Какой лес получился, что с ним сделали?

В задании № 1перемешались листья, сможете отгадать по листьям название дерева? (Приложение 1) Проверка на доске. (Слайд 20) Какие растения еще есть в лесу – узнаем в учебнике стр. 87.

(лес, деревья)

 

Один из учеников у доски пробует показать область этой зоны на карте.

Дети рассматривают две схемы. (Из за угла наклона падающих лучей в этой зоне будет теплее, чем в Арктической зоне и тундре)

(В этой зоне больше заметно лето, осень, зима, весна)

Дети читают текст учебника.

Заполняют таблицу, отвечая на вопросы.

(Растений, животных.)
(Иголки.)
(Хвоя.)
(Хвойный.)
(Формой и расположением хвоинок.)
(Вечнозеленые.)
(Тайга.)
(Зимой хвоинки опадают.)

Читают стр. 86. Заполняют таблицу.

Зеленое.

(Листочки.)

Перечисляют увиденные деревья.

(Зеленые; без листьев.)

(Опали осенью.) (Из-за холода замерзает вода, деревьям недостаточно влаги, листья испаряют большое количество воды, поэтому деревья сбрасывают листву.) (Листопад.)

 

(перемешали, смешанный лес)

В раздаточном материале дети выполняют задание 1.

(кустарники, травянистые растения)– чтение учебника.

Физ. минутку для вас проведет Веселый Карандаш.
Вот мы в лес пришли, Белый гриб нашли.
Раз грибок, два грибок, Вот и полный кузовок. (Слайд 21)
Выполняют движения вместе с учителем.
Что мы собирали в лесу? А вот Веселый Карандаш успел собрать целую корзинку даров леса. Посмотрим, что же он собрал? Как называются эти грибы и ягоды? (Слайд 21) Давайте дополним нашу таблицу.

Мы узнали, какие растения есть в зоне лесов, изобразили их на картинах. Чего не хватает теперь?

Где будем искать ответы? Стр. 90–91 (Слайд 22–27)

Дополним таблицу. (Слайд 28)

(Проверка по учебнику.)

Теперь мы можем дополнить картину животными. (Слайд 28 –анимация)

Очень красиво получилось!

Ой, смотрите! По зимнему пейзажу кто-то пробежал? Давайте узнаем кто это. (Задание 2 в раздаточном материале)

(Проверка задания Слайд 29)

(Картина Слайд 30)

Рассмотрим получившиеся пейзажи. Так захотелось посетить лес! Роль леса в жизни людей очень важная! Прочитаем об этом в учебнике – стр. 92–93.

Что же дает нам лес? Дополним схему в тетради ТПО № 46, 47.

Кроме чистого воздуха и пищи лес это – (Слайд 31) Рассмотрите иллюстрацию. Чем же полезен лес? Если он так полезен, то, что необходимо делать людям? Вот наши картины готовы!

(Грибы.)

Дети заполняют таблицу.

 

(Животный мир.)

 

(В учебнике.)

Рассматриваем иллюстрации животных.

 

 

 

 

(Заяц.)

 

Дети читают текст учебника.

Чистый воздух.

(Отвечают на вопросы по тетради, дополняют схему.)

(Беречь, охранять.)

Рефлексия. Что мы сегодня изучили? Что особенно было интересно? Что узнали нового? Свободные высказывания детей.
Оценка деятельности учащихся Учитель оценивает наиболее активно работавших детей.
Итог урока.

Запись домашнего задания.

Вариативное задание:

1. Придумайте свой знак охраны леса. Изобразите его.
2. Нарисуйте свой пейзаж лесной зоны, запишите комментарии к рисунку.
Задание для всех – ТПО № 44.
Спасибо за урок.

Дети записывают домашнее задание.