Разделительные Ъ и Ь знаки. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи:

образовательные – обобщить и систематизировать знания детей по темам “Разделительный Ъ знак”, “Разделительный Ь знак”, закреплять умение выполнять звукобуквенный разбор и разбор слов по составу, развивать умение осознанно использовать знание изученных правил;

воспитательные – воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, умение слушать и слышать, настойчивость в достижении цели, трудолюбие, организованность, чувство сопереживания, взаимопомощи, интерес к предмету;

развивающие – развивать психические процессы памяти, внимание, воображение, восприятие, речь, фонематический слух, орфографическую зоркость, творческую активность, уверенность в своих силах, методический навык (контроль и взаимоконтроль), умение оценивать свою деятельность.

Оборудование: компьютер, проекционный аппарат.

Приложения:

  1. Схемы, карточки к игре, карточки к самостоятельной работе;
  2. Презентация.

Структура урока:

1.Орг. момент. Мотивация. Интеллектуальная гимнастика.
2.Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

2.1. Экспресс-опрос. Цифровой диктант.
2.2 Словарная работа.
2.3 Повторение теоретического базового материала.

3.Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

3.1 Сообщение темы и целей урока.
3.2 Обоснование необходимости употребления разделительных знаков. Звукобуквенный анализ слов.
3.3 Определение места нахождения разделительных знаков. Разбор слов по составу.

4. Выявление различий и сходства. Составление схемы.

5.Упражнения в определении орфограмм.

5.1 Тренировочная игра “Эстафета”.
5.2 Индивидуальная самостоятельная работа.

6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Орг. момент. Мотивация. Интеллектуальная гимнастика. СЛАЙД 2

1) “качание головой” (стимулирует мыслительные процессы)

2) “ленивые восьмерки” (активизирует структуры мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания)

3) “Зоркие глазки” (для профилактики глазных заболеваний)

2. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

2.1. Экспресс-опрос. Цифровой диктант.

У. Запишите цифру 1 если согласны со мной, 0 – если нет (на доске плакат-напоминание)

– В русском алфавите 33 буквы.

– Кол-во звуков и букв в русском языке одинаково.

– В слове “вьюга” каждая буква обозначает 1 звук.

– Все гласные буквы обозначают один звук.

– Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.

– Приставка часть слова, которая стоит перед корнем.

Самопроверка (на доске плакат 100011)

2.2. Словарная работа. СЛАЙД 3-16

Язык, лимон, мебель, ученик, ужин, январь, тетрадь.

Работа со слайдами. Слайд, запись слова в тетради, проверка – слайд.

2.3 Повторение теоретического базового материала.

У. Назовите буквы, которые вы вставили в словарные слова.

Д. Я И Е (Карточки с буквами на доске)

У. Назовите одним словом.

Д. Это гласные.

У. На какие две группы можно разбить? Объясните.

Д. Я Е И

Д. Буквы, обозначающие слияние согласного с гласным; буквы, обозначающие гласный звук.

У. Какие буквы можно добавить в группу букв, обозначающих 2 звука?

Д. Ю Ё

У. В каком правиле упоминаются все эти буквы?

Д. Разделительный Ь.

У. Какую букву надо исключить, если речь будет идти о разделительном Ъ?

Д. И

У. Объедините эти две орфограммы в одном предложении, составив предложение из слов. (На доске карточки со словами: нас, ученье, друзья, объединяет)

У. Какое предложение по интонации? Какое предложение по цели высказывания?

Запись предложения в тетрадях.

3. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

3.1. Сообщение темы и целей урока.

У. Вот мы объединимся, чтобы работать на уроке.

У. Как вы можете определить тему урока, исходя из орфограмм обнаруженных в написанном предложении?

Д. Разделительный Ъ и Ь знаки.

СЛАЙД 17

Чтение стихотворения П. Матвиенко (ученик читает). СЛАЙД 18.

“Не чересчур ли ты добряк?-
Так знаку мягкому промолвил твердый знак.
Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
– Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-
Знак мягкий твердому на это отвечал.
– Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным – давно пора, как букву ять
Тебя из азбуки изъять!..
– Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А.
– Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте”

У. Выделите главную мысль стихотворения.

СЛАЙД 19.

У. На нашем уроке мы сравним правила постановки разделительных Ъ и Ь знаков. Найдем сходства и различия. Будем учиться правильно писать слова с этими орфограммами. Поможем разделительным знакам найти нужные места.

3.2. Обоснование необходимости употребления разделительных знаков. Звукобуквенный анализ слов.

Запись в тетрадях предложений под диктовку.

Я солю щи солью.
Я сел и огурец съел.

У. На какие слова в предложениях следует обратить внимание?

Д. Солю – солью. Сел – съел

У. Какое различие в произношении этих слов?

Д. Слияние не происходит, четко слышим звук [Й].

Д. Как записали слова солью, съел?

Выставить лист с парами слов (солю – солью, сел – съел).

У. Посчитайте кол-во букв в словах.

Написать над словами.

У. Почему мы говорим, что Ъ и Ь знаки особенные буквы?

Д. Не обозначают звуков.

У. Значит в словах разное кол-во букв, но звуков должно быть одинаково? Почему?

Д. Нет. Буквы Ю и Е обозначают 2 звука.

У. Докажите. Сделайте звукобуквенный разбор, работая в парах. Один разбирает, второй проверяет, записывают оба. По одному слову из пары одного предложения.

У. Какое кол-во букв и звуков в словах получилось? Почему?

Д. Гласные Е и Ю обозначают 2 звука, т. к. слияния не образуется.

У. Что показывают разделительные знаки?

Д. Слияния не образуется.

У. Между какими буквами пишутся?

Д. Между согласным и гласными Ь – И Я Ю Е Ё, Ъ – Е Ё Ю Я

На доске СХЕМА 1

3.3. Определение места нахождения разделительных знаков. Разбор слов по составу.

У. Теперь сравним место написания знаков в слове.

Послушайте стихотворение Сергея Бондаренко и найдите слова с разделительными Ъ и Ь знаками (читает учитель).

“Всё вокруг объято страхом.
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед
В жуткой панике, тревоге
Всё зверьё уносит ноги.
Даже несъедобный ёжик
Съёжился от страха тоже.
Разъяренный людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных”

Проверка. СЛАЙД 20.

У. Разберите по составу 1 слово с разделительным Ь и 1 слово с разделительным Ъ. Наблюдаем, в какой части слова находится орфограмма.

1 человек разбирает слова (разъяренный, зверьё) на доске.

У. Какой сделаем вывод?

Дополнение СХЕМЫ 1 на доске (место нахождения выделить знаками “корень”, “приставка”).

4. Выявление различий и сходства. Составление схемы.

У. Молодцы! Мы повторили знания о разделительном твердом и мягком знаках. Теперь найдем сходства и различия в этих правилах. Что общего?

Д. 1.Пишутся между гласными и согласными. Показывают, что слияния не образуются.

2. Пишутся перед гласными Ю Я Ё Е.

У. Чем отличаются?

Д. 1. Ь знак употребляется перед И

2. Ъ – после приставки, Ь – в корне.

У. Молодцы! Работая вместе, мы четко определили сходство и различия.

Эти знания помогут вам без труда различить слова с Ъ и Ь разделительными знаками. И все же я хочу вам в справочники добавить еще схему. Опираясь на выявленные сходства и различия, разработаем схему-алгоритм выбора разделительного знака.

Составление СХЕМЫ-АЛГОРИТМА определения написания разделительных Ъ и Ь знаков.

СЛАЙД 21

У. Теперь вы знаете, как надо действовать, чтобы избежать ошибки.

5. Упражнения в определении орфограмм.

5.1. Тренировочная игра “Эстафета”.

Каждый ряд получает лист со словами, в которых пропущены разделительный Ъ и Ь знаки. Дети, сидящие за одной партой, вставляют необходимое в два слова, записывают эти слова в столбик Ъ или Ь знаком и передают на следующую парту. Выигрывает ряд, выполнивший задание первым.

5.2. Индивидуальная самостоятельная работа.

Работа с карточками. Задания по трем уровням сложности.

Самопроверка. СЛАЙД 22.

Выявление уровня и качества выполнения работы. Устно.

6. Итог урока. Рефлексия.

У. Вспомните стихотворение, которое я прочитала в начале урока, о ссоре разделительного Ъ и Ь знаков. Мы закончили нашу дружную работу, указали разделительным знакам их места. Теперь они перестанут ссориться и никогда не забудут своё место в словах. Не будем путать и мы.

У. Где пишется разделительный Ъ?

Где пишется разделительный Ь?

СЛАЙД 23.