Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность. Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в России является актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добро-творчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению.
Толерантность, как принцип гуманистической педагогики рассматривается в историческом психолого-педагогическом аспекте во взглядах отечественных и зарубежных ученых: И.Г. Гердера, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, К.Н. Венцеля, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева. Л.С Выгодского, В.А. Сухомлинского и других.
В отечественной науке и практике идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике успеха, диалоговой педагогике, педагогике ненасилия (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.). Из зарубежной литературы наибольший интерес представляют работы А. Маслоу, К Роджерса, Д. Фрейберга, С. Френе, Дж. Колта. С. Мадди.
Проанализировав этимологические корни понятия “толерантности”, основные зарубежные и отечественные определения и определения в различных научных дисциплинах (в социально-философском смысле, как предмет этического осмысления, в биологии, медицине, математике, логике, как психологический феномен, в педагогической практике), позволяет утверждать – понимание толерантности и терпимости неоднозначно в многообразных культурах, и зависит от исторического опыта, культуры и традиций народов.
Высказанные соображения дают возможность дать следующее определение толерантности, предложенное М.И. Рожковым, Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчук, толерантность мы рассматриваем, как “реализуемую возможность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентиры, стереотипы поведения”.[5]
Организация жизнедеятельности детей младшего школьного возраста на толерантной основе объединяет в себе: наполнение ненасильственным отношением взаимодействий между людьми, отношением к природе, различных видов деятельности, уважение прав человека, обучение бесконфликтному взаимодействию, общению, сотрудничеству, создания альтернатив для осуществления детьми свободного выбора, активное взаимодействие по проблемам воспитания и обучения в духе толерантности родителей, создание позитивной атмосферы в школе, изучение положительных моментов из многообразия жизненных явлений, особенностей людей и др.
Б.Э. Риэрдон полагает, что тема толерантности должна быть сквозной во всех изучаемых дисциплинах. Ею выделяется семь областей обучения толерантности, что может являться своеобразным методическим ориентиром для планирования работы.
Семь областей обучения толерантности.
- Толерантность. Школьники, которые только начинают осознавать свою гражданскую ответственность, должны получить фактически все знания о случаях оскорбления человеческого достоинства, о массовых проявлениях нетерпимости, результатом которых стали насилие и страдание в таких масштабах, что это стало принятием для развития культуры мира.
- Знакомство. Учащиеся начальной школы должны получать знания об истории и культуре национальностей, составляющих местное сообщество, возможно, представленных в школе их одноклассниками. Широкое гражданское образование требует знания всех культур, составляющих многонациональные государства.
- Уважение различий. Программы средней школы должны давать возможность учащимся изучать различные мировые культуры, как те, внутри которых живет школьное сообщество, так и те, с которыми ученики не соприкасаются лично. На конкретном материале необходимо знакомить детей с универсальной природой человека, и с широким спектром расового, этнического и культурного многообразия, демонстрируя при этом потенциальную основу человеческой солидарности. Школьники должны изучать опыт обращения к проблемам человечества и опыт решения глобальных задач.
- Понимание индивидуальной неповторимости. Индивидуальные особенности человека или группы людей должны уважаться и рассматриваться как проявления уникальности каждой личности и человеческого достоинства. Принципы, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека и в других международных правовых документах, должны изучаться в школах и стать основой для воспитания уважения, как к уникальным качествам конкретного человека, так и к человеку вообще.
- Взаимодополняемость как основная черта различий. В мировом сообществе должна быть объявлена война всем формам проявления нетерпимости и морального исключения, в том числе и основанного непохожести людей друг на друга. В школьных программах следует подчеркнуть тот факт, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, помогая преодолевать слабость и разобщенность в человеческом сообществе. Экологический принцип разнообразия как источника силы, действующий на нашей планете, может быть применен и при изучении социальных, экономических и политических систем. Следует обращать внимание на то, что плюрализм является несомненной ценностью дружественного сообщества в глобальном масштабе.
- Взаимосвязь как основа совместных действий. Необходимость строить отношения людей на основе взаимных договоренностей и уважения друг друга может быть продемонстрирована при изучении путей строительства сообщества, демократических процессов и разрешения конфликтов. Концепция “победа на двоих” при разрешении конфликтных ситуаций может быть применена при рассмотрении альтернативных решений, как в обществе, так и в глобальном масштабе. Обучая школьников, очень важно показать им, что при разрешении конфликта лучше всего идти по пути нахождения совместного взаимоприемлемого решения, выработки согласительной процедуры, учитывающей интересы всех участников конфликта. Такой путь имеет большие преимущества по сравнению с желанием победить противника, что неизбежно ведет к сепаратизму. Путь взаимного согласия плодотворен также и в разрешении вопросов глобальной политики.
- Культура мира. В классах следует предоставлять возможность самим школьникам принимать демократические решения, проводить согласительные процедуры и решать конфликты мирным путем; вместе с одноклассниками учиться социальной ответственности и строить дружественное сообщество [4].
Содержание деятельности по формированию толерантности включает в себя:
- Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
- Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
- Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п.).
- Воспитание активной жизненной позиции на основе:
- осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;
- осознания своих возможностей;
- формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
- осознания своих достоинств и недостатков; проявление критичности;
- осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
- формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других;
- проявления терпимости, уважения традиций и культуры других;
- определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития (знакомство с понятиями “правила”, “закон”, “норма”, “требования”, “традиции”);
- развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
- углубления понимания значимости и ценности каждого человека, развития интереса к жизни других людей.
Значительную роль в подтверждении ценности толерантности играет царящая атмосфера в детском коллективе, образовательном учреждении.
Педагогические условия формирования толерантности.
Первым условием может являться организация толерантного пространства в образовательных учреждениях.
Толерантное пространство формируется постепенно. Значимая роль в его организации принадлежит руководителям образовательных учреждений, учителям, родителям, общественности.
К сожалению, практикой жизни стало насилие в образовании. Значимую, если не решающую роль в разрешении данной проблемы призвана сыграть администрация: директор, заведующая, методисты, завучи и т.д. Так, Б. Риэрдон предлагает ряд мероприятий, обращенных к школьной администрации, руководителям образовательных учреждений (детских садов, центров, учреждений дополнительного образования и т.д.), для решения проблемы в образовательных учреждениях: “Но школы могут эффективно этому противостоять. Родители или попечители, чей ребенок стал жертвой насилия, могут поставить эту проблему для обсуждения в школе. …Эффективными средствами преодоления насилия в школе является осознание проблемы, создание в школе атмосферы неприятия насилия” [4]. В разных программах предлагаются следующие шаги по определению насилия. Среди них возможны такие: проведение исследования для установления масштаба проблемы; информирование сотрудников школы и учеников о результатах этого исследования; выработка совместно с родителями и учениками правил школьной жизни или разработка договора между сотрудниками школы, учениками и родителями; привлечение к сотрудничеству по этому вопросу необходимых “сторонних” организаций; проведение мониторинга действий образовательного учреждения; определение способов оказания помощи как виновным в осуществлении насилия, так и их жертвам.
Учащиеся и их родители как участники образовательного пространства в духе толерантности должны быть уверены в том, что:
- они будут услышаны, к ним отнесутся внимательно, от них не отмахнутся;
- проявление любых форм насилия признается противоречащим политике образовательного пространства;
- сообщение о проявлении насилия будут расследованы, что их проинформируют об ответных мерах и что в каждом случае будет проведена соответствующая работа;
- сообщение о насилии не повлечет за собой негативных для них последствий.
Таким образом, от администрации образовательного учреждения зависит открытость при обсуждении и рассмотрении имеющихся проблем, связанных с агрессией, желание договариваться и совместно решать данные проблемы, учиться на ошибках, если таковые имеются, и на практике, а не лозунгово в документации или с трибун конференций вещать о “духе” мнимой толерантности в учреждении.
Большие надежды при внедрении идей толерантности в процесс обучения и воспитания возлагаются на педагогов, воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов-психологов, дефектологов, методистов и т.д. Однако любой педагог – это, прежде всего, член педагогического коллектива, сообщества, где подвергается различного рода влияниям как со стороны самого общества, так и собственным стереотипам мышления и реагирования. Часто подобные влияния и автоматически запрограммированное мышление, сознание и их реальное воплощение в поведении не осознаются. Нетерпимый педагог, руководитель не способны к воспитанию толерантности. Желательно проводить целые обучающие блоки по основам психологии и педагогики толерантности как для работающих педагогов, так и для студентов, всех тех, кто имеет отношение к образованию.
Педагога часто называют “душой образовательного процесса”, поскольку педагог является посредником культивирования идей педагогики толерантности по административной линии взрослых, с одной стороны, развитием данных идей в детском коллективе. Педагоги Новой Зеландии предлагают следующие ориентиры учителю для выполнения своей миссии:
- педагог обязан осознавать, что его воспринимают как образец для подражания;
- осваивать и использовать соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов;
- поощрять творческие подходы к решению проблем;
- обеспечивать условия для совместной конструктивной активности участников образовательного процесса, условий для личностных достижений;
- не поощрять агрессивное поведение или обостренное соперничество;
- содействовать вовлечению учащихся и родителей в принятии решений и разработку программ совместной деятельности;
- при осуществлении учебных программ использовать возможности всего сообщества, являться чутким к потребностям и мнению общества;
- учить мыслить и уметь ценить позиции других, при котором четко формулировать собственную позицию в отношении спорных вопросов;
- ценить культурное разнообразие и создавать условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.
Таким образом, вторым педагогическим условием воспитания толерантности младших школьников является повышение уровня профессиональной подготовки кадров, а третьим – актуализация мотивационной подготовки педагогического коллектива к организации толерантного пространства в детском коллективе.
Четвертым педагогическим условием может являться организация жизнедеятельности детей начальной школы на толерантной основе с использованием специальных методов, приемов, форм работы.
На современном этапе выдвигается проблема не только толерантного сознания и культуры межэтнических отношений, но и профилактики и диагностики интолерантности в обществе, проистекающей из убежденности отдельных людей и групп в том, что их мировоззрение и образ жизни, система ценностей являются единственно истинными и находятся выше по отношению к остальным.
Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки.
Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих отличий довольно много.
- Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.
- Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, – важное условие формирования толерантной личности.
- Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него зависят. Он стремится снять ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта способность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда отвечают за свои поступки.
- Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”. Им трудно относится к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
- Ориентации на себя – ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.
- Способность к эмпатии. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.
- Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.
- Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жестокая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.
Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между “Я – идеальным” (представление о том, каким бы я хотел стать) и “Я – реальным” (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба “Я” практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.
Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру [7].
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
Как показывает анализ практики, выше рассматриваемый процесс происходит стихийно. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками.
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Литература
- Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
- Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости// Педагогика. – 2000. – №4.
- На пути к толерантному сознанию /Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2000.
- Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001.
- Рожков М.Н. Байбородова Л.В. Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.
- Сергеева В. Воспитание межнационального согласия в коллективе // Сельская школа. – 2004. – №5.
- Степанов В.П. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. – 2001. – №6.