Для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Не секрет, что очень немногие ученики считают русский язык любимым предметом. Немало и учителей-филологов, которые испытывают неудовлетворение процессом преподавания русского языка.
Что же необходимо для того, чтобы уроки русского языка из малопродуктивных и неинтересных превратились в увлекательные и результативные? Я нашла ответ на этот вопрос, познакомившись с методикой обучения русскому языку средствами субъективации, разработанной профессором Г.А.Бакулиной.
В соответствии с данной методикой определенным образом меняется содержание и организация процесса обучения русскому языку. Во-первых, содержание существенно обогащается за счет работы с языковыми категориям и словарными словами как с понятиями. При этом школьники в совместной с учителем и одноклассниками поисковой деятельности видят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Процесс нелегкий, но он учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением, способствует развитию точной, доказательной, правильной речи, совершенствует логическое мышление учащихся, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал.
Во-вторых, работа с изучаемым лингвистическим материалом осуществляется с помощью комплексных упражнений - интеллектуально-лингвистических. Они составляются на основе учебного материала таким образом, чтобы наряду с приобретением учащимися языковых знаний, умений, навыков одновременно развивались их интеллектуальные качества: внимание, память, мышление, наблюдательность и речь.
Выполняя упражнения, учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. В результате у них создается установка на решение ими самими обозначенных проблем и вопросов.
Во время закрепления (повторения, обобщения) изученного школьники самостоятельно формулируют задания к выполняемым упражнениям. Это заставляет учащихся тщательно и с разных точек зрения анализировать предлагаемый в упражнении учебный материал.
В целом перечисленные новации существенно повышают активность учащихся на уроке, вызывают у них интерес к изучаемому и массу положительных эмоций. Учащиеся находятся в постоянном творческом поиске. Прочь уходит равнодушное выполнение воли и программы учителя. Ученик – хозяин на уроке.
В результате учащиеся пишут грамотно ( 89% на “4” и “5”), правильно, логично выражают свои мысли, постоянно применяют в речи сложные конструкции.
По-другому чувствует себя учитель на таком уроке и при его подготовке. Его речь приобретает четкость и отточенность. Ведь вопрос и задание, адресованные детям, должны быть точно сформулированы и произносятся по возможности только один раз. Каждый вопрос или задание должны быть так продуманы, чтобы со стороны учителя не требовалось дополнительного пояснения. Это в свою очередь дает возможность учителю экономить драгоценные минуты урока, а детям - иметь постоянный пример правильной речи.
Интереснее стала и подготовка учителя к таким урокам. Отметается все лишнее, ненужное, так как урок четко делится на составляющие его этапы и становится логически стройным. К уроку подбираются такие материалы (упражнения, тесты), которые вызывают интерес у детей, знакомят их с новыми, увлекательными фактами из всех областей науки и искусства.
Цели урока: стимулировать творческую деятельность учащихся, тщательно проработать изучаемый материал; развивать коммуникативные навыки, необходимые для формулировки задания и общения.
Ход урока
I. Мобилизующий этап.
На доске записаны слова:
Пос..дить, чу..ствительный, пор..жать, (в) т.плице, сер..це, вс..гда.
– Прочитайте написанные на доске слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары запишите.
– Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили?
(Первая пара слов – посадить – в теплице. Объединяются эти слова потому, что в них одинаковая орфограмма – безударная гласная в корне слова).
– Какие слова еще можно объединить?
(Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова)
– Назовите третью пару слов.
(Поражать всегда. В словах безударная непроверяемая гласная в корне слова).
1. Формулирование учащимися темы и цели урока.
– Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока.
– Посадить в теплице, чувствительное сердце, поражать всегда – это словосочетания. Значит, тема урока – “Словосочетание”.
Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся в тетради.
– Отталкиваясь от темы урока и используя запись на доске, сформулируйте цели нашего урока.
Запись на доске и в тетрадях:
Цель:
Повторить все, что о словосочетании.
Развивать умения отличать словосочетания от предложений.
II. Повторение теории.
1.Беседа.
– Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание?
– Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?
– Как связывается зависимое слово с главным?
– С помощью чего устанавливается смысловая связь?
– С помощью чего выражается грамматическая связь?
-Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание.
– Найдите главное и зависимое слова в наших словосочетаниях. Определите, с помощью чего в них выражается грамматическая связь?
III. Выполнение тренировочных упражнений.
1. Запись на доске:
1) Маленький р..сток, ..
2) Пахнет ар..матно,..
3) Прил..гать усилия,..
Справка: предл..жить решение, выглядит вел..колепно, красивое р..стение.
– Внимательно прочтите данную запись и сформулируйте к ней свое задание.
– Продолжите ряды словосочетаний, используя слова для справок.
– По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?
(Словосочетания нужно подбирать по двум признакам: по составу словосочетаний и имеющимся в корне слов орфограммам).
– Какие словосочетания надо включить в первый ряд?
(Маленький росток, красивое растение. Состав этих словосочетаний одинаков: “прил.+ сущ.”. Второй признак – одинаковая орфограмма: чередующаяся гласная в корне слова:
-раст-, -ращ-, -рос-.
Второй и третий ряд учащиеся составляют самостоятельно, затем проводится проверка. Правильный ответ: пахнет ароматно, выглядит великолепно – второй ряд.
Третий ряд: прилагать усилия, предложить решение.
– Назовите главные слова в данных словосочетаниях, в которых есть все составные части слова. Объясните свой выбор.
2. Словарно-орфографическая работа.
– Сегодня мы познакомимся с новым словом из словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочтите написанные словосочетания: идти далеко, летать в небе, генная инженерия (объяснение значения последнего словосочетания).
– А теперь будьте особенно внимательны. Первая часть слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог и обоснуйте свой ответ.
– Вторая часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав “ сущ.+прил.”
– Третья часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, где нет грамматической связи.
(Ле-ген-да)
– Какое слово у вас получилось? Что же такое легенда?
Ответы учащихся:
– Это рассказ, сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого.
– Это рассказ, в котором есть и реальность, и вымысел.
Слово учителя:
– Объедините свои рассуждения, дайте полное лексическое значение слова легенда.
– Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается определенная доля вымысла.
Слово учителя:
– У слова легенда есть еще одно значение. Слышали ли вы выражение – легенда разведчика? Здесь слово легенда обозначает вымышленные сведения о себе, то есть о том, кто выполняет секретное задание.
– Расскажите о правописании слова легенда.
(Слово легенда состоит из трех слогов. Второй слог ударный. Безударная гласная буква е. Ее надо подчеркнуть и запомнить.
– Прослушайте две короткие легенды об ароматном, целебном, прекрасном цветке ландыше. Из каждой легенды выберите словосочетание, которое могло бы быть заголовком рассказа.
Два ученика по очереди рассказывают легенды о ландыше.
I. С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
– Найдите словосочетания в первой легенде. (По мере их называния учитель записывает их на доске).
II. В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.
– Назовите словосочетания из второй легенды. Охарактеризуйте состав названных словосочетаний.
– Назовите слово из данных словосочетаний, в котором звуков больше, чем букв.
– Это слово прекрасную, так как в нем буква ю обозначает два звука: [ Й] и [У].
– Назовите слово из данных словосочетаний, в котором произошел процесс оглушения.
– Это слово Белоснежка, так как буква ж здесь обозначает звук [ш].
– О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси.
У детей на столах тексты.
Славяне создали свою (“прил.+сущ.”) о ландыше.
Водяная царевна Волхова (“гл.+сущ.”).
На свою беду она (“гл.+сущ.”) Садко к прекрасной Любаве. Вышла Волхова на берег послушать (“сущ.+сущ.”), но не нашла его на берегу. (“нар.+гл.”) Волхова, (“сущ.+гл.”) среди трав, превратившись в (“прил.+сущ”) с изумительным ароматом.
Слова для справок: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слезы упали, чудесные цветы.
– Внимательно прочтите текст, справочные материалы к нему и сформулируйте свое задание.
Ребята записывают текст, восстанавливаю пропущенные словосочетания, учитывая их смысл и состав.
– Какое из словосочетаний не может называться словосочетанием? Почему? (Слезы упали– это грамматическая основа).
– Какое название наиболее точно отражает содержание текста – Легенда или Легенда о ландыше? (Более точно говорит о предмете словосочетание).
IV. Итоги.
– Скажите, о каком языковом явлении мы говорили на уроке? (Речь шла о словосочетании)
– Расскажите все, что вы узнали о словосочетании на уроке?
(Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний. Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью вопроса. Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.
Дается домашнее задание, оценивается работа учащихся на уроке.