Цели урока:
- Дать понятия “радиус окружности ”, “диаметр окружности ”.
- Учить чертить окружность с помощью циркуля.
Задачи урока:
- Обобщить знания учащихся о геометрических фигурах
- В ходе практических работ добиваться осознанного, глубокого прочного качества знаний учащихся
- Развивать практические навыки выполнения построения окружности с помощью циркуля, вычислительные навыки и умения решать задачи, развивать смекалку и находчивость
- Развивать мышление, память, внимание, желание самостоятельно разобраться в проблемных ситуациях урока.
- Воспитывать трудолюбие, ответственность и интерес к геометрии, самостоятельность, творческую активность, товарищество, взаимовыручку.
Форма работы: для успешной реализации поставленных целей и задач использована групповая форма работы
Оборудование: магнитная доска, корабль, звёзды, карточки с задачей для работы, модели кругов, циркуль, карандаш.
Приложение
Ход урока
(Дети в классе сидят по группам: 6 групп по 4-5 человек.)
Орг. Момент
Сообщение темы и целей.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Это урок – приключение, путешествие в страну Знаний.
Ученик: (читает наизусть) Кто за приключения?
Все без исключения!
Ведь для нас осталось
Ещё немало планет,
Пока ещё не открытых
Или давно забытых!
Дорог везде немало –
Смелее у штурвала! (Приложение 1. Слайд 2)
Учитель: А отправимся мы на необычном космическом корабле, который сконструируем в процессе коллективной работы, выполняя различные задания. Как и у всех кораблей, у нашего должно быть название. Оно есть, но его нужно расшифровать, решив устно примеры.
Устный счёт
.- Вычислить сумму 31 и 34 (65) – Д.
- Увеличить число 82 на 8 (90) – Р.
- Найти сумму, если I слагаемое – 42, а I I слагаемое – 18 (90) – У.
- Уменьшите 76 на 32 (44) – Ж.
- Вычислить разность 50 и 32 (18) – Б.
- Сколько нужно вычесть из 60, чтобы получить 37 (23) – А.
(Приложение 1. Слайд 3)
Учитель: Итак, корабль называется “Дружба” Я – командир корабля, Юля – помощник, а вы – штурманы и мы с вами должны работать дружно.
А теперь продолжим работу и выполним следующие задания:
– В каком случае произведение двух чиселравно одному из множителей?
– У семерых братьев по 1 сестре. Сколько детей в семье? (8)
– За два бортжурнала заплатили 6 рублей. Сколько рублей заплатили за за 10 таких бортжурналов? (30)
– Сколько пальцев на двух руках? А на 10 руках?
– В двух карманах денег поровну. Из левого кармана переложили в правый 1 рубль. На сколько рублей во втором кармане стало больше? ( на 2 р)
– Два мальчика нашли на дороге 10 копеек. Сколько денег найдут 6 таких же мальчиков?
Повторение таблицы умножения (работа в группах, конструирование из мозаики корпуса корабля.). Составление из шестиугольников и отдельных треугольников корпуса ( 5 мин).
(Приложение 1. Слайд 4.)
Учитель: Какую форму будет иметь наш корабль?
Ученик: форму треугольника. (Выкладываем на магнитной доске) (Приложение 1. Слайд 5,6.)
ФИЗМИНУТКА
Карусели – карусели,
На ракете полетели.
Карусели – карусели,
На машину сели.
Карусели – карусели,
На самокате поехали.
Карусели – карусели,
На лошадку сели.
Карусели – карусели,
И за парту тихо сели.
Работа над темой. Чтобы отправить корабль в полёт, необходимы колёса. Какую форму имеет колесо? (на доске КРУГ)
Учитель: А какие предметы ещё имеют форму круга? В классе?
Особенно часто круги используют в технике.
– А вот какой инструмент нам поможет изобразить круг, вы узнаете, отгадав загадку Незнайки, который с нами тоже собирается в полёт. (Приложение 1. Слайд 7) Сегодня Незнайка – верный друг
– Расскажет про окружность и про круг.
Есть у него помощник лихой,
Он чертит круг одной ногой.
А другой проткнул бумагу,
Уцепился – и ни шагу.
Что за друг у Незнайки?
Подумай, отгадай-ка? (циркуль) (Приложение 1. Слайд 8)
Учитель: – Вспомним правило работы с циркулем.
– Возьмите циркуль и изобразите круг. Заштрихуйте его.
– А как называется линия, которую чертит циркуль? (окружность)
Окружность – это линия, ограничивающая круг.
– Какой предмет на уроке физкультуры служит моделью окружности? (обруч)
– Начертите окружность.
Незнайка
У круга есть одна подруга, (Приложение 1. Слайд 9)
Знакома всем её наружность!
Она идёт по краю круга
И называется ОКРУЖНОСТЬ.
Учитель: – Как называется точка, которую оставляет на бумаге ножка циркуля?
– Отметьте центр и точку на окружности. Соедини эти точки.
– Как называется полученный отрезок? (РАДИУС)
– Радиус – это ещё расстояние между ножками циркуля и, между иголкой и грифелем.
– Сколько радиусов окружности можно провести? (сколько угодно)
– Проведём несколько.
– Что можно сказать про радиусы одной и той же окружности?
– Как проверили? (с помощью линейки и циркуля)
– А сейчас проведём отрезок через центр и, так чтобы его точки лежали на окружности.
– Как называется этот отрезок? (диаметр)
– Чему равна его длина?
(Приложение 1. Слайд 10)
Практическая работа в группах
Учитель:
- На вашем столе модели кругов. Проведите в них диаметр.
- Согните фигуру по диаметру. Что можете сказать? (диаметр делит круг на две равные части)
- А сейчас половину согните пополам. Что можете сказать о диаметре круга? (он поделился пополам снова по центру)
- Кто скажет, во что превратился диаметр? (в радиусы)
- Проведите еще несколько диаметров и измерьте длины.
- Что скажете о своих наблюдениях?
- Незнайка тоже начертил (доска)
– На что похоже?
– А теперь попробуем сделать вывод.
Карточки
Диаметр – это отрезок, который соединяет две точки окружности и проходит через центр. Диаметр – делит круг на две равные части и все диаметры окружности равной длины. |
А теперь сконструируем колёса из частей круга. (Каждой группе даются части круга, из которых конструируются колеса и Луна. Выставление на магнитную доску)
Решение задач.
Учитель: Из центра управления полетом спрашивают, готовы ли мы к старту? В дорогу, куда бы мы не отправились, нужно брать с собою провизию. Решим задачу и нам разрешат старт. А в чём находится еда у космонавтов? (анализ и решение задачи)
“Необходимо взять с собой 5 коробок с кашей по по 8 тюбиков в каждой, и 4 коробки с соком, по 7тюбиков в каждой. Сколько всего тюбиков с кашей и соком надо взять?”
– Кто знает как решать? Кто сомневается?
Проверка
(Индивидуальные доски)Индивидуальные карточки.
Подведение итогов
Молодцы! Вы помогли нам с Незнайкой совершить путешествие на Луну. Оставим цветок Дружбы (Приложение 1. Слайд 11)
– А теперь я хочу, чтобы вы вспомнили, что понравилось на нашем уроке?