Круг и окружность. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • Дать понятия “радиус окружности ”, “диаметр окружности ”.
  • Учить чертить окружность с помощью циркуля.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания учащихся о геометрических фигурах
  2. В ходе практических работ добиваться осознанного, глубокого прочного качества знаний учащихся
  3. Развивать практические навыки выполнения построения окружности с помощью циркуля, вычислительные навыки и умения решать задачи, развивать смекалку и находчивость
  4. Развивать мышление, память, внимание, желание самостоятельно разобраться в проблемных ситуациях урока.
  5. Воспитывать трудолюбие, ответственность и интерес к геометрии, самостоятельность, творческую активность, товарищество, взаимовыручку.

Форма работы: для успешной реализации поставленных целей и задач использована групповая форма работы

Оборудование: магнитная доска, корабль, звёзды, карточки с задачей для работы, модели кругов, циркуль, карандаш.

Приложение

Ход урока

(Дети в классе сидят по группам: 6 групп по 4-5 человек.)

Орг. Момент

Сообщение темы и целей.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Это урок – приключение, путешествие в страну Знаний.

Ученик: (читает наизусть) Кто за приключения?

Все без исключения!
Ведь для нас осталось
Ещё немало планет,
Пока ещё не открытых
Или давно забытых!
Дорог везде немало –
Смелее у штурвала! (Приложение 1. Слайд 2)

Учитель: А отправимся мы на необычном космическом корабле, который сконструируем в процессе коллективной работы, выполняя различные задания. Как и у всех кораблей, у нашего должно быть название. Оно есть, но его нужно расшифровать, решив устно примеры.

Устный счёт.

  1. Вычислить сумму 31 и 34 (65) – Д.
  2. Увеличить число 82 на 8 (90) – Р.
  3. Найти сумму, если I слагаемое – 42, а I I слагаемое – 18 (90) – У.
  4. Уменьшите 76 на 32 (44) – Ж.
  5. Вычислить разность 50 и 32 (18) – Б.
  6. Сколько нужно вычесть из 60, чтобы получить 37 (23) – А.

(Приложение 1. Слайд 3)

Учитель: Итак, корабль называется “Дружба” Я – командир корабля, Юля – помощник, а вы – штурманы и мы с вами должны работать дружно.

А теперь продолжим работу и выполним следующие задания:

В каком случае произведение двух чиселравно одному из множителей?

У семерых братьев по 1 сестре. Сколько детей в семье? (8)

– За два бортжурнала заплатили 6 рублей. Сколько рублей заплатили за за 10 таких бортжурналов? (30)

– Сколько пальцев на двух руках? А на 10 руках?

– В двух карманах денег поровну. Из левого кармана переложили в правый 1 рубль. На сколько рублей во втором кармане стало больше? ( на 2 р)

– Два мальчика нашли на дороге 10 копеек. Сколько денег найдут 6 таких же мальчиков?

Повторение таблицы умножения (работа в группах, конструирование из мозаики корпуса корабля.). Составление из шестиугольников и отдельных треугольников корпуса ( 5 мин).

(Приложение 1. Слайд 4.)

Учитель: Какую форму будет иметь наш корабль?

Ученик: форму треугольника. (Выкладываем на магнитной доске) (Приложение 1. Слайд 5,6.)

ФИЗМИНУТКА

Карусели – карусели,
На ракете полетели.
Карусели – карусели,
На машину сели.
Карусели – карусели,
На самокате поехали.
Карусели – карусели,
На лошадку сели.
Карусели – карусели,
И за парту тихо сели.

Работа над темой. Чтобы отправить корабль в полёт, необходимы колёса. Какую форму имеет колесо? (на доске КРУГ)

Учитель: А какие предметы ещё имеют форму круга? В классе?

Особенно часто круги используют в технике.

– А вот какой инструмент нам поможет изобразить круг, вы узнаете, отгадав загадку Незнайки, который с нами тоже собирается в полёт. (Приложение 1. Слайд 7) Сегодня Незнайка – верный друг

– Расскажет про окружность и про круг.

Есть у него помощник лихой,
Он чертит круг одной ногой.
А другой проткнул бумагу,
Уцепился – и ни шагу.
Что за друг у Незнайки?
Подумай, отгадай-ка? (циркуль) (Приложение 1. Слайд 8)

Учитель: – Вспомним правило работы с циркулем.

– Возьмите циркуль и изобразите круг. Заштрихуйте его.

– А как называется линия, которую чертит циркуль? (окружность)

Окружность – это линия, ограничивающая круг.

– Какой предмет на уроке физкультуры служит моделью окружности? (обруч)

– Начертите окружность.

Незнайка

У круга есть одна подруга, (Приложение 1. Слайд 9)
Знакома всем её наружность!
Она идёт по краю круга
И называется ОКРУЖНОСТЬ.

Учитель: – Как называется точка, которую оставляет на бумаге ножка циркуля?

– Отметьте центр и точку на окружности. Соедини эти точки.

– Как называется полученный отрезок? (РАДИУС)

– Радиус – это ещё расстояние между ножками циркуля и, между иголкой и грифелем.

– Сколько радиусов окружности можно провести? (сколько угодно)

– Проведём несколько.

– Что можно сказать про радиусы одной и той же окружности?

– Как проверили? (с помощью линейки и циркуля)

– А сейчас проведём отрезок через центр и, так чтобы его точки лежали на окружности.

– Как называется этот отрезок? (диаметр)

– Чему равна его длина?

(Приложение 1. Слайд 10)

Практическая работа в группах

Учитель:

  1. На вашем столе модели кругов. Проведите в них диаметр.
  2. Согните фигуру по диаметру. Что можете сказать? (диаметр делит круг на две равные части)
  3. А сейчас половину согните пополам. Что можете сказать о диаметре круга? (он поделился пополам снова по центру)
  4. Кто скажет, во что превратился диаметр? (в радиусы)
  5. Проведите еще несколько диаметров и измерьте длины.
  6. Что скажете о своих наблюдениях?
  7. Незнайка тоже начертил (доска)

– На что похоже?

– А теперь попробуем сделать вывод.

Карточки

Диаметр – это отрезок, который соединяет две точки окружности и проходит через центр. Диаметр – делит круг на две равные части и все диаметры окружности равной длины.

А теперь сконструируем колёса из частей круга. (Каждой группе даются части круга, из которых конструируются колеса и Луна. Выставление на магнитную доску)

Решение задач.

Учитель: Из центра управления полетом спрашивают, готовы ли мы к старту? В дорогу, куда бы мы не отправились, нужно брать с собою провизию. Решим задачу и нам разрешат старт. А в чём находится еда у космонавтов? (анализ и решение задачи)

“Необходимо взять с собой 5 коробок с кашей по по 8 тюбиков в каждой, и 4 коробки с соком, по 7тюбиков в каждой. Сколько всего тюбиков с кашей и соком надо взять?”

– Кто знает как решать? Кто сомневается?

Проверка (Индивидуальные доски)

Индивидуальные карточки.

Подведение итогов

Молодцы! Вы помогли нам с Незнайкой совершить путешествие на Луну. Оставим цветок Дружбы (Приложение 1. Слайд 11)

– А теперь я хочу, чтобы вы вспомнили, что понравилось на нашем уроке?

Приложение 1