"Всего ты мира не узнаешь, не зная края своего". Интеллектуальная игра для обучающихся 10–11-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Богата родная Россия,
Но прямо скажу без прикрас,
Что края любого красивей
Наш юный, могучий Кузбасс!
(О. Жилина)

Одним из мероприятий посвященных юбилею Кемеровской области было решено провести интеллектуальную игру «Всего ты мира не узнаешь, не зная края своего». Разработка игры происходила при непосредственном участии старшеклассников.

Для проведения данного мероприятия нами была выбрана сюжетно – ролевая игра, поскольку именно в воображаемой ситуации старшеклассники воспроизводят окружающую действительность и человеческие отношения на основании имеющихся знаний. Такая игра, в какой-то мере приобщает учащихся к трудовой деятельности, к жизни, а роли, которые ставят учеников в позицию сотрудника фирмы, преследуют также и цели профессиональной ориентации, но главное в том, что они направлены на укрепление чувства гуманизма, проявляющегося в заботе о людях, окружающей природе, Родине.

А за основу хода самой игры, мы взяли конкурсы из различных телевизионных программ. Разработка конкурсов и подбор вопросов проводились совместно с учителями биологии, географии и учащимися старших классов.

1. Подготовка к игре

1. Домашнее задание: Для того чтобы команды мобилизовались заранее им раздается домашнее задание, в данном случае им предлагалось:

а) подготовить команду из 8 человек (персонал фирмы +генерального директора);
б) придумать название команде (фирме);
в) создать проект эмблемы своей фирмы отражающей направление данного мероприятия.

Подготовка зала к игре:

а) табло к «Своей игре» (см. выше);
б) компетентное жюри;
в) полоса препятствий для конкурса «Вместе»;
г) рабочие места для персонала фирм.
д) атласы Кемеровской области.

2. Проведение игры

Игра проходит в 7 туров:

  1. «Разминка» (позволяет учащимся легче включиться в игру, название этого тура говорит само за себя).
  2. «Своя игра» (в данном туре командам предоставляется возможность показать свои знания по разным вопросам, а, кроме того, они смогут получить новую информацию выходящую за пределы школьной программы).
  3. «Дальше» (предоставляет возможность для индивидуальной реализации учащихся).
  4. «Вместе» (шуточный тур, проверка командных качеств фирмы + разминка).
  5. «Сложные» (в данном туре учащиеся смогут показать свои более глубокие знания).
  6. «Ассоциации» (только способность анализировать полученную информацию позволит победить в этом туре).
  7. «Защита проекта» (реализация творческих способностей участников команд).

3. Обобщение

  1. Анализ и подведение итогов игры (пока жюри подводит итоги конкурса с участниками конкурса проводится анализ игры, т.е., что понравилось, что нет, и что в следующий раз следует сделать по-другому).
  2. Награждение победителей и участников конкурса.

Сценарий игры

Ведущий: Добрый день, уважаемые зрители, и участники команд. Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Вам всем прекрасно известно, что в этом году Кемеровская область отмечает свой юбилей, Кузбассу – 65.

Но вы не подумайте, пожалуйста, что сегодня мы вас собрали здесь для какого-то пафосного или помпезного торжества. Вы мне можете верить или нет, но я со своими помощниками нахожусь здесь по личной просьбе нашего губернатора, с конкретной достаточно серьезной целью. Администрация Кемеровской области, обеспокоенная экологическими и социальными проблемами области, объявила конкурс на лучшую молодежную фирму.

Советниками губернатора по внутренним вопросам области станет та фирма, чей персонал наиболее профессионально подготовлен и справится с заданиями лучше прочих. Мы очень долго совещались, пытаясь придумать самый интересный способ проверки вашего профессионализма, перебрали множество вариантов и решили, что сегодня будет «Большая игла», коктейль из телевизионных программ. Профессионалы, работающие на ее благо – это лучший подарок области к юбилею.
Итак, начинаем!

«Разминка»

Ведущий: Поскольку будущему советнику губернатора придется часто выезжать в командировки по области, конечно же, вам необходимо будет знать, куда же ехать. Сейчас то мы и проверим, как вы знаете города нашей области. Итак, за одну минуту вам предстоит вспомнить как можно больше городов Кемеровской области. После моего сигнала вы начинаете записывать названия городов на бланки. А по окончанию времени проверим результаты. Итак, городов у нас всего 20, каждый записанный вами город добавляет вашей фракции 1бал.

Команды получают бланки и с момента, когда начинает играть музыка, начинают выполнять задания.

«Своя игра»

Ведущий: Это уже более сложный вариант игры. Вы начинаете каждый свою игру.

Здесь вы заработаете столько очков, сколько захотите и выберите себе сами вопрос. Итак, у нас есть табло, на котором указаны темы этого тура игры, а также количество баллов за ответ. Балы «+», если отвечаете и «–» если не отвечаете.

Тему выбирает фирма, ответившая правильно на предыдущий вопрос. Темы этого раунда: даты, флора, фауна, горы, реки и озера. Первую тему выбирает та команда, которая набрала большее количество очков в предыдущем туре «Разминка».

Табло к «Своей игре»

Даты 5 10 15 20 25 30
Флора 5 10 15 20 25 30
Фауна 5 10 15 20 25 30
Горы 5 10 15 20 25 30
Реки и озера 5 10 15 20 25 30

Примерные вопросы к «Своей игре».

Даты:

1) Точная дата образования Кемеровской области. (26.01.43) – 5 балов.
2) Открытие каменного угля в Кузбассе. (1721) – 10 балов.
3) Дата образования города Кузнецк. (1622) – 15 балов.
4) Сколько лет живет кедр? (800 лет.)
5) Когда был основан Кузнецкий острог? (1618)
6) Когда был создан заповедник Кузнецкий Алатау? (1989.)

Флора:

1) Какое дерево, произрастающее в нашей области, называют «Сибирским дубом» и почему? (Лиственница так как устойчива к гнили.)
2) Какие растения Кемеровской области не образуют стеблей, листьев и корней? (Водоросли, мхи, папоротники.)
3) Какая зерновая культура распространена в Кемеровской области? (Яровая пшеница.)
4) Какое дерево цветет в середине лета? (Липа.)
5) У какого хвойного дерева самое длинное детство? (У пихты, зацветает через 50–70 лет.)
6) Сколько лет живет можжевельник? (200 лет.)

Фауна:

1) Какая птица, проживающая на территории Кемеровской области, выводит птенцов в зимнее время года? (Клест.)
2) Какая рыба нашего края нерестится зимой? (Налим.)
3) Отчего старых лосей-быков называют «сохатыми»? (Слово «сохатый» происходит от слова соха, на которую и похожи его рога.)
4) Назовите самую большую птицу нашей области: а) глухарь –3,5кг, б) лебедь кликун – 7–13 кг. (Перелетный.)
5) Назовите самую маленькую птицу нашей области. (Желтоголовый королек – 5–6 грамм.)
6) Какая птица ревет как бык? (Ночью птицу выпь слышно за 2–3 км, звуки ее голоса сравнимы только с ревом разъяренного быка.)

Горы:

1) Где находятся «Писаные горы». О чем рассказывают? (Ниже по течению реки Томь, рассказывают об охоте и битвах каменного века.)
2) В глубокой древности здесь были высокие горы, но со временем они разрушились и сейчас представляют собой цепь холмов и возвышенностей высотой до 500 метров. Как называются эти горы? (Салаирский кряж.)
3) Как называется самый высокий хребет в системе Кузнецкого Алатау на территории Кемеровской области? (Хребет Тигиртыш – «Поднебесные зубья».)
4) Самая высокая вершина Кузнецкого Алатау. («Верхний зуб».)
5) Почему Кузнецкий Алатау получил такое название? (В переводе с шорского Алатау – «пестрые горы» т.е. снег + зеленые пятна тайги.)

Реки и озера:

1) За счет чего питаются реки зимой? (Грудных вод.)
2) На какой реке Кемеровской области есть пороги? (Мрасс-су; Хамутовские пороги.)
3) Какая река нашей области говорит о себе только в первом лице? (Яя.)
4) Какое озеро самое большое по площади в Кемеровской области? (Берчикюль – 32км2.)
5) Какое самое глубокое озеро в области? (Среднетерсинское – 80 м глубина.)
6) Можно ли назвать г. Кемерово приморским городом? Почему? (Да, так как под г. Кемерово находится пресное подземное море. Кузнецкая котловина была заливом моря.)

«Дальше»

Ведущий: А сейчас я приглашаю по одному сотруднику фирм, будущих советников губернатора.

(Выходят по одному представителю от каждой команды.)

Итак, вам предстоит по очереди за одну минуту ответить на одни и те же вопросы, а если вы не знаете, ответ на поставленный мною вопрос говорите «дальше» и я задаю следующий вопрос. Каждый правильный ответ приноси вашей команде 1 очко.

А сейчас я прошу остаться в зале только одного из вас (помощник ведущего провожает остальных участников за пределы зала, где они могут пока послушать музыку). Итак, мы начинаем!

Вопросы:

  1. Какие растения в области питаются насекомыми? (Пузырчатка, росянка.)
  2. Как называются коренные жители Горной Шории? (Шорцы.)
  3. Как называются коренные жители Кузнецкой степи? (Телеуты.)
  4. Почему нашу область называют Кузбассом? (Кузнецкий угольный бассейн.)
  5. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму? (Лиственница.)
  6. Какое самое распространенное дерево на территории Кемеровской области? (Пихта.)
  7. Кто открыл каменный уголь в Кузбассе? (М.Волков.)
  8. Город химиков. (Кемерово.)
  9. Какая хищная птица нашей области питается рыбой? (Скопа.)
  10. Когда была образованна Кемеровская область? (26.01.43.)
  11. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
  12. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)

«Вместе»

Ведущий: Уважаемы участники конкурса, вы, наверное, понимаете, что работа помощников губернатора состоит не только из принятия законов и нахождения ответов на трудные вопросы, сидя в кабинетах. Им также, приходится регулярно выезжать в командировки, в труднодоступные уголки нашей области, где, иногда, приходится преодолевать различные преграды, которые подготовила им наша уникальная природа.

Чтобы преодолеть эти преграды надо обязательно быть всем вместе, быть командой. Вот сейчас то мы и проверим, какая вы команда и как легко вы сможете преодолеть предложенное нами вам препятствие.

Итак, сейчас вы должны, взявшись за руки преодолеть эту преграду за как можно меньший период времени.

(Команда взявшись за руки проходит полосу препятствия, при этом фиксируется время прохождения, та команда которая покажет минимальное время при этом не разорвав цепь, получает 5 баллов, следующая за ней команда 4 балла и.д.)

«Сложные»

Ведущий: А сейчас истинная проверка ваших знаний. Сотрудники нашей пресслужбы , подобрали вопросы для проверки ваших, более глубоких, знаний. Итак, я буду читать вопросы всем фирмам одновременно, а после, вы получаете 1520 секунд для обсуждения ответа. Команда, дающая первой правильный ответ, получает 20 баллов. Начинаем:

Вопросы:

  1. Назвать 10 рек Кемеровской области на «Т». (Тогул, Томь, Тарсьма, Терсь, Тутуяс, Тяжин, Тонгул, Тельбес, Тайдон, Тулуюн.) (Ответы записывают на бланки.)
  2. Какие области, и края лежат в тех же широтах что и Кемеровская область? (Москва, Смоленск, Калининград, Камчатка (ответы записывают на бланк).
  3. С какими краями и областями граничит Кузбасс? (Новосибирская область, Алтайский край, Горный Алтай, Красноярский край, Хакасия, Томская область (ответы записывают на бланк).
  4. Перечислить населенные пункты, названия которых созвучны с названиями растений. (г. Березовский, г. Осинники, пос. Кедровка, д. Сосновка, пос. Костенково, д. Листвянка, д. Усть-колба, пос. Акация, пос. Крапивинский.)
  5. Где находится Липовый остров, и чем он интересен? (В районе поселка Кузедеево; там растут реликтовые липы, которые остались после оледенения.)
  6. Коков климат нашей области? (Резко-континентальный.)
  7. Что можно сделать из каменного угля? (Бензин, промышленные масла, лаки, краски, пластмассы, синтетические волокна, и.д.)
  8. Какие растения нашей области занесены в красную книгу? (Ответы есть в любой книге по охране природы области.)
  9. Насколько километров простираются пределы Кемеровской области с Запада на Восток и с Севера на Юг? (с С-Ю – 530, с З-В – 300 км.)

(При выполнении заданий этого тура можно подложить участникам команд пользоваться атласами по Кемеровской области.)

«Защита проекта»

Ведущий: Вниманию конкурирующих фирм, мы начинаем заключительное для вас испытание «Защита проектов». Не так давно вам было дано домашнее задание. Вы в течение нескольких дней должны были сделать проект эмблемы вашей фирмы (команды) отражая тематику сегодняшнего мероприятия. Вот сейчас мы и проверим ваши творческие способности и неординарность вашего мышления,

(Участники команд представляют свои проекты членам жюри и конкурирующим фирмам.)

Ведущий: Вот и подошла к концу наша интеллектуальная игра, пока жюри подводит итоги и выясняет, какая же фирм станет победителем сегодняшнего испытания я предлагаю каждой команде высказаться по поводу сегодняшней игры.

(Председатель жюри называет результаты игры и награждает победителей.)

Список литературы

  1. Боянкина З.В. Познавательные игры по биологии: Методические рекомендации для учителей по руководству игровой познавательной деятельностью школьников. – Новокузнецк; ИУУ,1993.
  2. Готовимся к олимпиаде: Учебно-методическое пособие. ЧП (Авт.-сост. Т.А.Фрольцова, А.А.Богданова и.т. д. под общ. Ред. Т.А.Фрольцовой. – Кемерово: Издательство обл. ИУУ, 2002.
  3. Леонтьева О.М. Биология: 6 класс: Пособие для учителя. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 128 с – (Игры на уроках).
  4. Сорокина Л.В. Край родной: Сценарии о живой природе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  5. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии: Пособие для учителей .-2-е изд. М.: Посвящение.