Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения

Разделы: Работа с дошкольниками


Организация образовательного процесса, содержание образовательной деятельности зависит от контингента детей, посещающих дошкольное учреждение, от целей и задач их развития.

Наше дошкольное учреждение посещают дети с нарушением зрительной функции. Нарушение зрения детей проявляется, прежде всего, на их восприятии. Отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия; как следствие, обеднённость чувственной стороны речи, нарушение развития речевой системы в целом.

Тем не менее, развитие этих детей подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребёнка (Л.С. Выготский). Из этого положения следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при условии включения в специальное обучение и воспитание. Раннее включение ребёнка в процесс специально организованной коррекционно-развивающей работы способствует раскрытию потенциальных возможностей его развития.

Одной из задач работы с детьми является преодоление недостатков восприятия предметов окружающей среды. Для этого важно развивать компенсаторные приемы восприятия объектов на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов. Для ребёнка важно рассмотреть предмет, выделив его части, форму, цвет; определить назначение; сравнить с другими предметами, выявив сходства и различия; найти предмет на картинке; подобрать силуэтное изображение; обвести по контуру, заштриховать, раскрасить, нарисовать, вылепить из пластилина. Изучить предмет со всех сторон, в разных видах деятельности.

Полноценное восприятие окружающего мира не возможно без знания эталонов цвета, формы, величины, пространственного расположения.

Следующим этапом будет обучение приёмам группировки, обобщения, классификации, установление закономерностей.

При изучении определённой темы важно использовать разные приёмы, методы, виды детской деятельности. И конечно, использование таких эффективных методов, как составление коллажей, моделирование, мнемотехники, элементов ТРИЗа.

Совершенствование зрительно-моторной координации – важное направление работы с детьми с нарушением зрения. Поэтому необходимо включать детей в продуктивную деятельность; обеспечивать коррекционную направленность в музыкальной деятельности, в процессе выполнения физических упражнений.

Следовательно, вся образовательная деятельность планируется и проводится с осуществлением квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Образовательная деятельность дошкольников с ограниченными возможностями в развитии осуществляется:

  • в совместной деятельности взрослых и детей в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией,
  • в ходе режимных моментов,
  • в процессе коррекционной помощи детям (занятия с учителем-дефектологом, с учителем-логопедом, с педагогом-психологом).
  • в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребёнка.

В основу организации образовательного процесса положены принципы личностно-ориентированного подхода, интеграции образовательных областей, комплексно-тематического планирования с ведущей игровой деятельностью.

Важно спланировать содержание педагогического процесса так, чтобы тема коррекционно-развивающей работы была реализована в разных видах деятельности, охватывала, по возможности, большинство образовательных областей.

Условиями реализации поставленных задач, содержания образования, являются:

  • организация коррекционно-развивающей совместной и индивидуальной деятельности;
  • развитие в контексте игровой и практической деятельности, в процессе решения проблемных задач;
  • учёт индивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей.

В этом случае, результаты развития детей будут эффективными.

Примерное комплексно-тематическое планирование
коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми средней группы
по теме «Домашние животные»

Социально-личностное направление

Социализация: Беседа о домашних животных, их детёнышах.

Игры «Путешествие из города в деревню», «Где мои детки» и др.
Игры на звукоподражания.

Безопасность: Контакты с животными.

Труд:

Наблюдение «Уход за животными» (кошка, собака).
Ручной труд «Конура для собаки», «Животные живут в сараях».

Познавательно-речевое направление

Познание: Рассматривание картин «Кролик с крольчатами»,

«Лошадь с жеребёнком», «Коза с козлёнком» и др. Детёныши домашних животных (внешний вид, повадки; уход за детёнышами и др.)
Дидактические игры «Кто чем питается?», «Угадай, какое это животное», «Кто где живёт», «Чей это детёныш?» и др. Математика – «Котёнок считает».

Коммуникации: Составление рассказов о домашних животных и их детёнышах. Дидактические игры «Что общего и чем отличаются», «Сосчитай до пяти». «Один – много», «Назови детёнышей», «Закончи предложение», «Подбери признак» и др.

Чтение художественной литературы:

МФФ «Наш козёл», «Котик, коток» и др. Чтение и пересказ К.Ушинский «Бодливая корова» и др.
Писатель и художник Е.И. Чарушин, В. Сутеев «Кто сказал «Мяу?», С.Михалков «Котята», стихи, загадки.

Художественно-эстетическое направление

Художественное творчество:

Лепка: по стих.С.Маршака «Котята», «Моё любимое животное», «Козлёночек» (дымковская игрушка) и др.

Аппликация: «Весёлый котёнок» и др.

Рисование: «Роспись козлёночка» (по мотивам дымковской и филимоновской росписи), «Моё любимое животное» и др.

Музыка: Песни «Два кота» р.н.п., «Серенькая кошечка», «Котик» (муз.И.Кишко), «Лошадка Зорька», упр. «Лошадки» (муз.Л.Банниковой). Слушание «Кот и мышь» (Ф.Рыбицкого). Игра «Кот и мыши» (муз.Ломовой)

Инсценировка «Как непослушный котёнок ушиб себе лапку» (придумывание). Пальчиковый театр «Кто сказал «Мяу»?

Физическое направление

Физическая культура.

Подвижные игры «Лохматый пёс», «Птички и кошка» и др.
Физминутка «Лошадка», «У мамы кошки есть котёнок», «Чёрный кот». «Серая лошадка»; пальчиковый игротренинг «Коза и козлята».

Здоровье: Беседа о пользе для здоровья молока.

Коррекция зрительного восприятия

Формирование сенсорных эталонов. Развитие навыков обследования предметов и формирование предметных представлений. Развитие навыков ориентировки в пространстве. Развитие зрительного внимания и памяти. Развитие мелкой моторики.

Итоговое мероприятие

Совместное изготовление коллажа «Домашние животные и их детёныши».

Примерное комплексно-тематическое планирование
коррекционно-развивающей образовательной деятельности
с детьми старшей группы по теме «Зимующие птицы»

Социально-личностное направление

Социализация: Наблюдение за птицами (поведение в разную погоду.) Беседа о том, как живётся птицам зимой. Игры «Зимние заботы (о птицах)»и др.

Безопасность: Правила поведения в природе.

Труд: Подкормка птиц. Ручной труд «Птицы» (оригами), «Кормушка для птиц» (из бросового материала) и др.

Познавательно-речевое направление

Познание: Рассматривание картин из серии «Птицы», «Птицы на кормушке». Классификация: птицы зимующие и перелётные. Речевая логическая задача «Птичья столовая». Дидактические игры «Кто где живёт», «Кто как голос подаёт?», «Отгадай, чей домик?», «Какую пользу приносят человеку?» и др. Составление моделей и коллажей. Математика «В мире птиц»

Коммуникации:. Составление (с использованием моделей, мнемотаблиц) рассказов о птицах. Придумывание: «Сказка про воробья». Пересказ рассказа Е.Чарушина «Воробей». Дидактические игры «Назови детёнышей». «Кто где живёт?», «Подбери признак», «Кто чем питается» и др.

Чтение художественной литературы: Малые формы фольклора, «Вот сказали воробья не слыхать…». Сказки Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка» и др.

Повести и рассказы В.Бианки «Синички», К.Ушинский «Журавли летят», «Зимующие птицы» и др. Загадки. Стихи: В.Стоянов «Воробей», Н.Рубцов «Ворона», А.Яшин «Покормите птиц» и др.

Художественно-эстетическое направление

Художественное творчество:

Лепка: «Воробышки зимой», барельеф «Снегири» и др.
Аппликация: «Сказочная птица», «Птицы на кормушке», «Весёлые птички» и др.
Рисование: «Птицы волшебного сада (городецкая роспись)», «Филин (тычок полусухой жёсткой кистью)» и др

Музыка: Слушание: пьесы из «Зоологической фантазии» К. Сен-Санса «Карнавал животных», «Пляска и песня птиц» (из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. Танец «Воробьи чирикают» (муз. Е.Елисеевой). Игра «Ворон» – р.н.песня.

Физическое направление

Физическая культура. Подвижные игры «Скок-поскок», «Воробышки и автомобиль», «Сова». Физминутка «Сороки-белобоки», «Прыгающие воробышки», «Филин серый»

Здоровье: Пальчиковый игротренинг «Птички», «Зимовать у нас остались…», «Замерзают птицы»

Коррекция зрительного восприятия

Формирование сенсорных эталонов. Формирование предметных представлений. Развитие навыков ориентировки в пространстве. Развитие зрительного внимания и памяти.

Развитие мелкой моторики.

Итоговое мероприятие

Акция «Покормите птиц!»

Примерное комплексно-тематическое планирование
коррекционно-развивающей образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы по теме «Транспорт»

Социально-личностное направление

Социализация: Наблюдение на улицах города за транспортом и пешеходами. Игры «Транспорт в городе», «Пожарная команда», «Скорая помощь», «Рыболовецкое судно» и др. Беседы о профессиях людей, связанных с транспортом.

Безопасность: Беседа с решением проблемных ситуаций «Как вести себя в общественном транспорте и на улицах города».

Труд: ручной труд «Автомобильное конструкторское бюро», «Дорожные знаки»,

макет «Улицы города», «Пароход с двумя трубами» (оригами) и др.

Познавательно-речевое направление

Познание: Рассматривание картины «На улицах города». Рассматривание, группировка и классификация видов транспорта. Транспорт наземный, подземный, водный, подводный, воздушный; грузовой, пассажирский, специальный. Игра-путешествие в прошлое транспорта.

Логические блоки «Машины в гаражи», «Самолёты на взлётной полосе» и др.

Игры на ориентировку (с видами транспорта) в помещении группы, на листе бумаги. Математика «Транспорт».

Коммуникации: Составление (с использованием моделей, мнемотаблиц) рассказов о видах транспорта. Дидактические игры «Угадай по описанию», «Четвёртый лишний», «Цепочка слов», «Найди пару», «Дополни предложение» и др.

Чтение художественной литературы

Н.Носов «Незнайка и его друзья» (главы), С.Сахарнов «Самый лучший пароход», «Два радиста», И.Винокуров «Самолёт летит» и др. Стихи и загадки о транспорте.

Художественно-эстетическое направление

Художественное творчество:

Лепка: «Автомобиль моей мечты», «Самолёты» и др.
Аппликация: «На аэродроме» (коллективное творчество),
«Он бежит себе в волнах…» и др.
Рисование: «Корабли вышли в море» (коллективное творчество), «Транспортное средство будущего» и др.

Музыка:

Игра «Лётчики и самолеты» (муз. Н.Раухвергер),
«Поездка за город» (муз. И.Герчик), «Метро» (муз.Ломовой).

Физическое направление

Физическая культура.

Подвижные игры «Самолёты», «Ракета», «Воробышки и автомобиль» и др.
Физкультминутки «Дети едут на машине», «Едем, едем»

Здоровье

Пальчиковый игротренинг «Светофор горит зелёный…»,
«Ракеты летают, плывут корабли», «Папа мне купил машину»

Коррекция зрительного восприятия

Формирование сенсорных эталонов, развитие ориентировки в пространстве, развитие зрительного внимания и памяти, развитие мелкой моторики.

Итоговое мероприятие

Игра-викторина «Я и правила дорожного движения»

Литература:

  1. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ. Практическое пособие. – М.: Айрис дидактика, 2005.
  2. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992
  3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
  5. Венгер Л.А.Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.
  6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет.– М.: Просвещение, 1988.
  7. Дыбина О.В. Рукотворный мир, Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М.: Сфера, 2001.
  8. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников». – М.: «ВАКО», 2005.
  9. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М., ТЦ Сфера,2010.
  10. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  11. Литература и фантазия (сост. Л.Е. Стрельцова). – М.: Просвещение,1992.
  12. Максаков А.М. Тумакова Г.А. Учите играя. – М.: Просвещение,1985.
  13. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1999.