Введение
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.
Не следует также забывать, что только дошкольный возраст самый благоприятный для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий. Создавать программы направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов ответственности в деле сохранения здоровья.
1. Актуальность проблемы
Работая не первый год в ДОУ, и проводя совместно с медработником диагностику здоровья детей, выявляется, что от года к году в подрастающем поколении все больше ослабленных детей. Одной из проблем является плоскостопие. Не смотря на то, что мы живем в сельской местности, где больше возможностей ходить босиком.
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменяется положение позвоночника, что отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.
Перелистав немало литературы по профилактике и лечению плоскостопия, я с удивлением обнаружила, как много недугов может быть по причине плоскостопия: это головная боль, боль в ногах и пояснице, а в дальнейшем варикоз, целлюлит. Страдает в основном женский пол т.к. у них от природы более эластичные связки.
Поэтому в очередной раз, набрав группу детей и проведя диагностику с медработником, выявила: из 20 детей, 6 детей с плоскостопием той или иной степени, из них 5 девочек.
Не следует также забывать, что только дошкольный возраст самый благоприятный для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением в сохранении здоровья приведут к положительным результатам.
На основании выше изложенного наметила цель работы: научить детей и их родителей как можно сохранить, или поправить свое здоровье.
2. Задачи
- Изучить причины слабого здоровья детей.
- Собрать, систематизировать материал по профилактики и лечению плоскостопия.
- Рассмотреть различные пути к оздоровлению детей.
- Воспитать правильное отношение к физкультурным занятиям.
3. Плоскостопие
Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в уменьшении ее сводов. Плоскостопие – это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохондроза.
Причинами плоскостопия являются; врожденная патология (11,5% от всех врожденных дефектов стопы), рахит, заболевания нервной системы (параличи, парезы нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие). Травмы стоп (переломы костей стопы, лодыжек, раны с повреждением нервов, сухожилий, мышц) и неадекватная статическая нагрузка. Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Чаще действуют такие более или менее выраженные факторы, как рахит, общая мышечная гипотония, неадекватная статическая нагрузка. Причина последней кроется обычно не в нарушении двигательного режима, а в ношении нерациональной обуви детьми с нарушением мышечного тонуса, повышенной эластичностью сумочно-связочного аппарата
4. Стопа как орган
Стопу образуют 26 костей, не считая сесамовидных, соединенные друг с другом при помощи суставов и связок. Последние придают стопе довольно сложную форму, напоминающую спираль или лопасть пропеллера и обеспечивающих подвижность в трех плоскостях. Поддержанию формы и выполнению функций стопы способствует активность 42 мышц стопы и мышц голени.
Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.
Стопа в теле человека выполняет три биомеханических функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы.
Рессорная функция – смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы. При плоскостопии толчки более резко передаются на суставы нижних конечностей, позвоночника, внутренние органы, что способствует ухудшению условий для их функционирования, микротравм, смещениям.
Балансировочная функция – регуляция позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в сумочно-связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.
Толчковая функция – сообщение ускорении телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность, и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках.
С глубокой древности известна еще одна функция стопы, не имеющая прямого отношения к биомеханике. Стопа – это область, богатейшая нервными рецепторами и являющаяся "энергетическим окном" организма. Известно, что охлаждение стоп вызывает рефлекторное сужение сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, наиболее ярко выраженное у незакаленного человека. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела.
5. Диагностика плоскостопия
Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на повышенную утомляемость ног, боли в стопах, голенях при беге, длительной ходьбе к концу дня, Возможно появление головных болей после двигательных нагрузок как следствие снижения рессорной функции стоп. В стопах боли локализуются, как правило, в области свода стопы, у внутреннего края пятки, под лодыжками. В голенях боли локализуются в икроножных или передних большеберцовых мышцах. Высота внутреннего и наружного сводов стопы снижена, стопа удлинена и расширена в среднем и переднем отделах. Ладьевидная кость может обрисовываться сквозь кожу на медиальной стороне стопы. Характерны шлепающая походка с разведением носков в стороны, при стоянии стремление поставить стопу на наружный край, неравномерный износ обуви: быстрее стаптывается внутренняя часть. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – получением отпечатков стоп. Для этого возьмите несколько чистых листов писчей бумаги (желательно шероховатой, чтобы отпечатки были более четкими) и приготовьте водный раствор «зеленки» либо гуашевую краску, разведенную до консистенции молока. Посадите ребенка на низкий стул и, при помощи ватного тампона, нанесите на его стопы одно из тех красящих средств. Взяв сына (дочь) за обе руки, предложите встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторите процедуру два-три раза до получения отчетливых отпечатков стопы – плантограммы. Можно просто намочить ноги ребенка и обвести карандашом получившийся контур.
Оценка плантограммы: Возьмите карандаш и линейку, прочертите две линии (см. рисунки). Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка – стопа плоская (рис. 5); если первая линия проходит внутри отпечатка – стопа уплощенная (рис. 2) если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная (рис. 1).
6. Профилактика плоскостопия
6.1. Общие вопросы
Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное лечение рахита, патологии центральной нервной системы, укрепление мышц и сумочно-связочного аппарата нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа. В более позднем периоде, начиная с года, когда ребенок осваивает вертикальную позу, ходьбу, не менее важно ношение рациональной обуви.
Рациональной (ортопедически верной) для здоровых детей до трех лет является обувь, плотно обхватывающая, но не сдавливающая ногу, с жестким задником, фиксирующим пятку в верном положении, каблуком высотой 0,3-0,5см, подошвой, дающей возможность переката. Здоровым детям до семи лет тоже необходима обувь с небольшим каблуком (до 1см) и возможностью переката. Задник может быть мягким. Для правильного формирования свода стопы нужна постоянная стимуляция. Ходить босиком или в носках по полу детям дошкольного возраста вредно. Они могут ходить босиком по песку, гальке, траве, наклонной плоскости вверх и вниз, по гороху, фасоли... Но обычно под ногами у нас только ровные поверхности. Дома – ковер, на улице – асфальт. Через толстую подошву кроссовок, которая замечательно пружинит при ходьбе и тем самым берет на себя естественную функцию стопы. Результат – плоскостопие.
Существуют специальные комплексы упражнений на укрепление мышц стоп и голени, применяются в различных формах физического развития. Особенностью комплексов являются игровые упражнения с применением игрушек.
6.2. Лечебная гимнастика при плоскостопии
6.2.1. Цель, задачи лечебной гимнастики
Целью лечебной гимнастики является формирование и укрепление сводов стоп.
Задачи лечебной гимнастики: развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений,
6.2.2. Методика лечебной гимнастики
При проведении гимнастики специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими в соотношении 3:1, 4:1. В начале курса упражнения выполняют из исходных положений (ИП) с разгрузкой стоп: сидя и лежа, затем в комплекс включают упражнения из ИП стоя, в ходьбе. Гимнастику обязательно сочетают с ручным или аппаратным самомассажем. При занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать разнообразные яркие предметы, проводить занятия в форме игры.
Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов. Рисование пальчиками ног, закапывание и раскапывание мелких предметов.
7. Инновация
В своей группе я использовала различные оздоровительные дорожки, изготовленные мной или родителями. С приходом осени надо было, дать детям альтернативу улице и я разработала дополнительный материал: «Чудесный ларец» (коробки с наполнителем, который можно менять по мере необходимости). Для этого я взяла две одинаковые деревянные коробки, разрисовала в виде «морского дна» и «летнего дня» заготовила разные крупы, мелкие игрушки, разработала комплекс гимнастики.
Меняя содержимое коробок и задания, меняется и работа различных групп мышц, что способствует быстрому оздоровлению.
Теперь я могу применять их каждый день во время гимнастики, либо во время физкультуры, но основной акцент делаю на индивидуальную работу. В индивидуальной работе я могу дать ребенку именно то упражнение и ту нагрузку, которое будет наиболее эффективно для него.
Детям очень нравится копаться в крупах, как ножками, так и ручками, что в свою очередь способствует еще и развитию моторики рук, так же здесь задействованы и психические процессы, т.к. в процессе профилактики плоскостопия даю задания на сообразительность, знание цвета, форм и т.д. (см. Приложение 1).
8. Работа с семьей
Успешное решение оздоровительных задач возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи. Для привлечения родителей к активному участию применяются различные формы работы: родительские собрания, тематические консультации, открытые занятия, папки передвижки, стенды, помощь в изготовлении пособий.
Рекомендации воспитателей часто удивляют родителей своей простотой. Но, как известно, самое простое – всегда самое сложное.
Лучший опыт в оздоровлении ребенка заслуживает широкого распространения и поощрения. Это позволяет обеспечить заинтересованность родителей в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.
Заключение
Планомерная систематическая работа с детьми по профилактике плоскостопия дает хорошие результаты. Дети выполняют основные виды движений качественно и количественно. Физические качества, такие как быстрота, ловкость, сила, равновесие развиты. Из шести детей только у двух девочек осталось небольшое плоскостопие, которое в дальнейшем при совместной работе родителей и педагогов даст положительный результат.
Растить здоровых детей – это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать всю жизнь.
Список сокращений
ГСС – голеностопный сустав
ДОУ – дошкольное образовательное учреждение
ИП – исходное положение
КС – коленный сустав
ТБС – тазобедренный сустав
Литература:
- Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1980. – С.107-125.
- Кнейп С. Мое водолечение // Энциклопедия здоровья. Т.1. – Нальчик: ЭЛЬ-ФА, 1993.– С. 378-388.
- Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. М.И. Фонарева. – Л.: Медицина, 1983. – С.319-321.
- Яременко Д.А., Корж А.А., Тлока В.А. Клиника, оперативное лечение и ортопедическое снабжение при поперечно-распластанной деформации стопы. Методические рекомендации. – Харьков, 1982. – С.4-14.