Комментарий к уроку.
Урок проведен по технологии деятельностного метода. Учащиеся знают все методы решения логарифмических уравнений, кроме логарифмического метода. На уроке им предоставляется возможность самим “открыть” этот метод. Урок сдвоенный (2ч. 40 мин.)Тип урока: “Открытие” новых знаний
Цели урока:
- Образовательные
Приложение к уроку: Презентация
Ход урока
1-й этап. Самоопределение к деятельности. (3 мин.)
Целевая установка.
Включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока.
Вступление учителя. Слайды 1–2.
Здравствуйте! Назовите ключевые слова темы урока. (Методы, логарифмическое уравнение). Дайте определение логарифмического уравнения. (Дают). Метод – это “ключик” к решению уравнения. Слова великого математика Лейбница “метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и впоследствии подтвердить это, что, следуя нашему методу, мы достигли цели” будут эпиграфом нашего урока.
Сегодня на уроке вы будете сами оценивать свою учебную деятельность. Успеха!
2-й этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (15 мин.)
Целевая установка.
Актуализировать учебное содержание и мыслительные операции для восприятия нового материала. Зафиксировать все понятия и алгоритмы, индивидуальное затруднение в деятельности.
Слайды 3–10.
- Ученики дают определение логарифма (Слайд 3). Акцент делается на ОДЗ. Далее выполняют тест № 1. (Слайды 4–5.) с самопроверкой и самооценкой.
- Ученики называют 5 известных им методов решения уравнений, пути решения, их недостатки и преимущества (Слайды 6–7).
- Ученики выполняют тест 2 на замену логарифмического уравнения равносильным уравнением или равносильной системой с последующей самопроверкой и самооценкой (Слайд 8).
- Работа учащихся в парах. (Слайды 9–10). Задания: прорецензировать решение уравнения и решить 6 уравнений. После проверки – самооценка работы в паре.
В ходе решения уравнений ученики сталкиваются с интеллектуальным затруднением! Им не решить последнее уравнение.
3-й этап. Постановка учебной задачи. (4 мин.)
Целевая установка.
На основе затруднения учащимся предлагается сформулировать цель урока и задачи для достижения этой цели.
Слайд 11.
Проблемная беседа. Назовите проблему. (Не хватает изученных методов для решения последнего уравнения.) Какую цель ставите перед собой? (Открыть новый метод решения логарифмических уравнений.)
4-й этап. Открытие нового знания (10 мин.)
Целевая установка. Организовать решение исходной задачи, зафиксировать преодоление затруднения.
Учащиеся работают в группах с заданием решить уравнение x lgx=100x;
При необходимости учитель отдельным группам делает подсказку: как lg x можно сделать из показателя степени множителем? Вспомните свойство логарифма.
Ученики, открывшие новый метод, комментируют его на исходном примере. (Слайд 11.) Новый метод называется логарифмированием.
5-й этап. Первичное закрепление во внешней речи. (10 мин.)
Целевая установка. Организовать усвоение учащимися нового метода решения уравнений.
Фронтальная письменная работа с комментированием. Слайды 12–13.
Зарядка для глаз. Слайды 14–15.
6-й этап. Самостоятельная работа с самопроверкой. (15 мин.)
Целевая установка. Учить учащихся, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать.
Учащиеся, сидя по одному, решают 3 уравнения с самопроверкой и самооценкой. Слайды 16–15.
7-й этап. Включение новых знаний в систему знаний. (10 мин.)
Целевая установка. Учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний.
Учащимся предлагается назвать все методы решения уравнений. Слайд18.
Затем предлагается тест с самооценкой. Слайды 19–20.
Николаева Анна рассказывает решение нестандартного уравнения с ЕГЭ (часть 2)
Слайд 21.
8-й этап. Интересные факты про логарифмы. (10 мин.)
Целевая установка. Развивать познавательный интерес к математике.
Презентация ученицы Крутяковой Кристины “Логарифмическая спираль”. Слайды 22–31.
Презентация учителя “Два черных ящика”. Слайды 32–36. (О логарифмических таблицах и логарифмической линейке.)
9-й этап. Домашнее задание. Рефлексия учебной деятельности. (5 мин.)
Целевая установка. Подвести итог урока.
Дома ученикам предлагается составить 6 уравнений, решаемые разными методами,
прорешать их и составить из этих уравнений кодированную карточку для кабинета математики. Учащиеся дают оценку своей деятельности на уроке. Слайды 37–38.