Урок окружающего мира в 3-м классе “Хлеб – наше богатство"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12,3 МБ)


Подготовительная работа: При подготовке к уроку дети разделились на группы: 1-я группа – подбирала сказки, пословицы о хлебе; 2-я группа – узнавала историю хлеба; 3-я группа – разработала заповеди о хлебе; 4-я группа – подготовила рецепты блюд из черствого хлеба.

Цели урока: расширить знания учащихся об окружающем мире; познакомить с историей хлеба; формировать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов, хлебопеков; воспитание чувства любви, гордости за свой родной край.

Оборудование: на доске плакат со словами “Хлеб – великое чудо земли!”; презентация “Хлеб – наше богатство!”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

– Долгожданный дан звонок,
начинается урок.

Поздоровалось с людьми солнце на рассвете.
“С добрым утром!”– говорит и большим и детям.
Утро добрым быть должно и хорошим тоже.
Лишь хороший человек все на свете может.

– Я думаю, что на уроке будет атмосфера доброжелательности. Поддержите своих друзей – улыбнитесь друг другу.

Работа над новым материалом. Слайд 1.

(Ученик читает стих.)

Вот он – хлебушко душистый,
С хрустской корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Учитель: – Ребята, вы уже поняли, о чем пойдет речь на уроке? (О хлебе.)
– Сегодня вы узнаете об истории хлеба, о нелегком труде хлеборобов. Вы поймете, почему к хлебу нужно относиться бережно, с уважением.
– Что вы представляете, когда произносим слово “хлеб”?
Хлеб. Это слово имеет много значений. Что мы называем хлебом?

(Ответы детей:

  1. Это мучные изделия: формовой хлеб, испеченный в формах, белый пшеничный, ржаной, различная выпечка: калачи, батоны, булки, пироги. Слайд 2.
  2. Это колосья в поле. Слайд 3.
  3. Зерно, которое убрали с полей. Слайд 4.
  4. Это растения, из которых делают хлеб.) Слайд 5.

2. Работа над новым материалом.

Учитель: – Хлеб издавна символизировал народное благополучие, довольство. Хлеб – непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье не обходится без хлеба. И нет другого продукта, который употребляли бы все народы мира. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто невозможно. Об этом говорят пословицы и поговорки: “Без соли, без хлеба – половина обеда”, “Без хлеба не обедают”, “Худ обед, когда хлеба нет”. Много пословиц сложено о хлебе. Давайте послушаем ребят. Они нашли много пословиц и поговорок о хлебе.

(1-я группа ребят знакомит с пословицами о хлебе.)

Учитель: – Что хочет сказать этими пословицами народ? Вы сейчас доказали пословицами, как человек издавна относится к хлебу. Хлеб нужен всем, но относимся к нему мы по-разному. Одни говорят просто: “Хлеб”, а другие ласково скажут: “Хлебушек”. И сразу становится понятно, кто из них знает настоящую цену хлеба. Что же означает слово “хлеб”?

(2-я группа знакомит с историей хлеба.)

1-й ученик: – Ученые полагают, что впервые хлеб появился свыше 15 тыс. лет назад. Главной заботой наших предков забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса и ячменя. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее.

2-й ученик: – Случайно человек обнаружил, что если поджаренные зерна раздробить и смешать с водой, то получится каша гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это было вторым открытием хлеба.

3-й ученик: – Примерно 5 тыс. лет назад родился первый печеный хлеб. Ученые предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим аппетитным запахом и вкусом она удивила человека. Тогда-то и стали выпекать пресный хлеб в виде лепешек. Слайд 6.

4-й ученик: – Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить тесто из сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же решился испечь лепешки. Они получились пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

5-й ученик: – Слово “хлеб” имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшочках, которые назывались “клибанос”. Отсюда произошло готское слово “хлайфс”, которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово “хлайб”, очень напоминающее наш “хлеб”. Слайд 7.

Работа с книгой. – Сейчас прочитайте статью о хлебе в учебнике на стр.75.

Беседа по содержанию: – Сколько лет существует земледелие?

– Какой путь прошел хлеб, прежде чем стал таким, каким мы его употребляем?

Учитель: – А задумывались ли вы когда-нибудь о том, для чего человеку нужен хлеб? Вот такое коротенькое, но емкое слово – “хлеб”. А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

Ученик: – Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые– медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г. хлеба, а при тяжелой работе – 800 г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40–45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000–1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимо для жизнедеятельности, человек получает от хлеба. Хлеб…

Ученик:

Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.

Учитель: – Ребята, подумайте и скажите, что на свете самое ценное: золото или хлеб? Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба! Послушайте сказку.

Ученик: – Послушайте одну народную сказку, очень мудрую, про богача, который был очень жаден. Ему хотелось иметь много золота и он продал свою душу дьяволу. Тот пообещал за это выполнить желание богача: все к чему тот прикоснется, будет превращаться в золото.

В результате у него дом стал золотым, стулья золотыми, спал на золотой постели. А когда богачу захотелось есть, то и еда его превратилась в золото. Так и умер богач от голода.

– Какой вывод можно сделать?

Самое ценное в жизни – это хлеб.

Учитель: – Почитание хлеба началось давно. Древние земледельцы были убеждены, что “не пашня родит хлеб, а небо” и называли хлеб “небесный”, “божественный”.

Ученик: – Одна древняя легенда гласит, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал ее искать, потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдешь ее в песке? Наступила ночь. Путник пометил место и воткнул посох. Утром вернулся, чтобы продолжить поиски крошки хлеба. А его посох стал золотым. Путник получил награду за свое бережное отношение к хлебу. Эта легенда учит нас беречь хлеб. Ведь это – бесценный дар.

Подберите однокоренные слова и эпитеты к слову “хлеб”. Слайд 8.

(3-я группа ребят знакомит с заповедями о хлебе.) Слайд 9.

Учитель: – Новая жизнь рождается из маленького зерна. Секрет хлеба постоянно питать новой жизнью человека. Чтобы испечь 1 батон требуется 10000 зерен. А представьте себе, сколько зерен вырастили в этом году хлеборобы нашего края, если собрано 8 млн.700 тыс. тонн зерна. Слайд 10.

Учитель: – А замечали ли вы, как относятся к хлебу наши бабушки и дедушки? Ведь это люди, пережившие голод, войну. Они берегут каждую крошечку. В блокадном Ленинграде, в 1942 году, в день выдавали на 1 человека 125 граммов хлеба. Вот такой кусочек. Слайд 1.

Его готовили из жмыхов, овсяной муки, гидроцеллюлозы. Эти крохи помогли выжить в то трудное время.

– Выбрасывать хлеб нельзя! В него вложено столько человеческого труда. Круглый год, не жалея сил, трудятся хлеборобы: трактористы, комбайнеры, пекари, чтобы у нас на столе всегда был хлеб. А, если после обеда остались кусочки хлеба или крошки, как поступить?

Мы привыкли к тому, что хлеба много, что он дешевый, что черствый хлеб можно выбросить. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом? Слайд 12.
1. Положить в целлофановый пакет на батарею,
2. Приготовить панировочные сухари.
3. Посушить гренки для супа.
4. Поджарить гренки к чаю.
5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.

– Творческая группа ребят приготовила для вас и ваших родителей несколько рецептов, как освежить хлеб и как приготовить из него вкусные блюда.
– Когда вы покушали в столовой, осталось много кусочков хлеба. Наши повара из этих кусочков сделали сухарики, и я хочу на перемене вас угостить. Ведь в народе говорят: “Хлеб, которым делишься, особенно вкусен”. Попробуйте!
– Бережное отношение к хлебу должно быть в крови у каждого человека. Мы должны уважать и любить хлеб так же, как и Родину, мать. Каждый день, беря хлеб в руки, помните о тех, кто его создавал. Подумайте, каким богатством вы владеете и как надо его беречь. Слайд 13.

Запомните правила, которым мы должны следовать неукоснительно:
1. Береги хлеб, он дорого достается.
2. Не оставляй недоеденных кусков.
3. Никогда не бросай хлеб.
4. Продли жизнь хлебу.
5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Ученик:

Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: “Берегите,
Берегите хлеб родной!”
Не мечтаем мы о чуде,
К нам с полей живая речь:
“Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!”

Слайд 14.

Домашнее задание.

Стр.76–77. Перемелите на кофемолке зерна пшеницы. Из получившейся муки испеките какое-то хлебобулочное изделие (лепешку, пиццу, оладьи и т.д.).

Итог урока.

Учитель:

  1. Почему легкого хлеба не бывает?
  2. Что считалось большим грехом на Руси?
  3. Выразите свое отношение к уроку с помощью карточек.

(У каждого ученика карточки, на которых записаны слова. Дети подчеркивают слова, которые помогают выразить свое отношение к уроку.)

– Спасибо за урок.