Цель: закрепить правописание окончаний имен существительных 1,2, 3 склонений единственного числа
Задачи.
1. Учить последовательности действий при написании безударных окончаний имен существительных; отрабатывать умение распознавать тип склонения существительного, падеж.
2. Развивать устную и письменную речь учащихся, расширять активный и пассивный словарный запас.
3. Прививать интерес к русским традициям, познакомить с историей самовара и чаепития.
Ход урока
1. Вхождение в урок
Слайд 1. Презентация
- Сегодня на уроке мы закрепим знания о склонениях имен существительных, о правописании окончаний имен существительных в разных падежах, а также вы узнаете о традиции чаепития на Руси.
- А какое чаепитие без самовара?
Слайды 2-6
Во всем мире знают русский самовар. Его родина - город умельцев и мастеров ТУЛА. Первый русский самовар появился в 1778 году (233 года назад). Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра и мельхиора. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. По вечерам вокруг самовара собиралось все семейство за долгими, задушевными разговорами.
Тула – единственный город в стране, который с 1956 года выпускает электрические самовары. На Руси издавна делали разные по форме и объему самовары (от 1 стакана до 5 ведер воды). Они были праздничные и на каждый день.
2. Актуализация знаний.
- О самоваре сложено много пословиц и стихов.
А) Прочитайте стихотворение о самоваре, найдите имена существительные.
Слайд 7
Самовар
Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
- Как вы догадались, что это имена существительные?
- Что вы еще знаете об именах существительных?
- Какие окончания имеют имена существительные в Р.п.., Д.п., П.п.
1 – и, -ы
2 –а, -я
3 – и
Давайте эти окончания пропишем на минутке чистописания:
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Б) - В старину самовар являлся неодушевленным членом семьи и его ласково называли “Дедушка” или “Иван Иванович”.
Говорили так:
Чай человеку подать – уважение оказать. Слайд 8
Самовар кипит, уходить не велит. Слайд 9
Почему так говорили, объясните смысл пословиц.
3. Повторение изученного материала
Работа с цветными квадратами. Слайд 10, 11
- Прежде, чем двигаться дальше, проверим свои знания о склонении имен существительных. Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
- Я сейчас буду называть имена существительные, а вы на партах будете выкладывать полоску из цветных квадратов.
Красный цвет – 1 склонение
Синий цвет – 2 склонение
Желтый 3 склонение
Самовар, баранка, печь, сахар, варенье, чашка, свежесть, блюдце, мед.
4. Работа над новым материалом
В Россию чай был завезен в XVII веке (примерно 300 лет назад) из Китая и применялся в то время как лекарство среди знати.
А как же китайский народ выявил полезность чая?
Об этом вы узнаете из текста №1.
По легенде, 5 000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал слуге согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку императору попало несколько чайных листочков. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
- Найдите имена существительные в Д.п., Р.п.. определите склонение, выделите окончания.
- Какие окончания пишутся в Р.п., Д.п. у существительных 1,2,3 склонения.– О чае говорят:
“Кто чай пьет, то 100 лет проживет”.
А почему так говорят, вы узнаете из задания №2.
Чай признают не только вкусным, но целебным напитком. О свойствах чая говорят так: “Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печен…, говорит “нет” сонливост…, усталост…,оживляет мышцы тела”. Чай служит активност… головного мозга, улучшению памят…
- Спишите 2 и 3 предложение, вставьте пропущенные окончания, укажите склонение и падеж.
5. Закрепление изученного материала
А) Развитие памяти
- О том, как же собирают чайные листья, вы узнаете из сообщения нашего ученика.(Уч-ся из класса выступает у доски)
Чайный лист собирают с весны до поздней осени. Срывают только готовые для переработки листочки. Чем тоньше и моложе листья, тем лучше чай. Из еще не совсем распустившихся листочков получается чай наивысшего класса. Чайный лист сразу перерабатывают, иначе листочки загрубеют и потеряют свою ценность. При этом чаинки снимаются с веточек не подушечками пальцев, а ногтями, потому что температура тела человека может повлиять на процесс увядания нежных листьев в самом начале и тем самым испортить лист.
В задании 2 говорилось, что чай улучшает память. Вот теперь посмотрим, что вы запомнили о сборе чая.
- Когда собирают чайный лист?
- Какие листочки ценятся больше всего?
- Почему чайные листы перерабатывают сразу?
- Как листочки должны сниматься с веточек и почему?
Б) Работа с деформированным текстом
- А теперь самостоятельная работа. (У слабых детей известно начало предложения)
Чай, женщины, собирают, только.
Женских рук, аромат, не портит, чая, запах.
Издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси, чай, заваривать.
Травы, душистые, придают, вкус, особый, чаю.
В) - А теперь – немного волшебства! Слайды 12-17
На слайде “волшебная чашка” с чаем. Мы будем опускать туда чайные листочки с именами существительными в И.п., а вытаскивать будем в другом падеже. Ваша задача – определить, какой это падеж.
Самовар – самовару, чашка - в чашке,пряник – с пряником, семья – у семьи.
Скатерть - скатертью, бодрость – с бодростью.
6. Итог урока
- Хотите научиться готовить настоящий чайный напиток по всем правилам?
Тогда домашнее задание будет таким: я вам дам волшебный рецепт приготовления чая. Ваша задача: выполнить задания в рецепте, приготовить напиток, угостить им всех домашних.
Заваривание чая
Для этой цел… используйте только свежую, один раз вскипяченную воду. Чай надо заваривать в фарфоровом или в фаянсовом чайник…, который ополоснуть кипятк…. Затем в чайник добавить необходимое количество сухого чая, залить наполовину кипятк…., накрыть матерчатой салфетк…, через 5 минут долить доверху.
Спишите рецепт, вставляя пропущенные окончания. Укажите над именами существительными склонение и падеж.
6. Рефлексия. Слайд 18
Спасибо за урок, довольны ли вы уроком я узнаю из ваших смс-ок. Ответьте на поставленные вопросы при помощи смайликов. (Да, нет, не знаю)
Доволен ли тем, как пошел урок? _________
Было ли тебе интересно? _________
Сумел ли ты получить новые знания?_________
Ты был активен на уроке? _________
Учитель был внимателен к тебе? _________
Индивидуальный лист для уч-ся. (Приложение 1)
Презентация к уроку. (Приложение 2)