Урок ИЗО в 4-м классе "Движение – течение жизни"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:

  • познакомить учащихся с художественными приемами передачи состояния покоя и стремительного движения;
  • научить изображать различные состояния в природе;
  • развить навыки работы акварелью.

Задачи:

  1. Обучающие – обучить приемам изображения.
  2. Развивающие – развивать композиционное мышление, образное воображение, коммуникативные навыки.
  3. Воспитывающие – воспитывать любовь к изобразительному искусство.

Оборудование:

  • для учителя:
    • проектор, мольберт, краски;
  • для учащихся:
    • лист бумаги, акварель.

План урока:

  1. Организация – 1 мин.
  2. Повторение пройденного материала – 4 минуты.
  3. Объяснение нового материала – 10 минут.
  4. Практическая работа учащихся – 25 минут.
  5. Закрепление – 3 минуты.
  6. Задание на дом – 2 минуты.

Ход урока

1) Вопросы для повторения пройденного учебного материала.

Учитель: Ребята, напомните мне, что мы изучали на прошлом уроке? (Изображение движения с помощью графических приемов.) Хорошо, решите задачку: с помощью динамической таблицы измените изображение так, чтобы зритель почувствовал движение в рисунке. Приглашаю к доске 4 учащихся. В результате делаем вывод: для передачи движения необходимы диагональные линии, что движение можно усилить или замедлить. Можно ли передать движение в живописи цветом. Сегодня мы откроем с вами художественные приемы, позволяющие выразительно передавать состояние относительного покоя (статики) и стремительного движения (динамики). Тема нашего урока: «Движение – жизни течение» (см. Приложение). Будем учиться с вами выполнять живописные наброски.

2) Отправимся с вами на вернисаж и посмотрим картины русских художников. Постараемся увидеть, каким же образом мастера добиваются такой достоверности в передаче состояния покоя и динамики. У нас в гостях два великих художника. Это Архип Иванович Куинджи и Николай Петрович Крымов.

После просмотра задаю вопрос: какие произведения передают спокойствие, а какие изображают энергичное течение жизни и пронизаны ощущением постоянной изменчивости природы? Выслушиваю ответы детей.

Вспомните, как вы рисовали деревья в графической технике. А теперь выполните живописные наброски осенних деревьев в золотом наряде или склонившихся под ветром, срывающим последние листочки наряда. Работайте сразу акварелью или гуашью.

Физкультурная минутка.

Мы листочки осенние
Мы на веточках сидим
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели

3) Приступаем к выполнению задания. Параллельно демонстрирую способы изображения. Осуществляю контроль за работой учащихся

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

4) Закрепляем материал. Скажите, ребята, что влияет на создание определенного состояния природы в рисунке.

5) Наблюдать состояния природы; принести акварель или гуашь.

Этапы урока Что делают
Учитель Ученики
1 Проводит в качестве опроса решение задачи с использование динамических таблиц. 4 учащихся на доске решают задачи, остальные контролируют.
2 Демонстрирует презентацию. Беседа с классом.
Проводит физкультурную минутку.
Внимательно смотрят, отвечают на вопросы.
Дети повторяют движения.
3 Демонстрирует способы ведения работы. Изобразительная деятельность.
4 Задает вопросы в ходе беседы с классом. Отвечают на вопросы.
5 Поясняет домашнее задание. Записывают в дневник.

Вопросы для анализа:

  1. Достигнуты ли на уроке поставленные цель и задачи?
  2. Оптимально ли протекал учебный процесс?
  3. Какие формы, методы и приемы (технологии) были использованы для активизации познавательной деятельности на уроке?
  4. Формировался ли интерес школьников к предмету?
  5. Достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся?
  6. Соблюдались ли на уроке нормы СанПиНа?
  7. Соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности школьников и др.)?
  8. Как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.?
  9. Удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся?
  10. Какая общая оценка урока?
  11. Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока?
  12. Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке?

При подготовке урока был использован материал учебника «Изобразительное искусство 4 класс» автора Шпикаловой Т.Я.