Цель:
- познакомить учащихся с художественными приемами передачи состояния покоя и стремительного движения;
- научить изображать различные состояния в природе;
- развить навыки работы акварелью.
Задачи:
- Обучающие – обучить приемам изображения.
- Развивающие – развивать композиционное мышление, образное воображение, коммуникативные навыки.
- Воспитывающие – воспитывать любовь к изобразительному искусство.
Оборудование:
- для учителя:
- проектор, мольберт, краски;
- для учащихся:
- лист бумаги, акварель.
План урока:
- Организация – 1 мин.
- Повторение пройденного материала – 4 минуты.
- Объяснение нового материала – 10 минут.
- Практическая работа учащихся – 25 минут.
- Закрепление – 3 минуты.
- Задание на дом – 2 минуты.
Ход урока
1) Вопросы для повторения пройденного учебного материала.
Учитель: Ребята, напомните мне, что мы изучали на прошлом уроке? (Изображение движения с помощью графических приемов.) Хорошо, решите задачку: с помощью динамической таблицы измените изображение так, чтобы зритель почувствовал движение в рисунке. Приглашаю к доске 4 учащихся. В результате делаем вывод: для передачи движения необходимы диагональные линии, что движение можно усилить или замедлить. Можно ли передать движение в живописи цветом. Сегодня мы откроем с вами художественные приемы, позволяющие выразительно передавать состояние относительного покоя (статики) и стремительного движения (динамики). Тема нашего урока: «Движение – жизни течение» (см. Приложение). Будем учиться с вами выполнять живописные наброски.
2) Отправимся с вами на вернисаж и посмотрим картины русских художников. Постараемся увидеть, каким же образом мастера добиваются такой достоверности в передаче состояния покоя и динамики. У нас в гостях два великих художника. Это Архип Иванович Куинджи и Николай Петрович Крымов.
После просмотра задаю вопрос: какие произведения передают спокойствие, а какие изображают энергичное течение жизни и пронизаны ощущением постоянной изменчивости природы? Выслушиваю ответы детей.
Вспомните, как вы рисовали деревья в графической технике. А теперь выполните живописные наброски осенних деревьев в золотом наряде или склонившихся под ветром, срывающим последние листочки наряда. Работайте сразу акварелью или гуашью.
Физкультурная минутка.
Мы листочки осенние
Мы на веточках сидим
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели
3) Приступаем к выполнению задания. Параллельно демонстрирую способы изображения. Осуществляю контроль за работой учащихся
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
4) Закрепляем материал. Скажите, ребята, что влияет на создание определенного состояния природы в рисунке.
5) Наблюдать состояния природы; принести акварель или гуашь.
Этапы урока | Что делают | |
Учитель | Ученики | |
1 | Проводит в качестве опроса решение задачи с использование динамических таблиц. | 4 учащихся на доске решают задачи, остальные контролируют. |
2 | Демонстрирует презентацию. Беседа с
классом. Проводит физкультурную минутку. |
Внимательно смотрят, отвечают на
вопросы. Дети повторяют движения. |
3 | Демонстрирует способы ведения работы. | Изобразительная деятельность. |
4 | Задает вопросы в ходе беседы с классом. | Отвечают на вопросы. |
5 | Поясняет домашнее задание. | Записывают в дневник. |
Вопросы для анализа:
- Достигнуты ли на уроке поставленные цель и задачи?
- Оптимально ли протекал учебный процесс?
- Какие формы, методы и приемы (технологии) были использованы для активизации познавательной деятельности на уроке?
- Формировался ли интерес школьников к предмету?
- Достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся?
- Соблюдались ли на уроке нормы СанПиНа?
- Соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности школьников и др.)?
- Как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.?
- Удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся?
- Какая общая оценка урока?
- Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока?
- Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке?
При подготовке урока был использован материал учебника «Изобразительное искусство 4 класс» автора Шпикаловой Т.Я.