Интеграция непосредственно образовательной деятельности в раннем возрасте как средство развития творческих способностей

Разделы: Работа с дошкольниками


Началом работы по теме стал детальный анализ образовательного процесса в раннем возрасте. Именно в этом возрасте творчество имеет свои особенности. Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, порой оригинальные продукты в виде рисунка, конструкции, стихов и т. п.

В этом возрасте проводятся непосредственно образовательная деятельность, предусматривающие традиционные виды: продуктивная, познавательная, художественная, конструктивная. Учитывая психологические особенности раннего возраста, анализируя образовательный процесс можно увидеть, что на традиционных видах деятельности ежедневно происходит повторение, закрепление, и расширение знаний. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие творческих способностей зависят от того, какие условия будут созданы взрослыми. Именно поэтому, проведя анализ, степень овладения творческими способностями группы в целом, руководствуясь педагогической диагностикой Н.Б.Вершининой, было выявлено, что у 28 % детей наблюдается самостоятельность выбора путей решения, гибкость мысли, возможность отказа от стандартных решений, стереотипов, у 60 % детей выявлено творчество детей соответственно теме и задачам организованной образовательной деятельности. Творческие способности менее устойчивые, решаются с помощью взрослого. 12% – детей малоактивны, делающие первые шаги в развитии творческих способностей. Такой анализ работы подтолкнул к поискам новых форм работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Использование в раннем возрасте интеграции непосредственно образовательной деятельности, где деятельность построена по принципу объединения нескольких видов деятельности объединенных одной темой, позволяет детям познать целостную картину окружающего мира. Такая деятельность дает высокие результаты в развитие творческих способностей детей. С ее помощью происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок может раскрыть и показать свои возможности.

Именно это и привело к углубленной работе над темой: «Использование интеграции непосредственно образовательной деятельности в раннем возрасте как средство развития, творческих возможностей детей».

Актуальность опыта обусловлена формированием у детей раннего возраста интереса к поиску, развитием инициативы, положительного отношения к занятиям.

При работе над темой были выявлены следующие противоречия: между развитием личности дошкольника и самим педагогическим процессом, между подвижной природой ребенка и процессом получения новых знаний.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании интегрированного подхода в непосредственно образовательной деятельности для развития детского творчества.

Длительность работы над опытом составляет 3 года.

На первом этапе: (июль-август 2008 г.) определена проблема, подобрана диагностика по развитию творческих способностей детей раннего возраста.

На данном этапе был выявлен уровень знаний, интересов детей, степень сформированности творческих и практических умений и навыков.

На втором этапе: (сентябрь 2008 г.– апрель 2010г.) были разработаны интеграции непосредственно образовательной деятельности по обучению детей раннего возраста для развития творческих способностей детей. Проведена апробация этой деятельности, разрабатывался дидактический материал. Была разработана примерная структура, интегрировано образовательной деятельности. Подобраны наиболее эффективные методы и приемы.

На заключительном этапе: (апрель-май 2010 г.) были достигнуты определенные позитивные результаты, позволяющие судить о результатах работы.

Диапазон опыта представлен системой обучения непосредственно образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей в раннем возрасте с использованием интеграции.

Теоретическая база опыта.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Интеграция обозначает – восстановление, восполнение – в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. То есть объединение в одно «целое», различных элементов или частей. У того «целого», всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов. Такая интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

В основу опыта легли труд Е.В.Полозова «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста». Авторские издания Л.В.Томашевская, Е.Ю.Герц «Интегрированные занятия».

В исследовательской деятельности за основу взята идея Е. В. Полозовой, которая предложила систему, интегрировано образовательной деятельности, таким образом, интегрированная деятельность – подход, к творческому развитию детей включая разные аспекты: музыкальные, речевые,художественно-эстетические,естественнонаучные, оздоровительные, логико-математические, которые сфокусировали в каждой личности систему способностей, знаний и умений.

Ценность идеи состоит в использовании тематики, которая объединяет разрозненные части образовательной деятельности, при этом используется поиск, эвритическая деятельность.

Новизна педагогического опыта – заключается в создании системы взаимодействия педагогов и детей, направленной на развитие творчества основанной на интегрированном подходе.

Технология опыта.

Цель: развитие творческих способностей у детей раннего возраста через систему знаний, основанной на интегрированном подходе.

Задачи:

  • Создание эмоционально-положительного контакта.
  • Побуждение детей к деятельности через организацию проблемных ситуаций, сюрпризных и игровых моментов, поисковых вопросов.
  • Моделирование реального объекта на сенсорных тренажерах + развитие речи.
  • Обучение технике изобразительной деятельности.

В основу педагогического опыта легли следующие принципы:

  1. Принцип последовательности. Любая ступень в обучении ребенка интегрированной деятельности опирается на опыт ребенка, на уже освоенном в предыдущем.
  2. Принцип деятельности – вовлечение ребенка в полноценную поисковую жизнь. Самостоятельно или с помощью взрослого наталкивание на ответы.
  3. Принцип интеграции – взаимопроникновение всех процессов, в образовательном процессе.
  4. Принцип дифференцированного подхода – решение задач, помогающих раскрыть личностные способности детей.
  5. Принцип эмоционального восприятия, опирающийся на восприятие и ощущение.

Основой исследования являются следующие методы: проблемная ситуация, сюрпризный момент, игровой момент, поисковые вопросы, рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование, работа с развивающими тренажерами.

Все методы были направлены на повышение интереса детей к изучаемым объектам, развития творчества. Каждая организованно-образовательная деятельность имеет структуру.

  1. Вводная часть: создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.
  2. Основная часть: детям дают знания необходимых для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучение связной речи.
  3. Заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Опираясь на структуру, подбирались цели, задачи и их решения. На организованно-образовательной деятельности реализовывались целые системы задач. Преимущество в том, что ребенок не успевает утомиться от количества приобретенных новых знаний, а может перейти в необходимый момент на новый вид «впитываемой» информации.

В основе реализации интегрированного подхода к организованно-образовательной деятельности использовался принцип эмоционального восприятия.

Ощущение восприятие в раннем возрасте первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Так же важным является вопрос о необходимой связи в дошкольном возрасте сенсорного воспитания и продуктивной деятельности.

Именно этот принцип позволяет педагогический процесс в работе с детьми сделать интересным и игровым.

Было разработано тематическое планирование на год для детей раннего возраста. В основу планирования легли темы: «Человек, Животные, Овощи и Фрукты, Транспорт, Одежда, Мебель».

Для эффективности подготовлен наглядный материал: развивающие тренажеры, конструкторы разных размеров, шнуровки и т. д.

Все это помогает объединить в нужной пропорции элементы развития речи, изодеятельности, физического развития в одно интегрированую организоанно-образовательную деятельность. Педагог удерживает внимание детей на максимуме довольно долго, причем разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет для себя близкие темы. Это и помогает воспитателю более активно развивать творческие способности детей раннего возраста.

Развитие творческих способностей детей невозможно без помощи и сотрудничество родителей, где в результате образуется детско-взрослое сообщество. Для закрепления творческих способностей предлагалось в самостоятельной обстановке, играх использовать накопленный опыт. Дети участвовали вместе с родителями в тематических выставках. Совместно с родителями проводились культурно-досуговые мероприятия, а также организованная образовательная деятельность с участием родителей и специалистов. Совместная деятельность взрослых и детей вызывает у последних ощущение взрослости, признание их возможностей и творческого развития со стороны родителей.

Результативность опыта.

Чем меньше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегрированный подход при организации образовательного процесса для развития творческих способностей детей. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. В практике за время исследования опиралась на организованно – образовательную деятельность. Где на заключительном этапе был проведен анализ степень овладения творческими способностями с помощью диагностики (Н.Б. Вершининой), показав эффективность интеграции организованно образовательной деятельности детей раннего возраста, как средство развития творческих способностей.

Итак, 56% детей показали самостоятельность выбора путей решения, легко и безошибочно справляются с заданием.

У 41% детей выявлено творчество, но творческие способности менее устойчивые.

3% детей делающие первые шаги в развитии творческих способностей.

Интегрированный подход раскрыл творческий потенциал у детей младшего дошкольного возраста. В игровой форме произошло соединение познавательного и эмоционального опытов. В большей степени, чем обычная организованно образовательная деятельность, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимать перегрузку. Эмоционально развивает детей, т. к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то есть, все сводится к полноценному творческому развитию детей.

Педагогическая и методическая технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при проведении интегрированной организованно образовательной деятельности для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

  1. Библиографический список
  2. Полозова Е.В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста /. Е.В. Полозова. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. – ЧП Лакоценин С.С., Воронеж. – 2007.
  3. Попова М.И. Навстречу друг другу/ М.И.Попова. – СПб.: 2000.
  4. Томашевская Л.В. Герц Е.Ю, Андрющенкова, Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду./ Л.В.Томашевская, Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.-96 с.
  5. Соломенникова О.О некоторых парциальных программах по художественному развитию дошкольников./ О.Соломенникова. «Дошкольное воспитание», 2004, №2.
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б.Эльконин. – М., 1978.
  7. Фопель К. Привет, ручки! Привет глазки! / К.Фопель. – М., 2005.