Цель:
- Познакомить учащихся с биографией М.В.Ломоносова (периоды жизни и творчества, касающиеся физики и химии особенно);
- Познакомить учащихся с работами ученого;
- Продолжить развитие в учащихся чувства гордости за Россию и своих соотечественников.
Задача: на примере разносторонней деятельности ученого показать учащимся необходимость изучения школьных общеобразовательных предметов.
Тип урока: урок-исследование.
Технология: объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемной дифференциации при использовании ЦОР.
План:
№ |
Содержание этапа |
Время |
1 | Организационная часть. Постановка проблемы. | 5 минут |
2 | Биографические данные | 5 минут |
3 | Научные исследования Ломоносова | 5 минут |
4 | Физические и химические опыты | 10 минут |
5 | Исследования Ломоносова в области географии и биологии | 5 минут |
6 | Завершающие этапы жизни Ломоносова. | 5 минут |
7 | Подведение итогов урока – решение кроссворда | 5 минут |
8 | Резерв на просмотр фрагмента фильма | 5 минут |
Изложение материала:
1 этап
Слайд 1. Наш первый университет. 300-летию М.В.Ломоносова посвящается… Приложение 1
Опыт 1.
Возьмем тонкостенный стакан и кювету с водой. Прогреем воздух в стакане над пламенем свечи и опустим стакан донышком вверх на дно кюветы.
Проблемный вопрос: что произойдет с водой и воздухом в стакане? (Так как процесс охлаждения воздуха в стакане достаточно длительный, ответ на вопрос должен быть озвучен в конце урока).
2 этап
Слайд 2. Биографическая справка. ( М.В.Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в селе Денисовка около села Холмогоры Архангельской губернии. Отец – крестьянин – помор Василий Дорофеевич Ломоносов. В декабре 1730 года М.В.Ломоносов ушел с обозом в Москву. В январе 1731 года поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 году зачислен в Академический университет г.Петербурга. В 1736 году отправлен для обучения в Германию. В 1745 году назначен на должность профессора (академика) химии.
Слайд 3. Славяно-греко-латинская академия.
Слайд 4. Маргбургский университет, паспорт Ломоносова, дом, в котором он проживал.
Во время обучения в Маргбурге ученый собрал свою первую библиотеку, написал работу по физике «О превращении твердого тела в жидкое», физическую диссертацию о различии смешанных тел, состоящих из сцепленных корпускул».
3 этап
Слайд 5. Диплом профессора химии Ломоносова. Фрагмент работы по молекулярно-кинетической теории тепла.
4 этап
Деятельность учащихся:
Опыт 2. Закон сохранения массы. Измерение массы раствора сахара в воде.
Опыт 3. Приготовление раствора перманганата калия и демонстрация с его помощью молекулярного строения вещества.
Опыт 4. Тепловое расширение тел.
Учащиеся проделывают опыты и делают два вывода: в области теплоты и в области строения вещества. После этого учащимся предлагается посмотреть слайды 6 и 7 , в которых содержатся выводы, сделанные Ломоносовым.
Слайд 6. Выводы, сделанные Ломоносовым, о строении вещества.
Слайд 7. Выводы, сделанные Ломоносовым, о строении тепловых явлениях.
Таким образом, Ломоносов пришел к выводу, что все вещества состоят из корпускул – молекул, которые являются «собранием» элементов – атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии» ученый дает определение: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких – либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу.»
Слайд 9. Лаборатория М.В.Ломоносова.
Слайд 10. Демонстрация стекла и мозаики.
Слайд 12. Открытие атмосферы Венеры.
В работе «Явление Венеры» Ломоносов пишет: «Некоторые спрашивают, ежели – де на планетах есть живущие нам подобные люди, то какой они веры? Проповедано ли им евангелие? Крещены ли они в веру Христову? Сим дается ответ вопросный. Ежели кто про то знать или их обратить и крестить хочет, тот пусть по евангельскому слову туда пойдет. И как свою проповедь окончит, то пусть поедет для того и на Венеру. Только бы труд его не был напрасен. Может быть тамошние люди в Эдеме не нагрешили и для того всех из того следствий не надобно. Многи пути ко спасению. Многи обители суть на небесех.»
5 этап
Слайд 13. Науки, изученные Ломоносовым.
Выступление учащихся с информацией об открытиях Ломоносова в области географии и биологии.
6 этап
Слайд 14. Памятники, установленные М.В.Ломоносову в Санкт – Петербурге, Нижнем Новгороде, могильный памятник.
Слайд 15. «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют.»
7 этап
- Демонстрация результата опыта, поставленного в начале урока как проблемы. Объяснение увиденного результата.
- Решение кроссворда.
- Производство какого вещества развил в России М.В.Ломоносов? /стекло/
- Как первоначально называл молекулу М.В.Ломоносов? /корпускула/
- Какую точную науку начал изучать Ломоносов одной из первых? /математика/
- Как называется метод создания картины с помощью кусочков цветного стекла? /мозаика/
- Как называл Ломоносов часть тела, которая не состоит из меньших частиц?/элемент/
- Природу какого электрического явления в природе объяснил Ломоносов? /молния/
- Гражданином какой страны является Ломоносов?
- Какую часть мужского лица прославляет Ломоносов в своей одноименной оде? /борода/
- Какую планету исследовал Ломоносов? /Венера/
В течение урока учащимся предлагается заполнить маршрутный лист (см. Приложение 2). Причем, вопросы биографической справки соответствуют вопросам кроссворда, который учащиеся решают в конце урока.
Если остается время в конце урока можно продемонстрировать отрывок документального фильма о лирике Ломоносова, чтобы окончательно убедить учащихся в том, что талантливый и трудолюбивый человек талантлив во всем.