Тип занятия: изучение нового материала и первичного закрепления знаний.
Вид занятия: комбинированный.
Форма занятия: устный журнал на тему: «гнездовой период в жизни птиц».
Цель: создать условия для изучения особенностей строения гнезд различных видов птиц.
Задачи:
1. Образовательная:
- сформировать знания у детей об особенностях типов, строении гнезд;
- продолжить формирование умений работать с текстом и выделять главное.
2. Воспитательная:
- формировать позитивное восприятие природы и бережное к ней отношение.
3. Развивающая:
- развивать познавательный интерес воспитанников, используя знания об особенностях строительства гнезд птицами;
- различать птиц по голосам, наблюдать за ними в природе.
Тема данного занятия изучается в программе дополнительного образования «родная природа» первого года обучения в разделе «Животный мир Кировской области» в теме «Птицы». Данное занятие можно рекомендовать для проведения уроков по зоологии 7 классе при изучении темы «класс Птицы».
Оборудование:
- натуральные гнезда птиц;
- голоса птиц;
- ноутбук, проектор для демонстрации презентации;
- домашнее задание на карточках;
- фотографии и рисунки птиц;
- задачи занятия на доске;
- домашнее задание на карточках (Приложение 3);
- бюллетень «Гнезда» (Приложение 4).
Ход урока
Птичка божия не знает ни заботы, ни труда,
Торопливо не свивает долговечного гнезда.
А.С. Пушкин
В конце лета и начале осени в связи с уменьшением пищи птицы улетают на юг. Весной эти птицы возвращаются к местам гнездования. И приступают к постройке гнезд для выведения потомства.
Гнездостроение – характерная особенность размножения птиц и представляет собой сложное явление. Найденное гнездо – документ, подтверждающий факт обитания в данной местности определенного вида птиц. Изучение конструкции гнезда, его строительного материала, способа прикрепления дает конкретные данные, необходимые для создания новых искусственных гнездовий с целью привлечения полезных птиц.
Птичьи гнезда по форме, размеру, конструкции, строительному материалу и месту расположения крайне разнообразны.
Материал для строительства гнезд.
Для строительства гнезд птицы используют самый разнообразный материал: корешки и листья, тонкие прутья различных растений, стебли, ветки древесных растений, мхи и лишайники, пух, перья, волосы животных. У многих птиц гнезда вылеплены из маленьких комочков глины, ила, земли, перемешанных растительными кусочками и волосом, и склеенных клейкой слюной, например, у некоторых видов ласточек – деревенской, городской. Также вход для строительства гнезд идут кора березы, например, бересту использует при строительстве гнезда мухоловка, ели, ольхи, чешуйки еловых шишек, паутина пауков и насекомых. Некоторые птицы подбирают у населенных пунктов и вблизи них лоскутки тряпок, ниток, бумагу и другие различные отходы деятельности человека.
(На экране появляется слайд с изображением различных материалов, используемых для строительства гнезд.)
Беседа о значении гнезд.
Гнезда у птиц выполняют разнообразные и важные функции:
- Гнездо предохраняет яйца от раскатывания и удерживает их в компактной кучке.
- Гнездо служит местом нахождения птенцов в период их выкармливания до их вылета.
- Гнездо способствует созданию оптимального для развития яиц и птенцов температурного режима.
- Гнездо играет большую роль в защите яиц, птенцов и насиживающей птицы от врагов, что достигается маскировкой гнезда и его расположением в недоступных для врагов местах.
Типы гнезд.
(Рассказ учителя сопровождается показом натуральных гнезд)
1. Чашеобразное гнездо – в виде чаши, открытое. Вход в гнездо сверху. Этот тип гнезда характерен для многих птиц, обитающих в наших краях – дрозд-рябинник, зарянка, снегирь, сойка обыкновенная, горихвостка, черноголовая славка и другие (рисунки 1-4).
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
Рисунок 3 | Рисунок 4 |
2. Шарообразное (яйцеобразное) гнездо – в виде шара или яйца, закрытое со всех сторон. Вход сбоку в виде маленького круглого отверстия (летка). Такого типа гнезда характерны для некоторых видов синиц: длиннохвостой синицы, пеночки-трещотки, крапивника и других птиц (рисунки 5, 6, 7).
Рисунок 5 | Рисунок 6 |
Рисунок 7 |
Ремез предпочитает гнездится в поймах рек, по берегам прудов, озер.
Ремез при своих маленьких размерах строит довольно большое пушистое, заметное гнездо в виде «варежки». Гнездо сплетается из мягких материалов – волокон луба, травинок, растительного пуха (тростника, рогоза, тополя, ивы), шерсти. Гнездо на высоте от 2,5 м и выше на тонких свисающих ветках ивы, березы, чаще над водой.
Гнездо крапивника представляет собой шар или вытянутый по форме мешочек с маленьким боковым входом. Материал для гнезда самец носит очень быстро, через каждые 10-30 сек. Бывает, самец прерывает работу и энергично поет.
(Учитель включает пение крапивника.)
Пение крапивника (музыкальный файл)
3. Висячее гнездо – гнездо, прикрепленное к опоре (веткам, стеблям) не дном, а верхними частями стенок или краями. Висячее гнездо можно встретить у малиновки, иволги, кустарниковой камышевки (рисунок 8).
Рисунок 8
Гнездо в виде глубокого конуса или корзинки самка дроздовидной камышевки укрепляет на стеблях высокого тростника, искусно сплетая его из сухих тростниковых листьев и растительных волокон. Когда самка строит гнездо, самец в это время искусно поет (рисунок 9).
Рисунок 9
(Учитель включает пение дроздовидной камышевки.)
Пение дроздовидной камышевки (музыкальный файл)
Дети рассказывают о том, как птицы заботятся о своем потомстве (Приложение 1).
Расположение гнезд (материал изучается по усмотрению педагога).
В дуплах | На земле | На деревьях | В кустарниках | У строений |
Дятел Синица-московка Поползень Ястребиная сова Серая неясыть |
Филин Жаворонок Соловей Глухарь Тетерев Козодой Трясогузка |
Грач Свиристель Ворона Сорокопут Желтоголовый королек |
Крапивник Малиновка Сорока Садовая славка Синица длиннохвостая |
Галка Белый аист Деревенская ласточка Скворец обыкновенный |
Схема строения гнезд пеночки-трещотки (рисунок 10).
Рисунок 10
Схема строения гнезд крапивника (рисунок 11).
Рисунок 11
Беседа о том, на какой высоте птицы строят гнезда и сколько этот процесс занимает времени. Во время беседы дети приходят к следующим выводам.
Высота гнезда над землей – расстояние от земли до основания гнезда, а для дуплогнездников – до нижнего края летка.
- До 1м – лесная завирушка.
- 2-3м – сорока, дрозд-рябинник.
- 2-4м – зяблик, ястреб-перепелятник.
- 2-5м – снегирь.
- 3-6м – щегол, обыкновенная горлица.
- 7-8м – черный дрозд.
- 8-20м – черный коршун, ястреб-тетеревятник.
- 15-20м – беркут, орлан-белохвост.
Время на постройку гнезда:
- Черный дрозд – 3-5 дней.
- Зарянка – 5-7 дней.
- Соловей – 5-6 дней.
- Рябинник – от 1до 7-10 дней.
- Пеночка-теньковка – 5-8 дней.
- Желтоголовый королек –10-12 дней.
- Большая синица – от 2-3 до 5-6 дней.
- Ремез – 3-4 недели.
Гнезда водных и околоводных птиц сильно отличаются от других птиц, обитающих на суше. Поэтому они весьма различны и выполнены в большинстве из водной растительности (Приложение 2).
Вопросы и задания для повторения.
1. Определите тип гнезда (рисунок 1, 6, 8) или презентация (Приложение 5).
Рисунок 1 | Рисунок 6 |
Рисунок 8 |
2. Из чего птицы строят гнезда:
а) травянистые растения;
б) древесные ветки, сухие листья деревьев, куски бетона;
в) шерсть, пух, перья, железные прутья;
г) мох, лишайники;
д) глина, грязь.
3. По описанию установите, чьё гнездо?
Гнездо строит в строениях: на чердаках, под крышами дворов и сараев и т.д. Гнездо полукруглое, сверху открытое, вылеплено из маленьких комочков глины, ила, илистого песка, склеено клейкой слюной с примесью травинок, соломы, пуха.
4. Гнезда каких птиц располагаются на кочках в воде, близко у берега и построено, как правило, из отмершей водной растительности?
5. Какие птицы строят гнезда высоко на деревьях, столбах, крышах, развалинах зданий и т.д.
Домашнее задание.
Можно ли помочь птице в постройке гнезда? (Приложение 3)
Используемая литература:
- А.В. Михеев Определитель птичьих гнезд. М., Просвещение, 1975 г.
- Г.Н. Симкин. Певчие птицы. М., Лесная промышленность, 1990 г.
- М. Штейнбах. Как мы с гаичкой гнездо построили. Альманах «Певчие и декоративные птицы», М., Колос, 1992 г.