Методическая разработка урока "Болью сердца говорят…"

Разделы: История и обществознание


Цель: создание условий для формирования устойчивого интереса к изучению мемуарной и художественной литературы по Холокосту.

Задачи:

  • осуществление учащимися аналитической и продуктивной деятельности при работе с источниками;
  • формирование у учащихся понимания неприемлемости различных форм дискриминации по отношению к иноязычному населению;
  • ознакомление учащихся с художественной и мемуарной литературой, в которой отражены судьбы жертв Холокоста;
  • вызов у учащихся чувства эмпатии к людям, переживших трагедию.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проблемное изложение.

Методы: методы проблемного обучения (поисковая беседа, изложение, метод мотивационно-проблемных ситуаций), методы активного обучения, практический метод (с герменевтическими аспектами), объяснительно-иллюстративный, метод синквейна.

Оборудование: еврейская музыка, песня «О, народ древний» в исполнении Т.Гвардцители; информационные карточки о лицах, переживших Холокост; мемуарная и художественная литература (дневник Анны Франк, В.С.Гроссман «Треблинский ад», Э.М.Ремарк «Искра жизни», стихотворение Пауль Целан «Фуга смерти»), притча, кадры из анимационного фильма Г.Бардина «Адажио». В кабинете также на видном месте размещена Декларация Стокгольмского международного форума по Холокосту, а также текстовое выступление Симоны Вайль (почетного президента Фонда памяти Шоа) «О Холокосте и его последствиях», текст Равенсбрюкской молитвы. Кабинет оснащен рисунками и работами детей о Холокосте, фотографиями жертв Холокоста, репродукциями картин по Холокосту (Ильи Клейнера). В кабинете оформляется стенд с событиями, датами и фактами Холокоста. На отдельном стенде располагаются отрывки из произведений В.С.Гроссмана «Треблинский ад», Э.М.Ремарк «Искра жизни».

Эпиграф к уроку: «Увенчается ли наше стремление к новому мировому порядку успехом, зависит от того, выучим ли мы уроки Холокоста». (Я. Дж. Кадеган)

Опережающее задание: учащиеся заранее готовят небольшие сообщения о биографических данных судеб людей, прошедших через Холокост (о Януше Корчаке, о Анне Франк, о Рауле Валленберге, о Мани Файнгольц, Ани Вайнер, Шинтале Беник, Михаиле Розенберге). Два ученика учат стихотворения (Имануил Глейзер «Памяти жертв Холокоста», Пауль Целан «Фуга смерти») и один ученик Равенсбрюкскую молитву. Учащиеся читают произведение В.Гроссмана «Треблинский ад».

Ход урока

1 этап: организационный момент.

2 этап: вводно-мотивационный этап. Звучит еврейская музыка.

Учитель: Не только в России, но на Западе далеко не все представители нашего человеческого сообщества знают о Холокосте. Сама историческая память о Второй мировой войне, о преступлениях нацистов с каждым новым поколением «отодвигается в глубь», заслоняется более близкими и, казалось бы, важными событиями – экономикой, политикой, отодвигая на второй план нравственные проблемы истории. В нашем недалеком прошлом о трагедии Холокоста на Советской земле школьные учебники не упоминали. Даже на памятниках погибшим не разрешали указывать национальность жертв. Жертвами Холокоста были не только взрослые люди, но и дети.

«Голод и погромы,
Гетто вместо дома,
Смерть родных и близких
На твоих глазах...
Дети Холокоста,
Маленького роста
Вынесли на слабых,
Худеньких плечах».
(Евгений Скороход)

В гимне еврейских партизан на музыку Д. Покрасса, есть слова Гирша Глика, где написаны следующие строки:

«Солнца луч озолотит сегодня день,
Уничтожим мы врага и вражью тень,
Если мы не отомстим за нашу боль,
Полетит к потомкам песня, как пароль».

Сила человеческого сознания заключена в памяти, когда она умирает, человека нет. Познать и понять трагические события Холокоста невозможно без боли в сердце. В Декларации Стокгольмского международного форума по Холокосту есть такие строки: «Мы вместе с теми, кто испытал страдания, и черпаем вдохновение в их борьбе. Наша обязанность – помнить о жертвах, которые погибли, уважать тех, кто выжил, и укреплять усилия всего человечества ради взаимопонимания…». Холокост – это болевая точка в истории современной цивилизации.

День Холокоста – Судный день.
Шесть миллионов на погосте.
И город строит та же тень,
Что в сорок третьем стала гостем.

Тот свет непризрачных печей
Не забывают павших тени.
А Холокост во тьме ночей
Всё строит город Возрожденья.

Из пепла восстают они -
Не узники, а властелины
Той, так страдающей земли...
И нет спасения и ныне!
(Елена Грислис)

В понятии «Холокост» существует человек и Катастрофа, пересечение жизни и смерти, добра и зла, греха и вины, предательства и героизма, ненависти и взаимопонимания, подлости и всепрощения, разочарования и веры, отчаяния и надежды, низости и самоотверженности, страдания и решимости жить, преступление и наказание, равнодушные и Праведники…Боль каждого народа является болью всего человечества.

Каждый человек бывает на краю гибели, один со своими бедами и проблемами. Далее учитель читает притчу.

«Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним – Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну – от его ног, другую – от ног Господа. Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
– Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь отвечал:
Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках».

Учитель задает вопросы по притче (о моральном смысле, о смысле в курсе мировой истории, об образах и их выражениях в реалиях социума). Учащиеся высказываются о выводах, которые сформулировали после прочтения притчи.

В современное время, когда человек и человечество теряют свое лицо в погоне за удовольствиями, преуспеванием и наживой достаточно трудно остановиться и трезво рассудить, куда идет человечество, вспомнить уроки истории, уже не по-юношески, а по-взрослому осознать, что не хлебом единым жив человек.

Но… даром думают, что память
Не дорожит сама собой,
Что ряской времени затянет
Любую быль,
Любую боль…
А.Твардовский

Часто мы боимся показывать свои слабости, а тем более горечь слез. Боимся высказать переживания и свои чувства.

Ученик читает стихотворение Пауля Целана «Фуга смерти».

Черная млечность рассвета, мы пьем ее на закате, мы пьем ее в полдень
И утром и пьем ее по ночам, мы пьем и пьем
Мы в небе могилу роем там тесно не будет лежать,
В доме живет человек, он играет со змеями
Пишет он в сумерках пишет в Германию золото волос
твоих Маргарита, он пишет и после выходит из дома и звезды сияют
Он свистом зовет своих псов, он свистом сзывает евреев, чтобы
рыли могилу в земле
Он велит нам теперь сыграйте для танца.
Черная млечность рассвета, мы пьем тебя ночью,
Мы пьем тебя утром и в полдень и пьем на закате тебя,
Мы пьем и пьем,
В доме живет человек, он играет со змеями
Пишет он в сумерках пишет в Германию золото волос
твоих Маргарита
Пепел волос твоих Суламифь мы в небе могилу роем там тесно не будет лежать,
Он кричит вы там глубже в землю, а вы там играйте и пойте…
Он кричит гуще скрипки, вы в небо уйдете как дым
В облаках вы найдете могилу там тесно не будет лежать

Учитель: Среди жертв Холокоста были те, которые не молчали.

3. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации.

На данном этапе учитель организует работу с мемуарными источниками (Приложение 1).

Что чувствовал человек, живя в концлагере? Как изменялась его система ценностей? Какое у него было отношение к творящейся жестокости?

Евреи, жившие без своей родины, конечно, мечтали о ее обретении, трепетно сохраняя свою религию и традиции. Что так раздражало нацистов в евреях? Зло, кульминацией которого стал Холокост, пришло в мир давно. Даже сейчас у многих есть черта души, которая проявляется в поиске виновного в своих бедах, проблемах страны кого-то.

Идет демонстрация кадров из анимационного фильма Г.Бардина «Адажио».

Учитель: Наш разговор о Холокосте – это рассказы свидетелей, которых мы услышим; это рассказ о мужестве непокорившихся, о моральном уровне человеческого сообщества, о мученическом терпении народов, о переживаниях.

Далее ученики выступают с краткими сообщениями о судьбах людей, переживших Холокост: о Рауле Валленберге, Януше Корчаке, Анне Франк, Мани Файнгольц, Ани Вайнер, Шинталь Бенике, Михаиле Розенберге. На партах у учащихся также представлены краткие информационные карточки.

Остальные учащиеся, слушая выступления, заполняют таблицу:

Фамилия, имя Годы жизни Место рождения, место лагеря Профессия, деятельность Особый вклад в развитие культуры Судьба
           

Далее организуется самостоятельная работа в группах с мемуарными источниками на основе следующих дневников: дневника 16-летнего школьника Романа Кравченко (г. Кременец, 1942 г.), дневника Анны Франк, воспоминаний Мани Файнгольц. 1944 г. (Приложение №1).

Ученики отвечают на следующие вопросы, используя мемуарную литературу:

1) назовите самые запомнившиеся эпизоды из жизни этих людей?
2) какие факты из биографии показались вам наиболее важными?
3) какие чувства вы испытываете, читая данные источники?
4) как могла бы сложиться судьба каждого из них, если бы они миновали ужас Холокоста?
5) что бы вы спросили у них, если бы встретились с ними сейчас?
6) о чем они думали, когда находились в фашистском концлагере? Как изменяется система ценностей у человека и образ его мышления и жизни в лагере?
7) чем была для них жизнь в гетто?

Далее учитель организует работу с художественным произведением ремарка «Искра жизни» (с 1 по 11 главы, отрывки).

Фашистский концентрационный лагерь Меллерн… (на самом деле Ремарк описал Бухенвальд, изменив название лагеря), мрак повседневных будней. Это горестная, но мудрая книга о жизни и смерти, о Добре и Зле, о том, как легко и быстро добропорядочные, опрятные служащие, скромные чиновники, студенты и коммерсанты, мясники и булочники превращаются в профессиональных убийц, о том, как прекрасно это ремесло может сочетаться с любовью к музыке, хорошими манерами и образцовой семейной жизнью. Несмотря на тяжелые картины, предстающие перед нами, роман "Искра жизни" жизнеутверждающий. Мы должны найти в себе силы для того, чтобы правильно направить наши мысли и чувства в нужное русло и заставить перед лицом смерти по-новому взглянуть на жизнь.

Организуется работа по следующим вопросам:

1) что относится к вечным ценностям?
2) от чьего лица ведется повествование? (выписать в тетрадь предложения и словосочетания, передающие душевное состояние героя-повествователя)?
3) почему в обществе принято говорить об исторической вине отдельной личности и нации?
4) как в романе совмещаются личная жизнь человека, историческое время и жизнь нации?
5) как можно применить к переживаниям героев высказывание Луи Арагона «Вспорот мир страхом»? Что можно «вспороть»? Что стоит за словом «мир»?
6) запишите в тетрадь ассоциации, возникающие у вас со словом «страдание».

Далее учитель, напоминая о наличии у учащихся опережающего задания, задает вопросы по произведению В.Гроссмана «Треблинский ад»:

1) как автор описывает местоположение лагеря и жизнь пленных в нем?
2) удалось ли кому-нибудь спастись?
3) чем отличалась жизнь в Треблинке от жизни в других лагерях?
4) кто были люди, которых везли в эшелонах в Треблинку?
5) было ли у вас ощущение тревоги на все протяжении чтения этого произведения?
6) чем отличалась жизнь женщин от жизни мужчин?
7) кто такой Гиммлер?
8) как ведут себя свидетели происходящего?
9) почему произведение Гроссмана послужило основным доказательством на Нюрнбергском процессе?

4. Закрепление материала. Стадия рефлексии.

Сама возможность постановки проблемной темы нашего сегодняшнего занятия можно считать знаком серьезности и весомости перемен, постепенно происходящих в нашем обществе. Человечное всегда входило в жизнь с трудом и кровью. Насилие, меняя маски, остается главной частью человеческих взаимоотношений. История проходит через Дом души человека, через его личность, сознание, семью, судьбу. Мы увидели пути, которыми шли люди, пережившие Холокост, спорили о красоте и подлости, о долге и страхе. Если мы будем чаще об этом задумываться, то есть надежда на то, что сохранится любовь, интерес к судьбе чужого человека, появится тяга к другим, к Свободе, к Миру.

Звучит песня «О, народ древний» в исполнении Тамары Гвардцетели.

На стадии рефлексии реализуется метод синквейна по формулировке темы урока «Написано кровью сердца». Учитель напоминает правила написания синквейна (В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ); третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы); четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)).

5. Информация о Д/З:

Сделать мультимедийную презентацию по предлагаемым темам в рамках соответствующей темы урока (возможна свобода в выборе собственной темы):

1) «Былое возвращается не сразу. Оно молчит годами под замком…У памяти – свой час и свой закон». (Ю.Нейман)
2) «Говорят погибшие. Без точек. Без запятых». (Л.Озеров)
3) «Человеческая память и проклятья должны жить не для мести, а для справедливости». (В.Каня)
4) «Беззвучные крики».

Литература к уроку

  1. Брухфельд С., Левин П.А. Передайте об этом детям вашим…История Холокоста в Европе. 1933-1945. М.: Текст, 2001.
  2. Гроссман В. Треблинский ад. М.: Мысль, 1996.
  3. Гутман И., Галиль Н. Катастрофа и память о ней. Иерусалим: Яд Вашем, 2007.
  4. Казематами смерти. М.: Мысль, 1996.

Документы:

  1. Дневник Анны Франк.
  2. Кертес И. Без судьбы. М.: Текст, 2007.
  3. Леви П. Человек ли это? М.: Текст, 2001.
  4. Освенцим глазами СС. Варшава: Интерпресс, 1991.
  5. Петренко В. До и после Освенцима. М.: Фонд «Холокост», 2000.
  6. Погожев А.А., Стенькин П.А. Побег из Освенцима. Остаться в живых. М.: Эксмо, 2005.
  7. Фрид Х. Осколки одной жизни: Дорога в Освенцим и обратно. М.: 1999.
  8. Черная книга/ В.Гроссман, И.Эренбург. Иерусалим, 1980.