Активизация учебной деятельности на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


«Одно из высших наслаждений – это наслаждение творить».
Л.Н.Толстой

В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения, но и сохранения традиционной системы учитель просто обязан работать творчески. Это значит, что учитель систематически пополняет свои знания, уроки проводит разнообразно и увлекательно. У каждого творчески работающего педагога вырабатывается свой стиль работы, свой педагогический почерк.

Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов заключается в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математика, русский язык, литература, биология и география, технология, т.к. приходится преподавать в одном лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, природоведение, труд и другие предметы. Это сложный вид учительского труда, но коль вопрос о предметном преподавании в начальной школе пока не ставится, современный учитель должен творчески подходить к преподаванию всех предметов.

Данная работа посвящена предмету окружающий мир, который интегрирует научные понятия биологии, физической географии, астрономии, экологии, физики. Функции школьного природоведения:

  1. Сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе, труде людей ближайшего окружения школы и своей области, об изменениях природы по временам года.
  2. Обогатить личный опыт учащихся конкретными представлениями путем проведения с ними систематических наблюдений за предметами и явлениями природы.
  3. Раскрыть некоторые доступные для этого возраста взаимосвязи и взаимозависимости предметов и явлений природы.
  4. Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам природы.

Для осуществления данных функций природоведения необходимо умело организовывать учебную деятельность на уроках. Чтобы создать условия для формирования учебной деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений – отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.

Для успешной организации учебной деятельности на уроках окружающего мира следует учитывать следующие положения:

  1. Выделение основных понятий и учебной задачи урока.
  2. Полная умственная нагрузка всех учащихся класса в течение урока.
  3. Разнообразие структуры и методов обучения.
  4. Использование, по возможности, на каждом уроке окружающего мира натуральных наглядных пособий и практических методов обучения.
  5. Знание учителем психических особенностей младшего школьника, а поэтому применение физкультминуток и дидактических игр.
  6. Использование на уроках окружающего мира самостоятельной работы школьников: решение проблемных задач, выполнение лабораторных опытов, работа с дополнительной литературой.

В начальной школе только 5% учебного времени приходится на уроки окружающего мира. За такое небольшое число уроков учащиеся должны усвоить основы важного пропедевтического предмета – окружающего мира, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. Чем сложнее содержание предмета и меньше число уроков, приходящихся на него, тем больше роль каждого урока, тем эффективнее должна быть организована учебная деятельность.

Хорошие уроки обеспечивают престиж уроков окружающего мира, плохие отталкивают детей от школы и учителя. Существует следующий факт: из 1500 опрошенных учащихся начальных классов Кемеровской области лишь 60 (4%) назвали окружающий мир любимым предметом. Этот факт подтверждает низкий уровень организации учебной деятельности на уроках окружающего мира.

Каким образом активизировать учебную деятельность на уроках окружающего мира в современной начальной школе?

В работах ученого-педагога Г.М.Муртазина сказано, что активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их, затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.

Выдающийся ученый-педагог М.Н.Скаткин предлагает следующие способы активизации учебной деятельности:

  • проблемное изложение знаний;
  • дискуссия;
  • комментированные упражнения;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • творческая работа учащихся;
  • коллективная познавательная деятельность;
  • формирование стимулов к учению и другие.

Не отрицая пути активизации, выдвинутые М.Н.Скаткиным, можно выделить для уроков окружающего мира еще ряд способов активизации:

  • игровые методы,
  • обучение приемам познания живой природы,
  • организация предметных действий через введение в урок рисования и моделирования,
  • введение в урок занимательности,
  • проведение нетрадиционных уроков природоведения и др.

Остановимся на характеристике нетрадиционных уроков. По определению И.Г. Подласова нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».

Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажением структуры урока.

По моему мнению, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, в частности, на уроках окружающего мира. Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов, что осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки.

Экспериментальные исследования, проведенные в школах Новокузнецка, Новокузнецкого района по использованию нетрадиционных уроков как нового типа уроков окружающего мира, показали в основном положительные результаты. Исходя из наблюдений, можно сказать, что нетрадиционные уроки:

  • способствуют реализации познавательных целей обучения, повышают производительность труда учащихся;
  • приучают детей к самостоятельности, активности в общении с товарищами, ответственности;
  • дают прекрасные возможности для развития мышления, воображения, устной речи младшего школьника;
  • делают объективным процесс самооценки и оценки других учащихся;
  • повышают познавательный интерес к окружающему миру, способствуют формированию прочных знаний о природе.

Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков окружающего мира:

  1. Урок – КВН
  2. Урок – сказка
  3. Урок – консультация
  4. Урок – экспедиция
  5. Урок – путешествие
  6. Урок – «Лесная газета»
  7. Урок – спектакль
  8. Урок – соревнование
  9. Урок-викторина
  10. Урок – «Следствие ведут знатоки»
  11. Урок – ярмарка
  12. Интегрированный урок
  13. Урок – аукцион
  14. Урок – эстафета
  15. Урок – лекция
  16. Урок – «Клуб почемучек»
  17. Урок – экзамен
  18. Урок – «Эврика»
  19. Коллективный урок
  20. Урок творчества
  21. Урок – встреча
  22. Урок – конференция
  23. Урок – игра
  24. Урок – деловая игра

Краткое описание ряда нетрадиционных уроков представлено Приложение 1.

В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как внеклассные формы организации учебной работы. Не случайно, поэтому нетрадиционные уроки необычные по замыслу и организации больше нравятся учащимся, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Но, однако, нужно помнить, что превращать нетрадиционные уроки в главную форму обучения окружающего мира нецелесообразно из-за большой потери времени и невысокой результативности.

Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (урок-путешествие, интегрированный, коллективный уроки, урок-лекция) можно использовать при изучении нового материала. Проводятся нетрадиционные уроки не чаше одного-двух раз в четверть, обычно при завершении какого-либо раздела окружающего мира. Желательно

подобный урок по расписанию ставить последний, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проводить следующие уроки.

К данному типу урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители. Дети могут смастерить наглядные пособия, подготовить доклады и сообщения по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить и встретить гостей.

Конспект урока-путешествия по окружающему миру в 3 классе по теме «Наша безопасность. О молниях, змеях, собаках и прочем» представлено в Приложении 2.

Следует отметить, что введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.

В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Организация нетрадиционного обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.