«Одно из высших наслаждений – это наслаждение
творить». |
В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения, но и сохранения традиционной системы учитель просто обязан работать творчески. Это значит, что учитель систематически пополняет свои знания, уроки проводит разнообразно и увлекательно. У каждого творчески работающего педагога вырабатывается свой стиль работы, свой педагогический почерк.
Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов заключается в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математика, русский язык, литература, биология и география, технология, т.к. приходится преподавать в одном лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, природоведение, труд и другие предметы. Это сложный вид учительского труда, но коль вопрос о предметном преподавании в начальной школе пока не ставится, современный учитель должен творчески подходить к преподаванию всех предметов.
Данная работа посвящена предмету окружающий мир, который интегрирует научные понятия биологии, физической географии, астрономии, экологии, физики. Функции школьного природоведения:
- Сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе, труде людей ближайшего окружения школы и своей области, об изменениях природы по временам года.
- Обогатить личный опыт учащихся конкретными представлениями путем проведения с ними систематических наблюдений за предметами и явлениями природы.
- Раскрыть некоторые доступные для этого возраста взаимосвязи и взаимозависимости предметов и явлений природы.
- Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам природы.
Для осуществления данных функций природоведения необходимо умело организовывать учебную деятельность на уроках. Чтобы создать условия для формирования учебной деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений – отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.
Для успешной организации учебной деятельности на уроках окружающего мира следует учитывать следующие положения:
- Выделение основных понятий и учебной задачи урока.
- Полная умственная нагрузка всех учащихся класса в течение урока.
- Разнообразие структуры и методов обучения.
- Использование, по возможности, на каждом уроке окружающего мира натуральных наглядных пособий и практических методов обучения.
- Знание учителем психических особенностей младшего школьника, а поэтому применение физкультминуток и дидактических игр.
- Использование на уроках окружающего мира самостоятельной работы школьников: решение проблемных задач, выполнение лабораторных опытов, работа с дополнительной литературой.
В начальной школе только 5% учебного времени приходится на уроки окружающего мира. За такое небольшое число уроков учащиеся должны усвоить основы важного пропедевтического предмета – окружающего мира, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. Чем сложнее содержание предмета и меньше число уроков, приходящихся на него, тем больше роль каждого урока, тем эффективнее должна быть организована учебная деятельность.
Хорошие уроки обеспечивают престиж уроков окружающего мира, плохие отталкивают детей от школы и учителя. Существует следующий факт: из 1500 опрошенных учащихся начальных классов Кемеровской области лишь 60 (4%) назвали окружающий мир любимым предметом. Этот факт подтверждает низкий уровень организации учебной деятельности на уроках окружающего мира.
Каким образом активизировать учебную деятельность на уроках окружающего мира в современной начальной школе?
В работах ученого-педагога Г.М.Муртазина сказано, что активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их, затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.
Выдающийся ученый-педагог М.Н.Скаткин предлагает следующие способы активизации учебной деятельности:
- проблемное изложение знаний;
- дискуссия;
- комментированные упражнения;
- самостоятельная работа учащихся;
- творческая работа учащихся;
- коллективная познавательная деятельность;
- формирование стимулов к учению и другие.
Не отрицая пути активизации, выдвинутые М.Н.Скаткиным, можно выделить для уроков окружающего мира еще ряд способов активизации:
- игровые методы,
- обучение приемам познания живой природы,
- организация предметных действий через введение в урок рисования и моделирования,
- введение в урок занимательности,
- проведение нетрадиционных уроков природоведения и др.
Остановимся на характеристике нетрадиционных уроков. По определению И.Г. Подласова нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».
Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажением структуры урока.
По моему мнению, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, в частности, на уроках окружающего мира. Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов, что осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки.
Экспериментальные исследования, проведенные в школах Новокузнецка, Новокузнецкого района по использованию нетрадиционных уроков как нового типа уроков окружающего мира, показали в основном положительные результаты. Исходя из наблюдений, можно сказать, что нетрадиционные уроки:
- способствуют реализации познавательных целей обучения, повышают производительность труда учащихся;
- приучают детей к самостоятельности, активности в общении с товарищами, ответственности;
- дают прекрасные возможности для развития мышления, воображения, устной речи младшего школьника;
- делают объективным процесс самооценки и оценки других учащихся;
- повышают познавательный интерес к окружающему миру, способствуют формированию прочных знаний о природе.
Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков окружающего мира:
- Урок – КВН
- Урок – сказка
- Урок – консультация
- Урок – экспедиция
- Урок – путешествие
- Урок – «Лесная газета»
- Урок – спектакль
- Урок – соревнование
- Урок-викторина
- Урок – «Следствие ведут знатоки»
- Урок – ярмарка
- Интегрированный урок
- Урок – аукцион
- Урок – эстафета
- Урок – лекция
- Урок – «Клуб почемучек»
- Урок – экзамен
- Урок – «Эврика»
- Коллективный урок
- Урок творчества
- Урок – встреча
- Урок – конференция
- Урок – игра
- Урок – деловая игра
Краткое описание ряда нетрадиционных уроков представлено Приложение 1.
В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как внеклассные формы организации учебной работы. Не случайно, поэтому нетрадиционные уроки необычные по замыслу и организации больше нравятся учащимся, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Но, однако, нужно помнить, что превращать нетрадиционные уроки в главную форму обучения окружающего мира нецелесообразно из-за большой потери времени и невысокой результативности.
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (урок-путешествие, интегрированный, коллективный уроки, урок-лекция) можно использовать при изучении нового материала. Проводятся нетрадиционные уроки не чаше одного-двух раз в четверть, обычно при завершении какого-либо раздела окружающего мира. Желательно
подобный урок по расписанию ставить последний, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проводить следующие уроки.
К данному типу урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители. Дети могут смастерить наглядные пособия, подготовить доклады и сообщения по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить и встретить гостей.
Конспект урока-путешествия по окружающему миру в 3 классе по теме «Наша безопасность. О молниях, змеях, собаках и прочем» представлено в Приложении 2.
Следует отметить, что введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.
В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.
Организация нетрадиционного обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.